Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2007/2024 ~ М-1192/2024 от 13.03.2024

Категория 2.069

УИД: 91RS0002-01-2024-003325-93

дело №2-2007/2024

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 мая 2024 года                                             город Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Цыкуренко А.С.,

при секретаре Зенгиной Д.Д.,

с участием истца – ФИО1,

представителя ответчика – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МВД по Республике Крым, Отделу пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Крым о признании права на назначение пенсии по инвалидности, возложении обязанности назначить пенсию по инвалидности,-

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к МВД по Республике Крым, Отделу пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Крым о признании права на назначение пенсии по инвалидности, возложении обязанности назначить пенсию по инвалидности.

Заявленные требования мотивированы тем, что по состоянию на 18.03.2014 года истец постоянно проживал на территории Республики Крым и является гражданином РФ.

В июне 1999 года, на основании заключения ВВК ГУМВД Украины в Крыму истец уволился из МВД на пенсию по болезни (п.64 «б») и являлся (с перерывом) получателем пенсии МВД (пенсионное выплатное дело находится в отделе пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Крым).

29.01.2014 г., на основании документов медицинского обследования в госпитале ОМО ГУМВД Украины в АРК, МСЭК Республики Крым истцу была установлена бессрочно 2-я группа инвалидности, связанная с прохождением службы в ОВД и он был признан нетрудоспособным.

В феврале 2014 г., с пенсии МВД истец перешел на гражданскую пенсию. В связи с нахождением на лечении в госпитале и Республиканской больнице им. Н. Семашко свое право на установление пенсии по инвалидности, связанной с прохождением службы в МВД в 2014 году истцом не было реализовано.

В настоящее время истец состоит на учете в ОСФР по Республике Крым, как получатель страховой пенсии по старости и инвалид 2-й группы общего заболевания в соответствии с ФЗ №400 от 28.12.2013 г.

В связи с тем, что в правовых нормах ФЗ №400 от 28.12.2013 г. не предусмотрено право на назначение пенсии по инвалидности, связанной с прохождением службы в МВД, истец обратился в отдел пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Крым с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, связанной с прохождением службы в МВД, предоставив документы, подтверждающие это право, а именно заключение ВВК, справку МСЭК и паспортные данные, подтверждающие факт постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 г. Однако, истцу было указано на то, что на него не распространяется действие п.1 ст.1 и п.1 ст. 3 ФЗ №398 от 01.12.2014 г., которые устанавливают особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ №4468-1 от 12.02.1993 г. граждан РФ постоянно проживающих по состоянию на 18.03.2014 г. на территории Республики Крым из числа лиц являвшихся по состоянию на 31.12.2014 г. получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной или иной приравненной к ней службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 01.01.2015 г.».

Учитывая изложенное истец обратился в суд и просит:

1. Восстановить срок исковой давности с даты, когда истцу стало известно о нарушении права на пенсионное обеспечение, как инвалида МВД, с 28.02.2024 г.

2. Признать за ФИО1 право на назначение пенсии по инвалидности, связанной с прохождением службы в органах внутренних дел.

3. Обязать отдел пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Крым в соответствии с Приказом МВД РФ от 09.01.2018 г. за №7 назначить пенсию по инвалидности, связанной с прохождением службы в органах внутренних лет ФИО1.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала относительно исковых требований, просила отказать, пояснила, что ФИО1 19.09.1983 по 10.06.1999 проходил службу в ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым, после чего был уволен со службы в органах внутренних дел Украины по состоянию здоровья. На основании свидетельства о болезни № 1400с от 02.04.1999 ВВК ГУ МВД Украины в Крыму не годен к военной службе в мирное время, ограничено годен в военное время. Приказом МВД Украины от 09.06.1999 № 236л/с ФИО1 уволен в запас вооруженных сил Украины в соответствии с положением о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Украины по пункту «Б» статьи 64 (по болезни). ДД.ММ.ГГГГ согласно справки Министерства охраны здоровья от ФИО1 установлена вторая группа инвалидности, заболевание связано с прохождением службы в ОВД, дата следующего осмотра ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ согласно справки Министерства охраны здоровья от ФИО1 установлена вторая группа инвалидности, заболевание связано с прохождением службы в ОВД, дата следующего осмотра ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписки из акта осмотра МСЭК от ДД.ММ.ГГГГ установлена третья группа инвалидности, дата следующего осмотра бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ справкой ОМО ГУ МВД Украины в АРК установлена вторая группа инвалидности заболевание связано с прохождением службы в ОВД. ФИО1 изъявил желание перейти на гражданское пенсионное обеспечение и был снят с учета с ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется соответствующая собственноручная запись ФИО1 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», также установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения и органах уголовной исполнительной системы, и их семей»2 граждан Российской Федерации, проходивших военную службу (службу) и проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Действие Федерального закона № 398-ФЗ на ФИО1 не распространяется, поскольку на момент принятия в состав Российской Федерации Республики Крым он не являлся получателем пенсии как бывший сотрудник органов внутренних дел Украины, а также не проходил службу в органах внутренних дел Украины. В связи с изложенным правовых оснований для назначения пенсии по линии МВД России на основании Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ не имеется. Кроме того представителем ответчика заявлено ходатайство о применении последствий пропуска сроков исковой давности, ФИО1 не были приняты меры по обжалованию решения о снятии с учета ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем им пропущен срок исковой давности. Кроме того, в ЦФО МВД по Республике Крым по вопросам нарушенных его прав он также не обращался.

Иные участники в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Информация о дате и времени рассмотрения настоящего дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Киевского районного суда г. Симферополя РК.

На основании положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о надлежащем извещении не явившихся в судебное заседание сторон о месте и времени судебного разбирательства по гражданскому делу.

Частью 3 ст. 167 ГПК РФ предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Частями 1, 5 статьи 11 ГПК РФ определено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Согласно ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», следует, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право на получение пенсий, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого- либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя.

Права граждан Российской Федерации по государственному и страховому пенсионному обеспечению определены Федеральными законами от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15.12.2011 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных из органов внутренних дел, урегулирован Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон о пенсионном обеспечении).

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 5 июля 2011 г. N 863-О-О, от 29 сентября 2016 г. N 2045-О), вышеупомянутый Закон о пенсионном обеспечении является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности при наличии соответствующей выслуги лет, а также воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел.

Приказом МВД России от 25.03.2014 № 175 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» созданы Министерство внутренних дел по Республике Крым и подчиненные ему территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне. МВД по Республике Крым не является правопреемником ликвидированного ГУ МВД Украины в АР Крым, соответственно не имеет полномочий назначать пенсию лицам, которые не проходили службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлен перечень лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, а именно:

а) на следующие категории лиц:

- лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей);

- лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей);

- лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей);

- лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают;

б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, а также на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службе и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках Союза ССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Статьей 1 Федерального закона № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении № 4468-1 граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц:

- являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей;

- проходивших по состоянию на 18 марта 2014 года военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенных с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и членов их семей, за исключением граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Статьей 19 раздела III Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон) регламентировано, что право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Согласно статье 20 Закона группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

В соответствии со статьей 21 Закона к категориям инвалидов, подпадающих под действие закона, отнесены:

а) инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;

б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), - лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.

Статьей 25 Закона определено, что пенсия по инвалидности лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, назначается на период инвалидности, установленной федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а инвалидам-мужчинам старше 60 лет и инвалидам-женщинам старше 55 лет - пожизненно с переосвидетельствованием этих инвалидов только по их заявлению.

Судом по делу установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 19.09.1983 года по 10.06.1999 года проходил службу в ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым, после чего был уволен со службы в органах внутренних дел Украины по состоянию здоровья.

На основании свидетельства о болезни с от ДД.ММ.ГГГГ ВВК ГУ МВД Украины в Крыму не годен к военной службе в мирное время, ограничено годен в военное время.

Приказом МВД Украины от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО1 уволен в запас вооруженных сил Украины в соответствии с положением о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Украины по пункту «Б» статьи 64 (по болезни).

26.08.2010 года согласно справки Министерства охраны здоровья от ФИО1 установлена вторая группа инвалидности, заболевание связано с прохождением службы в ОВД, дата следующего осмотра 26.08.2011.

13.09.2011 года согласно справки Министерства охраны здоровья от ФИО1 установлена вторая группа инвалидности, заболевание связано с прохождением службы в ОВД, дата следующего осмотра 26.08.2013.

Согласно выписки из акта осмотра МСЭК от ДД.ММ.ГГГГ установлена третья группа инвалидности, дата следующего осмотра бессрочно.

29.01.2014 года справкой ОМО ГУ МВД Украины в АРК установлена вторая группа инвалидности заболевание связано с прохождением службы в ОВД.

ФИО1 изъявил желание перейти на гражданское пенсионное обеспечение и был снят с учета с 01.03.2014 года, о чем имеется заявление ФИО1

Таким образом, ФИО1 по состоянию на 31 декабря 2014 года не являлся получателем пенсии, назаченной в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года.

Доводы истца о том, что на него распространяются Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Федерального закона от 01.12.2014 № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» основаны на неверном толковании закона.

Как следует из материалов дела, истец не относится к вышеперечисленным категориям лиц, на которых может распространяться Федеральный закон № 398-ФЗ, поскольку по состоянию на 18.03.2014 он не проходил службу в органах внутренних дел на территории Республики Крым, а также по состоянию на 31.12.2014 не являлся получателем пенсии, назначенной в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы.

В соответствии со ст. 4 Закона о пенсионном обеспечении № 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

Статьей 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установление выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.

Согласно статье 4 Закона о пенсионном обеспечении, пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию с территории Украины, осуществлялось по линии МВД России в соответствии с Соглашением при наличии пенсионного дела, документа, подтверждающего прекращение выплаты пенсии украинской стороной и наличии постоянной регистрации на территории Российской Федерации (вида на жительство).

По информации Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, Соглашение в соответствии со статьей 7 Соглашения прекратило свое действие в отношении Украины по инициативе украинской стороны 23 сентября 2023 года.

Из содержания приведенных норм следует, что вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, исходя из принципа территориальности, регулируются законодательством государства, на территории которого они проходили службу, уволились и, в котором постоянно проживают.

Пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношение пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее.

Соглашением от 24 декабря 1993 г. не предусмотрена возможность первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшему сотруднику органов внутренних дел государством, в которое он переехал для постоянного проживания (Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 № 11-КГ 15-4).

Закон о пенсионном обеспечении № 4468-1 без учета особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 398-ФЗ, не может быть применим к истцу, поскольку истец службу в органах внутренних дел Российской Федерации не проходил, соответственно с такой службы не увольнялся. На момент 18.03.2014 года истец получал пенсию по гражданскому пенсионному законодательству, по состоянию на 31.12.2014 он являлся получателем пенсии в ОСФР по Республике Крым, не относится к категориям лиц, перечисленных статье 1 названного Федерального закона № 398-ФЗ.

Кроме того, в судебном заседании представителем ответчика заявлено ходатайство о применении последствий пропуска сроков исковой давности, поскольку ФИО1 не были приняты меры по обжалованию решения о снятии с учета 04.02.2014 года.

Согласно ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

В силу ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1). По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2).

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Согласно пояснениям истца, о нарушенном праве ему стало известно 28.02.2024 года из отказа пенсионных органов МВД РФ в признании его права на пенсионное обеспечение, как инвалида МВД, из письма ФЭД МВД РФ за №3/247702566551. При этом размер и вид выплачиваемой пенсии устраивал истца до 2024 года.

Судом установлено, что нормативно-правовой акт – Федеральный закон № 398-ФЗ, в котором указан перечень лиц, на которых он распространяется (в том числе на лиц, по состоянию на 31.12.2014 года являвшихся получателем пенсии, назначенной в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы), действует с 03.12.2014 года.

В судебном заседании ФИО1 пояснил, что в 2014-2015 г.г. сильно болел и не мог обратиться в суд, однако не назвал уважительных причин, существовавших в период с 2016-2024, которые послужили препятствием для обращения с иском о защите нарушенных пенсионных прав.

В связи с чем суд полагает, что с 03.12.2014 года истец должен был знать о своем нарушенном праве, а с учетом болезни истца в период 2014-2015 г.г. крайний срок обращения с иском о защите нарушенных пенсионных прав является 03.12.2018 года. Однако, с исковым заявлением истец обратился только 13.03.2024 года. В связи с чем, суд приходит к выводу о пропуске истцом сроков исковой давности.

Учитывая изложенное, исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, -

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МВД по Республике Крым, Отделу пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Крым о признании права на назначение пенсии по инвалидности, возложении обязанности назначить пенсию по инвалидности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Киевский районный суд г. Симферополя.

Мотивированное решение изготовлено 21.05.2024 года.

Судья                                                                                А.С. Цыкуренко

2-2007/2024 ~ М-1192/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ветров Андрей Викторович
Ответчики
МВД по Республике Крым
Отдел пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Крым
Суд
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым
Судья
Цыкуренко Антон Сергеевич
Дело на странице суда
kiev-simph--krm.sudrf.ru
13.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2024Передача материалов судье
15.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.04.2024Предварительное судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее