Дело № 7 - 453/2022 судья Воробьева Е.А.
РЕШЕНИЕ
город Челябинск 01 июня 2022 года
Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре Кузнецовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Благотворительного Фонда Социальной Адаптации «Свет Миру» по жалобе законного представителя Романовой Светланы Васильевны на постановление государственного инспектора г. Копейска и Красноармейского района по пожарному надзору №4 от 31 января 2022 года, решение судьи Копейского городского суда Челябинской области от 05 апреля 2022 года,
установил:
постановлением государственного инспектора г. Копейска и Красноармейского района по пожарному надзору № от 31 января 2022 года Благотворительный Фонд Социальной Адаптации «Свет Миру» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ей назначен штраф в размере 75 000 рублей.
Решением судьи Копейского городского суда Челябинской области от 05 апреля 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Челябинский областной суд законный представитель Фонда Романова С.В. просит вынесенные по делу акты отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что по адресу проведенной проверки расположен блокированный жилой дом, относящийся к классу Ф1.4, и используется для временного проживания граждан, как социальная гостиница, при этом указанный объект не используется как специализированный дом престарелых и инвалидов. Также отмечает, что в соответствии с приказом МЧС России от 20 июля 2020 года №529 жилые одноквартирные здания не оборудуются установками автоматической пожарной сигнализацией (АУП). Кроме того полагает, что все основные нарушения требований пожарной безопасности, указанные в акте внеплановой проверки №<данные изъяты> и постановлении №<данные изъяты> от 31 января 2022 года, не относятся к жилому дому и переданному БФСА «Свет Миру» для временного проживания граждан. А остальные нарушения не реальной угрозы жизни и здоровью не несут, причиной для возникновения пожара не являются. Приводит доводы в обоснование необходимости замены штрафа на предупреждение о наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Романова С.В. в судебном заседании на доводах жалобы настаивала.
Представители административного органа, в судебное заседание Челябинского областного суда, будучи надлежаще извещенными, не явились, доказательств, подтверждающих уважительность причины неявки, не представили. На основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав Романову С.В., прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст.ст. 37, 38 данного Федерального закона руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Требования пожарной безопасности, которые обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме».
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения БФСА «Свет Миру» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, послужили нарушения требований пожарной безопасности:
1. Допущена эксплуатация здания (в настоящее время класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1, по факту — Ф 1.4) после изменения класса функциональной пожарной опасности не отвечающего нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности.
Основание: пп. «н» п. 16 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
2. Помещения не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.
Основание: прил. А, п. А.10, табл. А1, п. 6.1 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические нормы и правила проектирования», п. 1 табл. А1 СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования;
3. Помещения не оборудованы системой оповещения людей при пожаре II типа.
Основание: раздел 7, табл. 2, п. 3 СП 3.13130.2009 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»;
4. Объект не обеспечен дублированием сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Основание: ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
5. Не обеспечен подъезд пожарных автомобилей по всей длине к зданию со всех сторон.
Основание: п. 8.1 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям;
6. Руководитель объекта и ответственные лица за пожарную безопасность не прошли обучение пожарно-техническому минимуму.
Основание: п. 32 Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;
7. В помещениях № 2, № 3, № 4, № 6 (согласно технического паспорта от 29.06.2011г.) допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией.
Основание: пп. «в» п. 35 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
8. Лица допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (отсутствует журнал проведения инструктажа).
Основание: п. 3 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
9. Отделка путей эвакуации, а именно покрытий полов выполнена линолеумом, без подтверждения показателей пожарной опасности на изделие.
Основание: п. 25 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
10. Отделка путей эвакуации, а именно покрытий стен выполнена краской, без подтверждения показателей пожарной опасности на изделие.
Основание: п. 25 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
11. Допускается эксплуатация отопительной печи без предтопочного листа из негорючего материала размером не менее 0,5 х 0,7 метра.
Основание: п. 77 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
12. На путях эвакуации при входе в здание (на крыльце) допускается хранение горючих предметов (мебель, вещи б/у, ковры).
Основание: пп. «ж» п. 16 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и вина БФСА «Свет Миру» подтверждены доказательствами, имеющимися в деле: протоколом об административном правонарушении № от 11 января 2022 года; решением о проведении внеплановой выездной проверки от 13 декабря 2021 года в отношении БФСА «Свет Миру»; актом внеплановой выездной проверки № от 29 декабря 2021 года; протоколом осмотра от 23 декабря 2021 года; протоколом инструментального обследования от 23 декабря 2021 года; протоколом опроса Романовой С.В.; мотивированным представлением о необходимости назначения внеплановой выездной проверки от 13 декабря 2021 года, в связи с тем, что в случае возникновения пожара или иного чрезвычайного происшествия из дома не смогут эвакуироваться люди, исходя из специфики объекта, люди, пребывающие в нем, находятся в беспомощном состоянии (маломобильные, престарелые, инваиды), что может привети к их гибели; рапортом начальника караула 36 ПСЧ 6ПСО ФПСГПСГУМЧС России по Челябинской области; представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 31 января 2022 года.
Изложенные обстоятельства, указывающие на нарушение требований пожарной безопасности и вина БФСА «Свет Миру» установлена основании совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, которые согласуются между собой и свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Установленные нарушения послужили основанием для составления протокола и вынесения постановления в адрес юридического лица.
Всем доказательствам, должностным лицом и судьей при пересмотре дела дана должная правовая оценка согласно статье 26.11 КоАП РФ, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в полном объеме. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ. Каких-либо противоречий, собранные по делу доказательства не содержат.
Оснований сомневаться в правильности и объективности этой оценки не имеется.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела нарушены не были, поскольку имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении доказательства, вопреки доводам жалобы, свидетельствуют о наличии в действиях Благотворительного Фонда Социальной Адаптации «Свет Миру» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу Благотворительного Фонда Социальной Адаптации «Свет Миру» в материалах дела не имеется. Презумпция невиновности, установленная статьей 1.5 КоАП РФ, не нарушена.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у Благотворительного Фонда Социальной Адаптации «Свет Миру» имелась возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, за нарушения которых частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выводы должностного лица и судьи о доказанности БФСА «Свет Миру» являются правильными, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем БФСА «Свет Миру» обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Повторно заявленные доводы жалобы о том, что инспектором неверно определен класс функциональной пожарной опасности, и как следствие все нарушения не могут быть указаны, как основание для привлечения к административной ответственности, либо не несут реальной угрозы жизни и здоровью и не могут быть причиной пожара, рассмотрены судьей городского суда с изложением подробных мотивов в судебном решении. Оснований для их переоценки не усматриваю.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены судьей городского суда.
Между тем, полагаю необходимым отметить следующее.
Должностное лицо, при назначении наказания сослался на наличие отягчающего обстоятельства – с начал ведения деятельности на объекте не обеспечены требования пожарной безопасности; при имеющихся нарушениях требований пожарной безопасности и категории граждан, находящихся на объекте, создается реальная угроза жизни и здоровью.
Статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширению, за исключением части 3 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлено, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.
Таким образом, должностное лицо необоснованно расширил установленный статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и при вынесении постановления пришел к выводу о наличии отягчающих обстоятельств: с начал ведения деятельности на объекте не обеспечены требования пожарной безопасности; при имеющихся нарушениях требований пожарной безопасности и категории граждан, находящихся на объекте, создается реальная угроза жизни и здоровью, которые не предусмотрены статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, указанные обстоятельства не являются основанием для отмены или изменения вынесенных по делу актов.
Доводы жалобы о необходимости замены административного штрафа на предупреждение ввиду наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отклоняются.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание назначено БФСА «Свет Миру» с учетом положений ч.ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией частей 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере пожарной безопасности, является справедливым и соразмерным содеянному.
Приводимые в жалобе смягчающие административную ответственность обстоятельства, не свидетельствуют о безусловной замене назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Челябинского областного суда,
решил:
постановление государственного инспектора г. Копейска и Красноармейского района по пожарному надзору №4 от 31 января 2022 года, решение судьи Копейского городского суда Челябинской области от 05 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Благотворительного Фонда Социальной Адаптации «Свет Миру» оставить без изменения, жалобу законного представителя Романовой Светланы Васильевны - без удовлетворения.
Судья Е.Н. Майорова