Дело № 2-596/2022
42RS0001-01-2022-000737-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Гурьяновой В.И.,
при секретаре Семеновой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
28 апреля 2022 года
гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово к Вербицкому Сергею Игоревичу о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ ЦЗН г. Кемерово обратилось в суд с иском Вербицкому С.И. о взыскании денежных средств. Свои требования мотивировало тем, что <дата> в личном кабинете Общероссийского информационного портала Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» ответчиком размещено заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. При подаче заявления ответчик указал адрес места жительства: <адрес>. В соответствии с предоставленными данными ответчику присвоен статус безработного и назначено пособие по безработице. Вместе с тем, при формировании заявления в электронном виде ФИО2 не были учтены комментарии о необходимости указания адреса места жительства, в соответствии с паспортными данными. Достоверность внесенных сведений была подтверждена ответчиком путем проставления соответствующей отметки на Портале. Ответчик также был предупрежден, что в случае предоставления недостоверных сведений Учреждение имеет право взыскать незаконно полученные денежные средства в судебном порядке. С целью уточнения представленных ответчиком данных <дата> при личной перерегистрации Учреждение запросило у ФИО2 информацию о месте его жительства. В соответствии с представленной копией паспорта ответчик зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Таким образом, ответчик сообщил недостоверные сведения о месте своего жительства. В результате незаконно получил бюджетные средства в виде пособия по безработице в сумме 61 041,29 руб.
Просят взыскать с Вербицкого Сергея Игоревича незаконно полученные денежные средства в размере 61 041,29 руб. в пользу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Просил иск рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик Вербицкий С.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения спора извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, в том Числе в связи с потерей работы.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).
В силу п. 1 ст. 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2 в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
Пунктом 3 ст. 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст. 2 данного Закона (занятые граждане).
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).
В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также - Временные правила), в соответствии с п. 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п. 3 Временных правил).
Пунктом 4(1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с 1 июня 2020 г. запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 г. осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п. 9 Временных правил).
Исходя из п. 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В силу подп. "д" п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик Вербицкий С.И. с <дата> зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>
<дата> Вербицкий С.И. в порядке, предусмотренном п. 2 Временных правил, обратился в Учреждение с заявлением, поданным в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. В данном заявлении в графе «Адрес места жительства (пребывания)» ответчик указал адрес: <адрес> по которому он регистрации не имеет.
Приказом Министерства труда и занятости населения Кузбасса ГКУ ЦЗН г. Кемерово от <дата> Вербицкий С.И. признан безработным с <дата>, ему назначено пособие по безработице на 6 месяцев с <дата> по <дата> в размере 15769,00 руб.
Приказом Министерства труда и занятости населения Кузбасса ГКУ ЦЗН г. Кемерово от <дата> изменен порядок начисления пособия по безработице Вербицкому С.И. с <дата> по <дата>. изменен приказ о назначении пособия.
Приказом Министерства труда и занятости населения Кузбасса ГКУ ЦЗН г. Кемерово от <дата> Вербицкий С.И. снят с регистрационного учета в качестве безработного, выплата в его пользу пособия по безработице прекращена с <дата>, в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
Основанием для принятия Учреждением решения о прекращении выплаты пособия по безработице и снятии ответчика с регистрационного учета послужило указание ответчика в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы не соответствующих действительности сведений о месте своего жительства.
Таким образом, на момент обращения за получением мер государственной поддержки в области содействия занятости Вербицкий сообщил недостоверные данные относительно места жительства, указав в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы адрес, по которому он в установленном порядке не зарегистрирован, а потому ответчик не имел права на постановку на учет в качестве безработного на территории г. Кемерово и на получение пособия по безработице.
Иных доказательств ответчиком в суд не предоставлено.
В связи с чем, за период с <дата> по <дата> Вербицкий С.И. незаконно получил пособие по безработице в сумме 61041 рублей 29 копеек.
Судом проверен представленный истцом расчет, он соответствует закону, математически верный. Доказательств возврата ответчиком полученных от истца денежных сумм суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд взыскивает с ответчика в пользу истца незаконно полученные денежные средства в размере 61041,29 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что истец освобождён от уплаты государственной пошлины, его требования удовлетворены, суд считает необходимым взыскать государственную пошлину в сумме 2031,24 руб. с ответчика в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово к Вербицкому Сергею Игоревичу о взыскании денежных средств, удовлетворить.
Взыскать с Вербицкого Сергея Игоревича, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово ОГРН 1024200712535, ИНН 4205014499, дата регистрации в качестве юридического лица 06.11.2002, расположенного по адресу: 650056 г. Кемерово, пр. Ленина, 109 кор.В
денежные средства, выплаченные за период с <дата> по <дата>, в размере 61041,29 руб.
Взыскать с Вербицкого Сергея Игоревича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2031,24 руб.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено: 04.05.2022.