УИД 37RS0010-01-2023-004352-56
Дело № 2-684/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2024 года город Иваново
Ленинский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,
секретаря Липенцева В.В.,
с участием представителя истца Мотыгина А.Н.,
представителя ответчика Малковой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ивановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Ивановского межрайонного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области о возложении обязанности, мотивировав его следующим.
Ивановской межрайонной прокуратурой по обращению ФИО2 проведена проверка по вопросу ненадлежащего состояния автомобильной дороги на территории Ивановского муниципального района, в рамках которой установлено, что автомобильная дорога «Иваново - Ярославль в Ивановском районе Ивановской области», идентификационный № №, находится в оперативном управлении Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ивановской области, утвержденного Распоряжением Правительства Ивановской области от 02.07.2008 № 222-рп, и является автомобильной дорогой межмуниципального значения Ивановской области. ОГИБДД МО МВД России «Ивановский» проведено обследование автомобильной дороги «Иваново-Ярославль в Ивановском районе Ивановской области», по итогам которого установлено, что в нарушение п. п. 4.6.1.1, 4.6.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участке автомобильной дороги «Иваново-Ярославль» на участке дороги с 0 км + 400 м до 0 км + 570 м отсутствует стационарное электрического освещение. Кроме того, в нарушение п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствует освещение двух пешеходных переходов, расположенных на 0 км + 508 м и на 1 км + 148 м данной автомобильной дороги, предусмотренное проектом организации дорожного движения. Отсутствие безопасного дорожного движения на вышеуказанной автомобильной дороге нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, может в дальнейшем приводить к неблагоприятным последствиям в отношении неопределенного круга лиц, негативно влиять на безопасность жизни и здоровья, а также на безопасность дорожного движения. Неисполнение Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения существенным образом нарушает права неопределенного круга лиц: пользователей автомобильной дороги в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании изложенного истец просит суд обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в срок до 01.09.2024 на участке автомобильной дороги «Иваново - Ярославль в Ивановском районе Ивановской области», идентификационный номер №, с 0 км + 400 м до 0 км + 570 м установить освещение в соответствии с проектом организации дорожного движения; в срок до 01.09.2024 на участке 0 км + 508 ми1 км + 148 м данной автомобильной дороги установить освещение двух пешеходных переходов в соответствии с проектом организации дорожного движения.
Представитель истца Мотыгин А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Малкова Е.Е. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснив, что Департаментом спорные мероприятия уже реализуются и в указанный прокурором срок будут выполнены.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программноцелевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Как следует из ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), дорожная деятельность — это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно ч. 12 указанной статьи содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся, в том числе, тротуары.
Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Основными мероприятиями, направленными на повышение безопасно движения в населенных пунктах, повышение допустимых скоростей движения улучшение экологической обстановки населенных пунктов, через которые проходит автомобильная дорога, являются, в частности, разделение путей движения автомобилей и пешеходов, устройство тротуаров вдоль линии застройки; освещение дороги в пределах всего населенного пункта или наиболее опасных участках.
Пунктом 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлено, что пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них менее 100 м.
В соответствии с п. 4.6.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» при расстоянии между соседними последовательно расположенными населенными пунктами менее 500 м или расстоянии между отдельными освещенными объектами менее 250 м на автомобильных дорогах следует предусматривать непрерывное освещение.
Из материалов дела следует, что ОГИБДД МО МВД России «Ивановский» проведено обследование автомобильной дороги «Иваново-Ярославль в Ивановском районе Ивановской области», по итогам которого установлено, что в нарушение п. п. 4.6.1.1, 4.6.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участке автомобильной дороги «Иваново-Ярославль» на участке дороги с 0 км + 400 м до 0 км + 570 м отсутствует стационарное электрического освещение; в нарушение п. 4.5.2.4 данного ГОСТ отсутствует освещение двух пешеходных переходов, расположенных на 0 км + 508 м и на 1 км + 148 м данной автомобильной дороги, предусмотренное проектом организации дорожного движения.
Данные обстоятельства подтверждаются фотоматериалами спорных участков указанной автомобильной дороги.
Таким образом, поскольку выявленные в рамках прокурорской проверки нарушения угрожают безопасности дорожного движения, создают предпосылки к совершению дорожно-транспортных происшествий, причинению вреда здоровью пешеходов, водителей и пассажиров транспортных средств, их гибели, то есть нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым законом гарантирована безопасность дорожного движения, исковые требования заместителя прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области удовлетворить.
Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в срок до 01.09.2024 установить освещение в соответствии с проектом организации дорожного движения на участке с 0 км + 400 м до 0 км + 570 м автомобильной дороги «Иваново-Ярославль в Ивановском районе Ивановской области», идентификационный № №
Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в срок до 01.09.2024 установить освещение двух пешеходных переходов в соответствии с проектом организации дорожного движения на участке 0 км + 508 м и на участке 1 км + 148 м автомобильной дороги «Иваново-Ярославль в Ивановском районе Ивановской области», идентификационный № №.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Шолохова Е.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 21.02.2024