ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, д. 51,
г. Улан-Удэ, 670000
тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,
E-mail: vs.bur@sudrf.ru mailto:office@vsbur.ru
Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/
04RS0020-01-2024-000645-42
Судья Атрашкевич В.В., № 12-26/2024
Дело № 21-521 пост. 28.06.2024 г.
Р Е Ш Е Н И Е
23 июля 2024 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., рассмотрев жалобу Пухарева И.В. на решение судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 10 июня 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, в отношении главы - руководителя Администрации МО «Северо-Байкальский район» Пухарева И.В.,
установил:
постановлением № 40/060715 главного государственного инспектора Северо-Байкальского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кобзенко А.А. от 13 мая 2024 года глава - руководитель Администрации МО «Северо-Байкальский район» Пухарев И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.482 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 8 000 руб.
Решением судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 10 июня 2024 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Пухарева И.В. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, глава -руководитель Администрации МО «Северо-Байкальский район» Пухарев И.В. просит решение судьи городского суда и постановление по делу об административном правонарушении отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В заседание вышестоящего суда глава - руководитель Администрации МО «Северо-Байкальский район» Пухарев И.В., должностное лицо, вынесшее постановление, Кобзенко А.А. не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены; ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не направили.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 8.48 КоАП РФ территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Статьей 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1); указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).
Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 384 (далее также – Правила).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Правил Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории двух и более субъектов Российской Федерации и в трансграничных водных объектах.
На основании подпункта «б» пункта 3 Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Таким образом, ведение деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, должно осуществляться только при наличии согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил юридические и физические лица для согласования осуществления иной деятельности (помимо строительства и реконструкции объектов капитального строительства) представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании, к которой прилагаются программы планируемых работ, обосновывающие осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Согласно Приложению к распоряжению Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года № 368-р в границы водоохранной зоны озера Байкал в номерах характерных точек 293, 294, 295 входят Слюдянские озера.
Как следует из материалов дела, 30 марта 2024 года в акватории Слюдянских озер проведена традиционная зимняя рыбалка под названием «Северный Байкал - 2024».
Организатором данного мероприятия являлась Администрация МО «Северо-Байкальский район», что подтверждается распоряжением главы –руководителя Пухарева И.В. от 13 февраля 2024 года № 62.
В день проведения мероприятия 30 марта 2024 года в 11 часов Северобайкальским Межрайонным отделом контроля надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского ТУ Росрыбловства проведено контрольное (надзорное) мероприятие - выездное обследование для проверки соблюдения природоохранного законодательства при использовании водного объекта - озера Слюдянское, расположенного на территории Северо-Байкальского района Республики Бурятия.
В ходе проверки установлено, что 30 марта 2024 года в пределах водоохраной зоны и на ледовом покрове озера Слюдянское Администрацией МО «Северо-Байкальский район» осуществлялась деятельность, оказывающая воздействие на водные ресурсы и среду их обитания, а именно, проведение культурно-массового спортивного мероприятия (рыбалка) «Северный Байкал - 2024» без согласования с уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по рыболовству – Ангаро-Байкальским территориальным управлением.
То обстоятельство, что проведение мероприятия не было согласовано в установленном порядке с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, главой района Пухаревым И.В. не оспаривается.
30 марта 2024 года государственным инспектором Северобайкальского Межрайонного отдела контроля надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского ТУ Росрыбловства по результатам выездного обследования составлен Акт проведения контрольного (надзорного) мероприятия, к которому приложен материал с фототаблицей (л.д. 23-27).
В акте от 30 марта 2024, подписанном государственным инспектором Меньшиковым С.В., зафиксировано, что в указанный день в 11 часов 18 минут на ледовом покрове озера Слюдянское, в точке географических координат N 55.460479 E 109.152300 проводилось культурно-массовое мероприятие по подледном лову «Северный Байкал – 2024» (л.д. 22, на обороте).
Из составленной государственным инспектором фототаблицы усматривается, что в границах водоохранной зоны и на ледовом покрове озера Слюдянское, которое входит в водоохранную зону озера Байкал, осуществлена:
- расчистка грунта и ледового покрова для организации проезда и стоянки автомобилей;
- организовано движение и стоянка транспортных средств;
- организовано размещение торговых палаток;
- установлены сцена, туалеты, контейнеры для мусора.
Такая деятельность, безусловно, оказывает влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, и должна в силу закона осуществляться только при наличии согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В письме Северобайкальского Межрайонного отдела контроля надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского ТУ Росрыбловства от 24 января 2024 года на имя главы района указано, что для согласования проведения мероприятия необходимо было представить, в том числе проектную документацию или программу планируемых работ по оценке воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380 (л.д. 31-32).
Учитывая, что администрацией района указанное требование выполнено не было, территориальный орган Федерального агентства по рыболовству проведение культурно-массового мероприятия не согласовало.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении главы района Пухарева И.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Вина Пухарева И.В. в совершении инкриминируемого правонарушения подтверждается имеющими в деле доказательствами, в том числе актом контрольного (выездного) мероприятия от 30 марта 2024 года, фотоматериалом; распоряжением главы Администрации МО «Северо-Байкальский район» № 62 от 13 февраля 2024 года «О проведении зимней рыбалки «Северный Байкал - 2024», которым определена дата, время и место проведения мероприятия; протоколом № 060715/40 об административном правонарушении от 26 апреля 2024 года; письмом Северобайкальского Межрайонного отдела контроля надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского ТУ Росрыбловства от 24 января 2024 года, письмом главы района Пухарева И.В. на имя межрайонного природоохранного прокурора от 21 марта 2024 года; и иными материалами.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья городского суда пришел к выводу о наличии в действиях главы района Пухарева И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ.
Данный вывод следует признать правильным.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Вопреки доводам жалобы, факт расчистки грунта и ледового покрова водного объекта для организации проезда и стоянки автомобилей, организация движения и стоянки транспортных средств, размещение торговых палаток, установка сцены, туалетов, контейнеров для мусора подтверждается исследованным судом фотоматериалом.
Кроме того, в письме межрайонному природоохранному прокурору от 3 марта 2024 года глава района предоставил информацию по организации и проведению мероприятия Зимняя рыбалка «Северный Байкал-2024» и указал на то, что работа по обустройству места проведения мероприятия, в том числе по установке сцены, обустройству мест для зрителей, точек питания, туалетов, контейнеров для ТКО, торговли, будет осуществлена согласно схемы проведения праздника; после проведения мероприятия конструкции будут демонтированы. На время подготовительных работ и проведения мероприятия установлены контейнеры для сбора твердых бытовых отходов (л.д. 36).
В Плане мероприятий по организации ярмарки и продаже товаров указано на проведение работ по благоустройству площадки ярмарки и прилегающей территории, обеспечению удобного подъезда автотранспорта, заездных карманов.
Таким образом, обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются приведенными выше доказательствами, которые не имеют существенных противоречий, согласуются с другими материалами дела.
Указанное в протоколе об административном правонарушении время «30 марта 2024 года 11 часов 18 минут» является временем выявления признаков административного правонарушения, а не временем проведения перечисленных выше работ.
Довод жалобы о том, что проведение культурно-массового мероприятия не оказало какого-либо неблагоприятного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, проверен судьей городского суда и правомерно не принят во внимание по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом решении. Оснований не согласиться с выводами суда не имеется.
Статьей 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2).
Положениями абзаца девятого статьи 3 указанного Закона установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.
Неустранимых сомнений, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, у суда не возникло.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, в ходе производства по настоящему делу не допущено, нормы материального права применены судом правильно.
Обжалуемое решение отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
решение судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 10 июня 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, в отношении главы - руководителя Администрации МО «Северо-Байкальский район» Пухарева И.В. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья П.С. Назимова