Судебный акт #1 () по делу № 33-1231/2022 от 21.02.2022

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0008-01-2021-001757-31

Судья Росляков В.Ю.                                                                        Дело №33-1231/2022                                                          

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                            29 марта 2022 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Старостиной И.М., Рыбалко В.И.,

при секретаре Дабижа А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-1-527/2021 с апелляционной жалобой Саратцевой Ирины Николаевны на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 9 декабря 2021 года, по которому постановлено:

исковые требования Саратцевой Ирины Николаевны к Муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз», обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск», обществу с ограниченной ответственностью «Строй-Газ-Сервис» о признании незаконным постановления об установлении публичного сервитута, о возложении обязанности остановить работы на принадлежащем истице земельном участке, оставить без удовлетворения. 

 

Заслушав доклад судьи Старостиной И.М., пояснения представителя       Саратцевой И.Н. - Гвоздева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск» - Никифоровой А.Н., представителя общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» - Никанова П.С., полагавших необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Саратцева И.Н. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области (далее - МУ администрация МО «Инзенский район») обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск» (далее - ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск», общество), обществу с ограниченной ответственностью «Строй-Газ-Сервис», (далее - ООО «Строй-Газ-Сервис», общество) о признании незаконным постановления об установлении публичного сервитута, о возложении обязанности остановить работы на принадлежащем ей земельном участке.

В обоснование иска указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, с.Проломиха. На земельном участке без ее согласия проводится строительство межпоселкового газопровода. Для прохождения газопровода установлен публичный сервитут.

Просила суд обязать ответчиков остановить все работы на принадлежащем ей земельном участке; признать незаконным постановление администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области от 03.11.2020 об установлении публичного сервитута.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз»; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области, ФГБУ ФКП Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Саратцева И.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что правовых оснований для рассмотрения заявленных ею требований не в рамках административного судопроизводства, а в рамках гражданского процессуального законодательства, не имелось.

Считает, что обстоятельства указанные в мотивировочной части решения суда, не подтверждены какими - либо доказательствами. Форма, размеры, местоположение прерывистых участков публичного сервитута под газопровод не только нарушает ее права на пользование земельным участком, но и приводит к удорожанию работ по его прокладке и обслуживанию. Это затрагивает, по мнению автора жалобы, и публичные права жителей потребляющих и оплачивающих газ, строительство и содержание газопровода. Полагает необходимым внести соответствующие изменения в проект газопровода, который учтет эти недостатки.

Документы, относящиеся к проекту газопровода, его строительству, ответчиками ей представлены не были.

Считает, что постановление МУ администрации МО «Инзенский район» в имеющемся виде противоречит интересам местного населения и целям установления публичного сервитута предусмотренными пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, что является безусловным основанием для его отмены.

По мнению автора жалобы, администрация МО «Инзенский район» в соответствии со статьями 39, 44 Земельного кодекса Российской Федерации должна была отказать заявителю АО «Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным ресурсам» в установлении публичного сервитута. Обращает внимание на то, что положения статей 39, 45 Земельного кодекса Российской Федерации об установлении сроков публичного сервитута были многократно нарушены.

Вывод суда о недобросовестном поведении с ее стороны, какими - либо доказательствами не подтвержден. Добавляет, что 3 000 000 руб. за 49 лет составляет всего 5100 руб. в месяц, что является ничтожной компенсацией за ограничения, накладываемые на ее земельный участок.

Также поясняет, что целевое использование земельного участка - размещение построек ЭКОФЕРМЫ, становится невозможным, поскольку охранная зона газопровода не позволяет, размещать строения, дороги и иные коммуникации, необходимые для деятельности ЭКОФЕРМЫ.

В возражениях на жалобу МУ администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области, ООО «Газпром межрегионгаз» просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 199 800 кв.м. (границы установлены), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, с.Проломиха, является Саратцева И.Н. (дата регистрации права 30.06.2020).

21.09.2020 в адрес администрации МО «Инзенский район» от акционерного общества «Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным ресурсам» поступило ходатайство об установлении публичного сервитута в отношении указанного земельного участка.

В качестве обоснования необходимости установления публичного сервитута указана региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций в Ульяновской области на 2017 - 2021 годы, утвержденная постановлением Правительства Ульяновской области от 19.10.2017    №494-11.

В целях исполнения требований предусмотренных пунктом 3 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации в районной газете «В***» от 02.10.2020 №***(11050) и на официальном сайте МО «Инзенский район» было размещено информационное сообщение о возможности установления публичного сервитута.

В тридцатидневный период каких-либо возражений относительно возможности установления публичного сервитута не поступило.

Постановлением администрации МО «Инзенский район» от 03.11.2020 №*** «Об установлении публичного сервитута» установлен публичный сервитут с целью строительства линейного объекта «Газопровод межпоселковый от с.Коржевка -                с.Проломиха - с.Чамзинка Инзенского района Ульяновской области» в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, по адресу: Российская Федерация, Ульяновская область, Инзенский район, общей площадью 363 636 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, площадью 1692 кв.м.

Обладателем публичного сервитута является АО «Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным ресурсам».

В целях исполнения требований пункта 7 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации данное постановление были размещены в районной газете «В***» от 13.11.2020 № *** и на официальном сайте МО «Инзенский район».

Обращаясь с настоящими требованиями в суд, Саратцева И.Н. указала на незаконность принятого Муниципальным учреждением администрации МО «Инзенский район» постановления об установлении публичного сервитута на принадлежащем ей земельном участке.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Саратцевой И.Н., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Устава МО «Инзенский район» Ульяновской области (далее - Устав) муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно статье 11 Устава, официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете «Вперед».

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Как следует из пункта 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом. При этом, этой же статьей установлено, что к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте не применяются.

К числу целей, для которых возможно установить публичный сервитут, пункт 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, кроме всего прочего, относит размещение линейных объектов системы газоснабжения.

В соответствии с пунктом 18 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 указанного кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 Земельного кодекса.

В силу пункта 5 статьи  39.38 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1-3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселении, на межселенных территориях муниципального района.

Согласно статье 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего кодекса.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ООО «Газпром Межрегионгаз» во взаимодействии с органами государственной и муниципальной власти реализует на территории Ульяновской области программу газификации, которая включает в себя строительство объекта - «Газопровод межпоселковый от с.Коржевка -   с.Проломиха - с.Чамзинка Инзенского района Ульяновской области».

В данном случае публичный сервитут установлен для размещения социально-экономически значимого объекта - газопровода межпоселкового от с.Коржевка -               с.Проломиха - с.Чамзинка Инзенского района Ульяновской области, который предназначен для организации снабжения граждан энергоресурсом. Строительство газопровода (и установление публичного сервитута) производится не в интересах ООО «Газпром межрегионгаз» или органов муниципальной власти, а в интересах граждан – жителей Ульяновской области.

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что администрацией МО «Инзенский район» была соблюдена процедура установления публичного сервитута, постановление об установлении публичного сервитута вынесено с учетом требований законодательства, поэтому оснований для признания его незаконным не имеется.

Доводы жалобы о неправильности рассмотрения судом требований         Саратцевой И.Н. в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, подлежат отклонению, поскольку истицей кроме требований о признании незаконным постановления администрации МО «Инзенский район» были заявлены требования неимущественного характера к организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, жалоба не содержит, ее доводы направлены на переоценку правильно установленных судом обстоятельств дела, являлись предметом оценки суда первой инстанции, по ним в решении имеются мотивированные выводы.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Судебная коллегия также отмечает, что Саратцева И.Н. вправе потребовать с обладателя публичного сервитута платы за публичный сервитут, а также возмещения убытков, причиненных в результате деятельности правообладателя сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества, на основании статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 9 декабря 2021 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Саратцевой Ирины Николаевны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий                              Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.04.2022.

 

 

33-1231/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Саратцева И.Н.
Ответчики
ООО Строй-Газ- Сервис
ООО «Газпром межрегионгаз»
Администрация МО Инзенский район
ООО Газпром межрегионгаз Ульяновск
Другие
АО Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным ресурсам
ФГБУ ФКП федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ ФКП федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картогграфии по Ульяновской области
Гвоздев А.В.
Саратцев Д.В.
Никифорова А.Н.
ООО Газпром газораспределение Ульяновск
ООО «Промтехнологии»
Миникаева А.И.
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--uln.sudrf.ru
22.02.2022[Гр.] Передача дела судье
29.03.2022[Гр.] Судебное заседание
07.04.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее