УИД 68RS0015-01-2022-002019-82
Дело № 2-733/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 14 » марта 2023 года г. Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Абрамовой С.А.
при секретаре судебного заседания Горнове А.И.,
при участии представителя истца Матвеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой Л.И. к ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» о возложении обязанности выдать справку о праве на получение компенсационных выплат,
У С Т А Н О В И Л:
Антонова Л.И. обратилась в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» о возложении обязанности выдать справку (справки) о праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с п.4 ст.24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в обоснование иска указав, что состояла в браке с пенсионером Минобороны РФ ФИО1, умершим *** Письмом ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» от 20.09.2022г. ей было отказано в выдаче данной справки о праве на компенсационные выплаты.
Считает отказ ответчика в выдаче справки (справок) необоснованным, поскольку ФИО1 был уволен с военной службы в запас приказом от 26.11.1993г. *** пм по ст.48 п.1 Закона РФ от 11.02.1993г. №4455-I «О воинской обязанности и военной службе» по двум основаниям, в том числе, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, составлявшего для прапорщиков 45 лет. В силу своей юридической неосведомленности, он не придал никакого значения некорректной формулировке приказа. Из 24 лет военной службы он более 23 лет служил в период действия законодательства СССР, которым не предусматривалась контрактная система.
В судебное заседание истец Антонова Л.И. не явилась, надлежащим образом извещена о слушании дела.
Представитель истца Матвеева О.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования о возложении на ответчика обязанности выдать данную справку (справки).
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о слушании дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что вопрос о рассмотрении заявленных требований оставляет на усмотрение суда. В состоявшемся ранее судебном заседании пояснила, что основанием для отказа в выдаче справки послужило отсутствие в приказе об увольнении ФИО1 ссылки на статью закона об увольнении по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в приказе содержится ссылка лишь на ч.1 ст.48 Закона РФ от 11 февраля 1993 г. N 4455-I "О воинской обязанности и военной службе" об увольнении по истечении срока военной службы.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Меры социальной защиты членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, регламентированы статьей 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п.4 ст.24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате:
-пользования жилым помещением (платы за наем), содержания жилого помещения (платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме), взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
-коммунальных услуг (платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо (в том числе за его доставку) при наличии печного отопления, платы за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами) независимо от вида жилищного фонда;
-установки квартирных телефонов по действующим тарифам, услуг местной телефонной связи, оказанных с использованием квартирных телефонов, абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами.
Порядокиразмерыкомпенсационных выплат, предусмотренных настоящим пунктом, определяются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005г. N475 (далее – Правила).
В соответствии с п.8 Правил (в редакции, действовавшей в августе 2022г.), право члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего на получение компенсационных выплат подтверждается справкой. Справка выдается в соответствии спунктом9настоящих Правил на основании данных личного дела погибшего (умершего) военнослужащего или иных документов, определяющих состав его семьи. При этом в справке указывается срок, с которого это право действует, но не ранее 1 января 2005 г. Справка оформляется один раз и действительна в течение всего периода пользования правом на получение компенсационных выплат.
Уполномоченный орган федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором погибший (умерший) военнослужащий проходил службу по последнему месту службы либо состоял на пенсионном обеспечении, оформляет и выдает справки, а также выдает дубликат справки впорядке, определяемом этим федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), взамен утраченной или пришедшей в негодность справки на основании заявления ее владельца (п.9 Правил).
Как следует из материалов дела и установлено судом, *** между ФИО1 и Антоновой Л.И. заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака от 04.12.1970г. (л.д.14).
Старший прапорщик ФИО1, ***.рожд., уволен с военной службы на основании приказа *** пм от 26.11.1993г. (л.д.60) по ч.1 ст.48 Закона РФ от 11 февраля 1993 г. N 4455-I "О воинской обязанности и военной службе" - по истечении срока военной службы и достижении предельного возраста на военной службе, с правом ношения военной формы одежды. Выслуга календарно составила 24 года 5 месяцев, льготная – 30 лет 7 месяцев.
*** ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти от 09.08.2022г. (л.д.15).
18.08.2022г. Антонова Л.И. обратилась в ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» с заявлением о выдаче ей справки о праве на компенсационные выплаты.
Письмом ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» №4998 от 26.08.2022г. (л.д.56) Антоновой Л.И. отказано в выдаче справки.
Согласно ч.3 ст.48 Закона РФ от 11 февраля 1993 г. N 4455-I "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции, действовавшей 26.11.1993г.), для военнослужащего устанавливаетсяпредельныйвозрастпребывания на военной службе: имеющего воинское звание Маршала Российской Федерации, генерала армии, генерал-полковника или им равное, - 60 лет; имеющего воинское звание генерал - лейтенанта, генерал - майора или им равное, - 55 лет; имеющего воинское звание полковника или ему равное, - 50 лет; имеющего иное воинское звание, - 45 лет.
Таким образом, для старших прапорщиков по состоянию на 26.11.1993г. предельный возраст пребывания на военной службе составлял 45 лет.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что 26.11.1993г. на момент издания приказа об увольнении ФИО1, 24.09.1948г.рожд., им был достигнут предельный возраст пребывания на военной службе (45 лет), в приказе об увольнении указано два основания увольнения, в том числе - достижение предельного возраста на военной службе, таким образом, у ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа Антоновой Л.И. в выдаче справки (справок) о праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с п.4 ст.24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
По мнению суда, само по себе отсутствие в приказе об увольнении ссылки на норму права об увольнении по достижению предельного возраста на военной службе, при указании данного события в качестве одного из оснований для увольнения, не должно влечь нарушение права истца на получение предусмотренных законом мер социальной защиты.
Приходя к такому выводу, суд также учитывается разъяснения, содержащиеся в п.39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014г. N8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", исходя из которых, при увольнении военнослужащих с военной службы в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями за ними сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренныеФедеральным законом"О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами. При наличии у военнослужащего одновременно нескольких оснований для увольнения с военной службы, предусмотренных статьей51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотреннымподпунктами "д","д.1","д.2","е","е.1"и"з" пункта1иподпунктами "в","д","е.1"и"е.2" пункта2 статьи51Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), он имеет право выбора одного из них по своему усмотрению.
При таких обстоятельствах, подлежат удовлетворению исковые требования о возложении на ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» обязанности по выдаче справки (справок) о праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с п.4 ст.24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░ ***) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ ***) ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ (░░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.4 ░░.24 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27 ░░░ 1998 ░. N 76-░░ "░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░" ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░1.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░