Судья Стефанюк Е.А. Дело № 7-12-189/2023
РЕШЕНИЕ
10 июля 2023 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника АО «Кузбассэнерго» ФИО2 на постановление судьи Пожарского районного суда Приморского края от 15 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Кузбассэнерго» (Приморская ГРЭС АО «Кузбасэнерго),
установил:
Постановлением Пожарского районного суда Приморского края от 15 мая 2023 года АО «Кузбассэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, защитник АО «Кузбассэнерго» ФИО2 просит постановление судьи районного суда изменить и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
АО «Кузбасэнерго» о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, законный представитель и защитник юридического лица в судебное заседание не явились, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, не усматриваю оснований для отмены либо изменения постановления судьи.
Часть 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной статье под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 12 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды деятельности: эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Пункт 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 года № 420, предусматривает, что техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям): до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
В соответствии с подпунктом «н» пункта 228 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 536, организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии и безопасные условия его эксплуатации, в том числе обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
Согласно части 10 статьи 19.2 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
На основании пункта 6 «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года № 1661, грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а" - "г", "е" - "н" и "п" - "с" пункта 5 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Подпунктом «к» пункта 5 названного Положения о лицензировании лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности является наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности, внесенных в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Таким образом, непосредственная эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов в отсутствие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности, является грубым нарушением лицензионных требований при эксплуатации опасных производственных объектов, поскольку создает угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозу чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Как следует из материалов дела, 7 апреля 2023 года в 16 часов 00 минут при проведении внеплановой выездной проверки на объекте: «Площадка главного корпуса ГРЭС», регистрационный номер № расположенном по адресу: <адрес> принадлежавшем ООО «Приморская ГРЭС», должностными лицами Дальневосточного управления Ростехнадзора выявлены грубые нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Установлено, что организация ООО «Приморская ГРЭС», эксплуатирующая опасный производственный объект «Площадка главного корпуса ГРЭС» №, не имеет лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности (эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I,II и III классов опасности), в связи с чем нарушены требования части 12 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Также установлено, что по истечении срока службы технических устройств не проведена экспертиза промышленной безопасности:
- котла № 2А марки БКЗ-220-100-8 с учетным номером №3095;
- котла №2Б марки БКЗ-220-100-8 с учетным номером №3148;
- котла марки БКЗ-670-140-2 с учетным номером №1531, находящегося в эксплуатации;
- трубопровода питательной воды 2-го энергоблока ст.№2, учетный №124, находящегося в эксплуатации;
- трубопровода ст.№12-55 для транспортировки мазута от топливного хозяйства до главного корпуса турбинного отделения блоков 100 МВт, находящегося в эксплуатации;
- трубопровода питательной воды, учетный №165 энергоблока №7, находящегося в эксплуатации;
- 1 деаэратора подпитки тепловой сети, уч.№13-80, находящегося в эксплуатации;
- трубопровода острого пара 3-го блока, рег. №128, находящегося в эксплуатации;
- ПНД 4 турбоагрегата №4, уч. №13-15, находящегося в эксплуатации;
- трубопровода греющего пара масломазутохозяйства, уч.13-85, находящегося в эксплуатации.
Указанными действиями (бездействием) нарушены требования статьи 7, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 года № 420 (далее – ФНП 420); Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года №536 (далее – ФНП 536).
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями АО «Кузбассэнерго», являющееся правопреемником ООО «Приморская ГРЭС» было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 14 апреля 2023 года, решением о проведении внеплановой выездной проверки от 23 марта 2023 года; актом внеплановой выездной проверки от 7 апреля 2023 года; предписанием об устранении нарушений от 7 апреля 2023 года; протоколом осмотра территории, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов от 6 апреля 2023 года; и иными материалами дела, оцененными судьей в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности АО «Кузбассэнерго» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правильность этих выводов сомнений не вызывает.
В связи с реорганизацией ООО «Приморская ГРЭС» в форме присоединения к АО «Кузбассэнерго» на основании части 4 статьи 2.10 КоАП РФ к административной ответственности за совершение административного правонарушения обоснованно привлечено присоединившее юридическое лицо.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено АО «Кузбасэнерго» в пределах санкции части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Доводы защитника АО «Кузбассэнерго» о необходимости снижения размера назначенного указанному юридическому лицу административного штрафа, являются необоснованными и подлежат отклонению.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Избранный в отношении АО «Кузбассэнерго» размер административного наказания в виде штрафа является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует характеру совершенного юридическим лицом административного правонарушения, степени его вины, имущественному и финансовому положению.
Исходя из принципа индивидуализации административной ответственности и административного наказания и соразмерности возможных ограничений в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, оснований для снижения размера назначенного АО «Кузбассэнерго» административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматриваю. Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, материалами дела и при подаче рассматриваемой жалобы не подтверждено. Назначенное АО «Кузбассэнерго» административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей, с учетом установленных по делу обстоятельств и характера совершенного правонарушения, не влечет за собой избыточного ограничения прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 15 ░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 9.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░