Дело № 2-818/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Безверхой А.В.,
при секретаре Слипак А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 19 апреля 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Коломыцыной О.В. к Управлению Росреестра по Омской области, администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о снятии с кадастрового учета земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Коломыцыной О.В. обратилась в Омский районный суд Омской области с вышеназванным исковым заявлением. В обоснование своих требований истец указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В 2015 году истец обратился в ООО «<данные изъяты>» для оформления в собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью 639 кв.м. 16.04.2015 истец получил отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером №, местоположение которого: <адрес> с видом разрешенного использования – для размещения многоквартирного дома, поставлен на кадастровый учет 17.06.2015, т.е. до издания постановления главы сельского поселения администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 09.07.2015№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и проведения 29.09.2015 общего внеочередного собрания собственников помещения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> о формировании земельного участка. Кроме того, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером №, сформирован под другой частью этого же дома и поставлен на кадастровый учет 24.12.2012, принадлежит на праве собственности С.Е.А., являющейся собственником части дома в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> и принимавшей участие в общем внеочередном собрании собственников помещения в этом же многоквартирном доме с целью осуществления государственной регистрации доли в праве пропорционально размеру общей площади помещения под указанным домом. Более того, дом, расположенный по адресу: <адрес> утратил статус многоквартирного 28.05.2008 на основании решения Омского районного суда Омской области. В данном решении суд пришел к выводу, что часть жилого дома, в которой находится квартира, занимаемая С.Е.А., представляет собой индивидуально-обособленную часть одноэтажного здания с жилыми и вспомогательными помещениями, предоставленными для непосредственного проживания. Земельный участок с кадастровым номером № сформированный под другой частью этого же дома имеет вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки. На основании изложенного истец просит снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, площадью 693 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения многоквартирного жилого дома, расположенный по адресу: <адрес> путем исключения из государственного кадастра сведений о земельном участке.
Истец Коломыцына О.В. в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежаще, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель истца Глебова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Обратила внимание суда, что из публичной кадастровой карты следует, что границы спорного земельного участка с кадастровым номером № сформированы только под частью жилого дома, в котором расположена квартира истца и имеют смежную границу с земельным участком, принадлежащим С.Е.А., которая в свою очередь является собственником второго жилого помещения, расположенного в доме №. Таким образом, земельный участок имеющий вид разрешенного использования под многоквартирным домом, фактически расположен не под всем домом. Такое расположение земельного участка с кадастровым номером № препятствует истцу в реализации своего права на земельный участок в порядке ст. 36 ЖК РФ.
Представитель ответчика администрации Морозовского сельского поселения Криворучко А.А., действующая на основании доверенности, разрешение требований по существу оставила на усмотрение суда.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Омской области Комиссаров Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором пояснил, что истец должен обосновать необходимость снятия спорного участка с кадастрового учета, а в случае удовлетворения его требования, вступивший в законную силу судебный акт о снятии земельного участка с кадастрового учета будет являться основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости. Также указал, что Управление не является надлежащим ответчиком, в настоящем споре, поскольку не является субъектом спорным материальных правоотношений, права истца на спорное недвижимое имущество не нарушало.
Представитель третьего лица администрации Омского муниципального района Омской области Вождаева Е.А., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований истца.
Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области Кадочникова П.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежаще, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила письменный отзыв на исковое заявление.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участников судебного процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч. 1 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
До 01.01.2017 кадастровый учет земельных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закона о государственном кадастре).
В соответствии с частью 4 ст. 24 Закона о кадастре было установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 ст. 35 Закона о государственном кадастре было установлено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской федерации 30.11.2016, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Приведенные выше ранее действовавшие нормы права устанавливали исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости, действовавшим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.
С 01.01.2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
В соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости предусмотрено для следующих случаев: для объектов, которые содержались в ГКН со статусом «Временные» (с. 7 ст. 72); в случае прекращения существования объекта недвижимости (ст. 14); снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости (часть 4 ст. 41); земельные участки, учтенные в установленном законодательством порядке до 01.03.2008, снимаются с учета в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН (с. 3 ст. 70).
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 639 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования – для размещения многоквартирного жилого дома, для многоквартирной застройки. Кадастровый номер присвоен 17.03.2015. В пределах земельного участка частично расположен объект недвижимости с кадастровым номером № Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05.04.2019.
Согласно кадастровому паспорту здания с кадастровым номером №, здание является многоквартирным жилым домом площадью 112,3 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>. В здании расположены объекты недвижимости с кадастровым номерами №. Из схемы в кадастровом паспорте следует, что жилой дом является одноэтажным двухквартирным жилым домом.
Из кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером № следует, что кадастровый учет земельного участка произведен 17.03.2015 на основании представленных межевых планов от 06.02.2015, 04.03.2015, 13.03.2015.
Из реестрового дела земельного участка с кадастровым номером № следует, что решение о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом было принято 29.05.2015 на внеочередном собрании собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается протоколом № 1 собрания.
Схема расположения земельного участка утверждена постановлением главы администрации Морозовского сельского поселения от 09.07.2015 № 91.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 гда № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшего на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет) необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Статьей 38 этого Федерального закона предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Из представленных доказательств следует, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет до вынесения постановления «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и до проведения общего внеочередного собрания собственников жилья в многоквартирном доме, на основании которого был сформирован земельный участок и определен его размер.
Таким образом, в материалы дела доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями закона не имеется.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.04.2019, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 660 кв.м., из состава земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для размещения дома индивидуальной жилой застройки, для индивидуальной жилой застройки, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир часть жилого дома. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, принадлежит на праве собственности С.Е.А. с 22.07.2013. Дата присвоения кадастрового номера 24.12.2012.На основании вступившего в законную силу решения Омского районного суда Омской области от28.05.2008, за С.Е.А. признано право собственности на часть жилого дома А (1Ч), которая соответствует квартире № 1.
16.04.2015 Коломыцына О.В. обратилась в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество (доли пропорционально размеру общей площади помещения) на земельный участок с кадастровым номером №, поскольку из представленной регистрирующему органу схемы к постановлению об утверждении схемы расположения земельного участка следует, что земельный участок сформирован не под многоквартирным домом, а под его частью.
Также у регистрирующим органом было установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, имеются сведения о земельном участка с кадастровым номером №, сформированном под другой частью этого же дома и поставленный на кадастровый учет 24.12.2012, который принадлежит на праве собственности С.Е.А., являющейся собственником ячасти дома (квартиры) в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> и принимавшей участие в общем внеочередном собрании собственников помещения в этом же многоквартирном доме с целью осуществления государственной регистрации доли в праве пропорционально размеру общей площади помещения под указанным домом.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что предусмотренных нормами Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оснований для снятия ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером № регистратором не имеется.
Вместе с тем, судебный акт является основанием для внесения записи в ЕГРН в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРН не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на земельный участок.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства и правовые нормы, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером №, поставлен на кадастровый учет до издания постановления главы администрации Морозовского сельского поселения от 09.07.2015 № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и до проведения общего внеочередного собрания собственников жилья в многоквартирном жилом доме, на котором принято решение о формировании земельного участка и определении его размера, спорный участок имеет статус "ранее учтенный", не имеет статуса "временный" и не может быть снят с государственного кадастрового учета регистратором, спор о праве в отношении участка отсутствует, а так же учитывая, что наличие на учете земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования для размещения многоквартирного жилого дома, с установленными границами под частью многоквартирного жилого дома, препятствует истцу в реализации его права на земельный участок как собственнику квартиры в многоквартирном доме (ст. 36 ЖК РФ), суд приходит к выводу, что отсутствие установленного законом порядка снятия с государственного кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту.
Учитывая, что внесение сведений о спорном объекте в государственный кадастр недвижимости нарушает права и законные интересы Коломыцыной О.В., орган кадастрового учета не имеет иных правовых оснований для самостоятельного исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном участке, а заявитель - иных способов защиты нарушенного права кроме обращения в суд с иском о снятии участка с кадастрового учета, суд приходит к выводу, что требования Коломыцыной О.В. о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем не подлежат удовлетворению требования истца к Управлению Росреестра по Омской области, поскольку Управление в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» является государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и государственный кадастровый учет объектов недвижимости. Управление не является субъектом спорных материальных правоотношений, права истца на спорное недвижимое имущество не нарушало.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коломыцыной О.В. к Управлению Росреестра по Омской области, администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о снятии с кадастрового учета земельного участка удовлетворить частично.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, площадью 693 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Безверхая
Решение в окончательной форме изготовлено 24 апреля 2019 года.