ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
31 марта 2022 г. г. Ереван
5 гарнизонный военный суд в составе председательствующего Шельдяева А.Р., при секретаре судебного заседания Григорьянц М.С., с участием государственного обвинителя – <данные изъяты> военного прокурора № военной прокуратуры гарнизона <данные изъяты> Тоневицкого А.В., подсудимого Головенко Д.К., защитника – адвоката Бештау Н.И., в открытом судебном заседании рассмотрел уголовное дело в отношении военнослужащего войсковой части полевая почта (далее – в/ч п.п.) № <данные изъяты>
Головенко Дмитрия Константиновича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина РФ, <данные изъяты> образованием, <семейное положение>, несудимого, проходящего военную службу по контракту с июля 2020 г., проживающего по адресу <адрес>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 337 УК РФ.
Судебным следствием военный суд
установил:
приказом командира в/ч п.п. №, дислоцированной в <адрес>, от 21 июля 2021 г. № 171 Головенко направлен в служебную командировку для прохождения обучения по воинской специальности в в/ч №, дислоцированную в <адрес>, по 21 октября 2021 г., которая фактически проходила до 30 октября 2021 г. С целью своевременного возвращения к месту службы 18 октября 2021 г. Головенко командованием в/ч № предоставлены авиабилеты по маршруту <адрес> с датой вылета и прибытия 2 ноября 2021 г. и дано указание о необходимости доклада командиру своего подразделения о прибытии. Головенко, действуя умышлено с целью временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы и желая отдохнуть, без уважительных причин и стечения тяжелых обстоятельств самовольно обменял предоставленный ему билет на авиарейс из <адрес> в <адрес> на билет по тому же маршруту с датой вылета и прибытия 16 ноября 2021 г., прибыв в <адрес> 2 ноября 2021 г., стал проживать в <адрес> и в <адрес> и проводил время по своему усмотрению, 4 ноября 2021 г. доложил по телефону командиру своего подразделения об окончании обучения и сообщил недостоверные сведения о предоставлении командованием в/ч № авиабилета с датой прибытия в <адрес> 16 ноября 2021 г. 17 ноября 2021 г. Головенко добровольно прибыл в в/ч п.п. №, тем самым прекратив свое незаконное нахождение с 3 ноября 2021 г. вне воинской части.
Подсудимый Головенко виновным себя в инкриминируемом ему деянии признал и дал показания, соответствующие по содержанию изложенному выше. При этом пояснил, что решил самовольно не убывать к месту службы, узнав о проблемах по хозяйству у своей <данные изъяты>, а также с целью решения личных вопросов. Умысла вовсе уклониться от прохождения военной службы не имел, противоправность своего деяния осознавал, в содеянном раскаялся.
Помимо личного признания виновность Головенко в совершении вышеуказанного преступного деяния подтверждается следующими доказательствами.
В ходе предварительного расследования свидетели показали:
ФИО1, что приказом командира в/ч п.п. № от 21 июля 2021 г. № 171 ряд военнослужащих из нескольких подразделений воинской части, в том числе Головенко, были направлены в служебную командировку для прохождения обучения по воинской специальности в в/ч № по 21 октября 2021 г. с возможностью продления срока обучения. Командированные военнослужащие из других подразделений возвратились в воинскую часть 2 ноября 2021 г., а Головенко и еще несколько военнослужащих – лишь 17 ноября 2021 г. По результатам принятых им соответствующих мер из в/ч № была получена копия авиабилета на имя Головенко, согласно которому последний должен был прибыть к месту службы из командировки 2 ноября 2021 г.;
ФИО2, что Головенко в числе других военнослужащих в/ч п.п. № находился в командировке и проходил обучение во вверенном ему подразделении сроком по 30 октября 2021 г. За время обучения никто из указанных военнослужащих, включая Головенко, не жаловался ему на условия прохождения военной службы, применение неуставных взаимоотношений, тяжелые жизненные обстоятельства. Во второй декаде октября он организовал приобретение билетов на авиарейсы по маршруту <адрес> для убытия указанных военнослужащих к месту службы с датой прибытия не позднее 2 ноября 2021 г., светокопии которых оставил у себя. Перед убытием из в/ч № он инструктировал каждого военнослужащего, прошедшего обучение, о недопустимости неявки в срок на службу из командировки и необходимости доклада непосредственному командиру о прибытии. В конце ноября ему стало известно, что ряд обучавшихся военнослужащих, включая Головенко, не прибыли к месту службы 2 ноября 2021 г.;
ФИО3, что 4 ноября 2021 г. подчиненный ему военнослужащий Головенко, командированный в в/ч № для прохождения обучения по воинской специальности по 21 октября 2021 г. с возможностью продления этого срока, доложил ему по телефону, что по окончании обучения получил билет на авиарейс до <адрес> с датой вылета 16 ноября 2021 г. Вечером 16 ноября 2021 г., находясь вместе с воинским подразделением за пределами гарнизона, по телефону получил доклад Головенко о прибытии в <адрес> и сообщил тому о необходимости прибыть на службу в штаб в/ч п.п. № на следующий день в установленное регламентом служебное время. В последующем ему стало известно, что Головенко его обманул, в в/ч № получил билет на авиарейс до <адрес> с датой вылета 2 ноября 2021 г. и в этот же день был обязан прибыть на службу в в/ч п.п. №, однако этого не сделал и с 3 по 16 ноября 2021 г. незаконно отсутствовал на службе;
ФИО4, что в начале ноября 2021 г. к ней домой в <адрес> приехал <данные изъяты> Головенко, сообщив, что прибыл до 16 ноября 2021 г. Его приезд был обусловлен тем, что несколькими днями ранее она сообщила <данные изъяты> по телефону о протечке крыши гаража, в ремонте которой ей нужна была помощь. По приезду <данные изъяты> помогал ей с указанным ремонтом, после чего 16 ноября 2021 г. убыл в <адрес>. При этом Головенко не рассказывал ей о том, что самовольно не явился в срок в воинскую часть после окончания обучения, не жаловался ни на условия прохождения военной службы, ни на применение к нему неуставных взаимоотношений. Каких-либо обстоятельств, препятствовавших убытию <данные изъяты> к месту службы, не имелось.
Согласно выписке из приказа командира в/ч п.п. № от 21 июля 2021 г. № 171 Головенко направлен в командировку в в/ч №, <адрес>, сроком на 90 суток по 21 октября 2021 г. для обучения.
Как видно из копии телеграммы в/ч № Головенко 29 июля 2021 г. зачислен на обучение в указанную воинскую часть, исключен с обучения и направлен к месту службы 30 октября 2021 г.
Протоколами осмотра документов, проведенными в ходе предварительного расследования 19 января и 15 февраля 2022 г., подтверждается, что Головенко в в/ч п.п. № оформлено командировочное удостоверение для убытия в командировку в в/ч №, <адрес>, сроком на 90 суток с 24 июля по 21 октября 2021 г. на обучение, в котором имеются отметки об убытии 24 июля 2021 г. из в/ч п.п. №, прибытии 28 июля 2021 г. в в/ч №, убытии 2 ноября 2021 г. из в/ч №, прибытии 16 ноября 2021 г. в в/ч п.п. №. Также на его имя оформлены маршрутные квитанции бронирования на авиарейсы, выполняемые 2 ноября 2021 г. по маршруту <адрес>, и авиарейс, выполняемый 16 ноября 2021 г. по маршруту <адрес>. Согласно посадочному талону на авиарейс № Головенко 16 ноября 2021 г. совершил перелет из <адрес> в <адрес>.
Головенко 13 июля 2021 г. добровольно сроком на 1 год заключил с Министерством обороны Российской Федерации в лице командира в/ч п.п. № контракт о прохождении военной службы, о чем свидетельствует его копия.
По заключению гарнизонной военно-врачебной комиссии от 15 декабря 2021 г. № 7 Головенко годен к военной службе.
Ссылку защитника в прениях сторон на наличие у подсудимого обстоятельств, смягчающих наказание, предусмотренных п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, суд признает не соответствующей фактическим обстоятельствам и отвергает, поскольку из материалов дела не следует, что он явился с повинной, активно способствовал расследованию преступления, а на дату возбуждения уголовного дела раскрытия преступления не требовалось.
Поэтому деяние Головенко, проходящего военную службу по контракту, выразившееся в том, что с 3 до 17 ноября 2021 г. без уважительных причин он не являлся на службу в в/ч п.п. №, проводя время по своему усмотрению, суд признает неявкой в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенной военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и квалифицирует по ч. 3 ст. 337 УК РФ.
Назначая подсудимому наказание, суд признает смягчающим обстоятельством совершение им иных действий, направленных на заглаживание вреда, причиненного преступлением, в виде принесения извинений командованию и воинскому коллективу. В качестве смягчающих обстоятельств учитывает, что он ранее к уголовной ответственности не привлекался и ни в чем предосудительном замечен не был; рос и воспитывался в <данные изъяты>; добровольно прекратил свое незаконное пребывание вне воинской части; признал свою вину и раскаялся в содеянном; по службе характеризуется положительно, дисциплинарных взысканий не имеет; ходатайство командования воинской части о снисхождении; оказание им регулярной материальной помощи <данные изъяты>.
Поскольку судом не установлено наличия исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, а также других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности совершенного подсудимым преступления, оснований для применения ст. 64 УК РФ не имеется.
Вместе с тем, принимая во внимание совокупность вышеуказанных смягчающих обстоятельств, а также влияние назначаемого наказания на исправление подсудимого, суд приходит к выводу о возможности его исправления назначением наиболее мягкого наказания, предусмотренного ч. 3 ст. 337 УК РФ, в виде ограничения по военной службе.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного Головенко преступления, суд не находит оснований для применения ст. 73 УК РФ.
Оснований для изменения примененной в отношении Головенко меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении не имеется.
Разрешая судьбу вещественных доказательств по делу, суд исходит из требований ст. 81 УПК РФ.
Руководствуясь статьями 307, 308 и 309 УПК РФ, военный суд
приговорил:
Головенко Дмитрия Константиновича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 337 УК РФ, на основании которой назначить ему наказание в виде ограничения по военной службе сроком на 5 (пять) месяцев с удержанием 10 (десяти) процентов из его денежного довольствия в доход государства.
Меру пресечения, избранную в отношении Головенко Д.К. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.
По вступлении приговора в законную силу все вещественные доказательства, перечисленные на л.д. 226 в т. 1 уголовного дела, находящиеся на ответственном хранении в войсковой части полевая почта №, возвратить по принадлежности в войсковую часть полевая почта №.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Южного окружного военного суда через 5 гарнизонный военный суд в течение 10 суток со дня его постановления. В случае направления дела в Южный окружной военный суд для рассмотрения в апелляционном порядке осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, поручить осуществление своей защиты избранному им защитнику, отказаться от защитника либо ходатайствовать перед судом апелляционной инстанции о назначении ему защитника.
Председательствующий А.Р. Шельдяев