Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2679/2023 ~ М-1317/2023 от 28.02.2023

Дело № 2-2679/2023

УИД 10RS0011-01-2023-002388-71

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2023 г.                                                                                                г. Петрозаводск

     Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи                                                                       Сосновской О.Э.,

    при секретаре         Сачук М.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халиловой (Терентьевой) А. Г. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,

установил:

Халилова (Терентьева) А.Г. обратилась с иском к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда все очереди, мотивировав требования тем, что относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении специализированного жилого фонда. Терентьева А.Г. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда, порядковый номер в списке . До настоящего времени истец жильем не обеспечена. Ссылаясь на данные обстоятельства, Терентьева А.Г. просит возложить на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность все очереди предоставить благоустроенное, применительно к условиям Петрозаводского городского округа, отвечающее санитарным и техническим требованиям, специализированное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в Петрозаводском городском округе.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия, администрация Лоухского муниципального района.

Истец в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ею заключен брак с ФИО1, в настоящее время она не работает, не учится, находится в состоянии беременности.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела администрация Петрозаводского городского округа извещена надлежащим образом. До судебного заседания от ответчика поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому администрация Петрозаводского городского округа с исковыми требованиями не согласна, указывает, что Терентьева А.Г. включена в список граждан, подлежащих обеспечению жильем на праве специализированного найма по Петрозаводскому городскому округу в ДД.ММ.ГГГГ под номером . Терентьева А.Г. постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Так как Терентьева А.Г. не является членом семьи нанимателя жилого помещения, где зарегистрирована по месту жительства, она была признана нуждающейся в предоставлении специализированного жилого помещения и включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в Петрозаводском городском округе. Распоряжением администрации Лоухкского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания Терентьевой А.Г. в ранее занимаемом жилом помещении. Также ответчик указывает на необходимость установления факта того, является ли в настоящее время истец учащейся образовательного учреждения, установление вышеуказанного обстоятельства имеет существенное значение для разрешения заявленных требований. Также ответчик указывает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда является расходными обязательствами Правительства Республики Карелия. В силу п. 5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления осуществляется только за счет передаваемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Поскольку денежных средств на приобретение жилого помещения Терентьевой А.Г. не передавалось, администрация Петрозаводского городского округа полагает, что на сегодняшний день отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований о предоставлении жилого помещения Терентьевой А.Г.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела третье лицо извещено надлежащим образом.

До судебного заседания от представителя третьего лица администрации Лоухского муниципального района поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие, третье лицо полагает исковые требования Терентьевой А.Г. подлежащими удовлетворению.

Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, мать истца ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о рождении Терентьевой (после заключения брака – Халиловой А.Г. в графе «отец» сведения отсутствуют.

Распоряжением администрации Лоухского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначена опекуном Терентьевой А.Г.

Распоряжением администрации Лоухского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -Р за Терентьевой А.Г. закреплена жилая площадь, расположенная по адресу <адрес>.

Распоряжением администрации Лоухского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ признан факт невозможности проживания Терентьевой А.Г. в закрепленном за ней жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>., Терентьева А.Г. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по Лоухскому муниципальному району.

Согласно сведениям ОАСР ОРГРФ УВМ МВД по РК Терентьева А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по адресу <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН Терентьева А.Г. не является собственником недвижимого имущества на территории Российской Федерации.

Распоряжением администрации Лоухского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Терентьева А.Г. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Терентьева А.Г. внесена в соответствующий список по Лоухскому муниципальному району.

Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ -П «О внесении изменений в приказ Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ Терентьева А.Г. включена в соответствующий список по Петрозаводскому городскому округу, порядковый номер в списке .

В соответствии со справкой МБОУ ПГО «Средняя образовательная школа » Терентьева А.Г. проходила обучение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 109 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Специальное регулирование вопросов обеспечения лиц данной категории жилыми помещениями содержится в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно положениям ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

На основании абз. 3 п. 1 вышеуказанной нормы закона по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 (п. 3).

Согласно ч.1 ст. 3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а и также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд считает установленным, что истец в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, соответствующее право истцом не реализовано, в настоящее время жилым помещением специализированного жилого фонда Халилова (Терентьева А.Г.) не обеспечена.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются в силу ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК государственными полномочиями Республики Карелия, в частности, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).

В пп. «б», «з» п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 указано, что при осуществлении государственных полномочий органами местного самоуправления уполномоченный орган устанавливает порядок ведения и форму реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в государственных образовательных организациях Республики Карелия, федеральных государственных образовательных организациях и (или) находящихся в государственных организациях социального обслуживания Республики Карелия), находящихся под опекой, попечительством, в приемной и патронатной семьях, формирует сводный список по Республике Карелия.

Согласно Правилам формирования Списка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397, в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, формирование Списка осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти, субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Законом Республики Карелия от 21.10.2019 № 2409-ЗРК «О внесении изменений в статьи 3.1 и 4 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» полномочиями по формированию Списка наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, с 01.11.2019 в соответствии со статьей 4 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК формирование Списка, в том числе включение в указанный Список осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 № 129-П утвержден Порядок предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный порядок определяет правила предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (п.1).

Лица, указанные в п. 1 Порядка, включаются в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия (далее - список) (п.2).

Решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в п.1 Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными Законом Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения (далее - орган местного самоуправления) на основании списка (п.4).

Договор найма специализированного жилого помещения заключается органом местного самоуправления с лицом, указанным в п. 1 Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении ему благоустроенного специализированного жилого помещения (п.6).

В целях установления и исполнения переданных государственных полномочий администрация Петрозаводского городского округа постановлением от 29.03.2013 № 1206 утвердила Положение об осуществлении переданных государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п.п. 6, 7 указанного Положения жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям Петрозаводского городского округа, по нормам, установленным п. 7 Положения.

В качестве нормы предоставления площади жилого помещения при осуществлении переданных государственных полномочий применяются нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующие на территории Петрозаводского городского округа с учетом требований ст. 58 ЖК РФ.

По смыслу указанных выше правовых норм жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться без неоправданных задержек после наступления предусмотренных законом оснований.

Судом установлено, что до настоящего времени в отношении истца не решен вопрос об обеспечении её жилым помещением, при этом иного жилого помещения в пользовании либо в собственности, пригодного для проживания, истец не имеет, что свидетельствует о правомерности заявленных истцом требований о предоставлении ей жилого помещения.

Суд полагает, что обязанность администрации Петрозаводского городского округа по обеспечению истца жилым помещением возникла со дня включения в Список и не может ставиться в зависимость от очередности списка лиц, имеющих аналогичные с истцом права на предоставление жилых помещений, а также от объемов финансирования указанной статьи расходов муниципального бюджета. В данном случае формирование Списка носит обобщающий характер, имеющий общей целью отражения общего количества лиц определенной категории, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда, и нумерация лиц в указанном списке не является порядком очередности, в котором данные граждане подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Вместе с тем, правовые основания для предоставления жилого помещения истцу вне очереди в соответствии с требованиями п. 2 ст. 57 ЖК РФ, устанавливающего, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне, отсутствуют.

С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, исковые требования Халиловой (Терентьевой) А.Г. подлежат частичному удовлетворению о возложении на администрации Петрозаводского городского округа предоставить Халиловой (Терентьевой) А.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в Петрозаводском городском округе.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 12, 55, 98, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Петрозаводского городского округа (ИНН 1001040505) обязанность предоставить Халиловой (Терентьевой) А. Г. (паспорт ) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в Петрозаводском городском округе.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа (ИНН 1001040505) в пользу Халиловой (Терентьевой) А. Г. (паспорт ) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

    Судья                                                                                                    О.Э. Сосновская

    Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-2679/2023 ~ М-1317/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Сосновская Олеся Эдуардовна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
28.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2023Передача материалов судье
01.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2023Судебное заседание
14.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2023Дело оформлено
26.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее