Дело №
РЕШЕНИЕ
<адрес> 06 апреля 2022 года
Судья Ленинского районного суда <адрес> ФИО5
рассмотрев жалобу защитника должностного лица Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан Гусейнова ФИО9, Болговой ФИО10 на постановление Врио руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан по делу N 22-15.14/79 по делу административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 17 февраля 2022 года в отношении должностного лица Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Врио руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес>, должностное лицо Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан РД ФИО3, признан винновым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Защитник должностного лица Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан ФИО3, ФИО1 действующая по доверенности обратилась в суд с жалобой на указанное выше постановление ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая при этом, что он действительно совместно с ФИО6, начальником управления учета и отчетности - главный бухгалтер от ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и обладающей правом второй подписи подписал распоряжение о выделении субсидии, что соответствовало требованиям ст.38 БК РФ. При этом я руководствовался нормативными правовыми актами Республики Дагестан, устанавливающими в 2020 года правила предоставления сельхозтоваропроизводителям субсидий по указанным направлениям, которыми не было предусмотрено представление получателем субсидий документов, подтверждающих фактически произведенные затраты. Он как Министр руководствовался в своей деятельности нормативными документами Правительства Республики Дагестан и Постановлением Правительства Республики Дагестан. В материалах дела об административном правонарушении органом вынесшего постановление не установлена умышленная вина в совершении административного правонарушения им. В материалах административного протокола отсутствуют материалы и документы, подтверждающие факты нецелевого использования полученных фермером бюджетных средств. Отсутствуют данные о том, что он знал или предполагал о том, что направляемые средства будут использованы с нарушением договоренностей, указанных в Соглашении о выделении субсидии. Просит суд постановление отменить.
В судебном заседании защитник должностного лица Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан ФИО3, ФИО1 жалобу поддержала, просила суд её удовлетворить по основаниям в ней изложенным.
В судебном заседании должностного лица составившего протокол об административном правонарушении ФИО7 в удовлетворении жалобы просила суд отказать, и пояснила, что в соответствии со ст.304.4 Бюджетного кодекса РФ при отсутствии документов подтверждающих фактически затраты считается как нецелое использование, что было отражено в протоколе об АП. Министерство сельского хозяйства РД является уполномоченным органом для предоставления субсидий выделяемых из федерального бюджета, и при издании проекта Постановления «Об общих требований о выделении субсидий» обязано было нести ответственность за его составление. В связи с несоответствием издания Постановление Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 76, а именно указанию требованиям, изложенным в п.9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 887, ФИО3 осуществил нецелевое использование бюджетных средств.
Выслушав защитника ФИО3, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
При рассмотрении дела должностным лицом вынесшим постановление установлено, что на основании приказа Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ №п «О назначении плановой выездной проверки в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан» проведена плановая выездная проверка годовых отчетов об исполнении в 2020 году бюджетов субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также исполнения субъектами Российской Федерации согласно приложению № к постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № дополнительных обязательств, установленных в соответствии с пунктом 4 перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих включению в соглашение, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, утвержденного приложением № к постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. По результатам плановой выездной проверки выявлено нарушение п.9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", а именно заявкой на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан ФИО3 средства субсидий в сумме 180 000 рублей перечислены сельскохозяйственному производственному кооперативу «Юзбековский», председателем которого является ФИО8 ( инн 0535000835), при отсутствии документов, подтверждающих фактически произведенные затраты, то есть использованы не по целевому назначению.
С указанными выводами должностного лица согласится нельзя по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 20 октября за № выделены субсидии федерального бюджета, предусмотренные на возмещение части затрат на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а так же на повышение плодородия и качества почв в сумме 180 000 руб. СПК «Юзбековский» во исполнение обязательств по Соглашению о предоставлении субсидии № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством сельского хозяйства и продовольствия РД в лице первого заместителя Министра ФИО2, действующего на основании приказа Минсельхозпрода РД № от ДД.ММ.ГГГГ с СПК «Юзбековский» <адрес> Республики Дагестан.
Данное Соглашение было издано в соответствии с «Правилами предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Дагестан в целях возмещения части их затрат, связанных с развитием отдельных подотраслей растениеводства, а также сельскохозяйственного страхования в <адрес>», утвержденным Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан в целях возмещения части их затрат, связанных с развитием отдельных подотраслей растениеводства, а так же сельскохозяйственного страхования в <адрес>».
Согласно условиям Соглашения о предоставлении субсидии, субсидия представляется на цели, указанные в разделе 1 Соглашения при условии представления Получателем в Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан документов, в соответствии с правилами предоставления субсидии и Соглашением, а также иных документов, определенных в приложении № к Соглашению.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частями 3,4 ст.1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению как наличие события административного правонарушения, так и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, судья, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К доказательствам отнесены протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.
В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, образует факт направления средств, полученных из бюджета Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Субъективная сторона общественно опасного деяния, ответственность за которое установлена ст. 15.14 КоАП РФ, характеризуется только умышленной формой вины, когда уполномоченное должностное лицо сознавало противоправный характер своего действия по оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным бюджетной сметой, предвидело возможность наступления вредных последствий для охраняемых законом бюджетных отношений и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).
Согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Субсидии – это финансовая поддержка физическому или юридическому лицу без каких-либо конкретных условий и независимо от финансового состояния субъектов, которым она предоставляется, поскольку предназначена для стимулирования в данном случае предпринимательской деятельности.
Согласно п. 14.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении вопроса о законности меры принуждения в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, примененной на основании статьи 289 БК РФ, а также дел о привлечении лиц к административной ответственности на основании статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судам необходимо учитывать статью 38 БК РФ, согласно которой установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 289 Бюджетного Кодекса РФ, использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Согласно Закону Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правительстве Республики Дагестан» ( далее – Закон РД), Правительство Республики Дагестан является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан. Оно самостоятельно решает вопросы государственного управления, отнесенного к его компетенции федеральным законодательством, Конституцией Республики Дагестан, законами Республики Дагестан, указами и распоряжениями Президента Республики Дагестан и Главы Республики Дагестан.
В соответствии со ст.11 Закона РД, правительство Республики Дагестан руководит работой министерств и иных органов исполнительной власти Республики Дагестан, координирует и контролирует их деятельность.
В соответствии со ст.14 Закона РД, Правительство Республики Дагестан распоряжается кредитными и иными финансовыми ресурсами Республики Дагестан.
В соответствии со ст.36 Закона РД, при осуществлении своих полномочий министры подотчетны Правительству Республики Дагестан.
В соответствии со ст.21 Закона РД., Правительство Республики Дагестан на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, законов Республики Дагестан, указов и распоряжений Президента Республики Дагестан и Главы Республики Дагестан издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Дагестан. Постановления и распоряжения Правительства Республики Дагестан подписываются Председателем Правительства Республики Дагестан или лицом, исполняющим обязанности Председателя Правительства Республики Дагестан. Постановления и распоряжения Правительства Республики Дагестан могут быть отменены или приостановлены Главой Республики Дагестан, а также обжалованы в суд. Постановления Правительства Республики Дагестан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные постановления Правительства Республики Дагестан, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, судом установлено следующее.
Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 887.
Так согласно п. 9 Общих требований содержит указание на то, что правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 2 - 6 настоящего документа, в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий, должен содержат, в том числе, положения: о направлениях затрат (недополученных доходов), на возмещение которых предоставляется субсидия; о перечне документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы), а также при необходимости о требованиях к таким документам.
Между тем, Порядок предоставления субсидии из бюджета на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием банных услуг населению, утвержденный Постановление Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 76, не содержит данные положения.
Тем самым, получатели субсидии по своему усмотрению направляют средства бюджета, полученные на возмещение затрат (недополученных доходов). При этом, федеральный законодатель предусматривает предоставление сведений о направлениях расходов, источников финансового обеспечения которых является субсидия. При этом в данном случае главный распорядитель средств бюджета лишен возможности контроля за расходованием средств субсидии, полученной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере сельского хозяйства, т.к. нормативным правовым актом субъекта РД не определены направления затрат и перечень документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Однако, на основании предоставленных полномочий Главой РД издано Постановление Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 76 которым утверждены Правила предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан в целях возмещения части их затрат, связанных с развитием отдельных подотраслей растениеводства, а также сельскохозяйственного страхования в <адрес>.
Материалы дела не содержат сведений об оспаривании в порядке ст.208 КАС РФ положений Постановление Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 76 либо иные доказательства, позволяющие установить незаконность принятого постановления, что свидетельствует о соответствии принятого постановления закону.
Указанное Постановление подписано Главой РД, опубликовано в официальном печатном издании, вступило в силу с момента его официального опубликования, является обязательным для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение.
Постановление Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 76 вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ согласно сведениям в сети «Интернет» http://pravo.e-dag.ru/document/05002005528/.
Вывод должностного лица, изложенные в постановлении на несоответствие правил выделения субсидий Постановлениям Правительства России не могут свидетельствовать о нарушениях закона со стороны ФИО3 выразившееся в нецелевом использовании бюджетных средств, поскольку ФИО3 являющийся Министром сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан руководствовался в своей деятельности нормативными - правовыми актами, действующими на территории Республики Дагестан и Постановление Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 76, которое имело юридическую силу и исполнялось на территории РД.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на время исполнения своих должностных обязанностей Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан ФИО3 предоставлял субсидии из республиканского бюджета Республики Дагестан на основании утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 76 Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан в целях возмещения части их затрат, связанных с развитием отдельных подотраслей растениеводства, а также сельскохозяйственного страхования в <адрес>.
Отсутствие указания при предоставлении субсидий о перечне документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы), а также при необходимости о требованиях к таким документам в нарушение п.9 Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 887, не свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств при предоставлении субсидий и не может служить основанием для привлечения ФИО3 к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ, поскольку постановление Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 76, никем не оспорено в порядке ст.208 КАС РФ, вступило в законною силу и подлежало его применению на всей территории РД, что и было сделано ФИО3 в рамках своих полномочий.
На основании изложенного, в действиях должностного лица Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан ФИО3 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Врио руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан по делу N 22-15.14/79 по делу административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 17 февраля 2022 года в отношении должностного лица Министерства Сельского хозяйства РД ФИО3 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховый суд РД в течение 10 дней со дня его получения.
Судья С.И. Магомедов