Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1584/2024 ~ М-1018/2024 от 04.03.2024

Решение

Именем Российской Федерации

27 мая 2024 года город Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Ереминой Н.Н.,

при секретаре Веденеевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству строительства и ЖКХ <адрес>, Управлению Федерального казначейства по <адрес> о взыскании социальной выплаты, судебных расходов,

установил:

Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Управлению Федерального казначейства по <адрес> о возложении обязанности произвести социальную выплату на приобретение жилого помещения, мотивируя исковые требования тем, что распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца принято решение о включении в региональный реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории <адрес>.

Указанным распоряжением предусмотрена мера содействия в восстановлении нарушенного права на жилище посредством предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета.

После принятия решения о включении истца в региональный реестр для выплаты социальной выплаты истец обратилась к ответчику с заявлением о выплате денежных средств в качестве социальной выплаты, однако, ответчик не выполнил данного обязательства.

На основании вышеизложенного истец просит взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ИНН 1056405029560) и Управления Федерального казначейства <адрес> (ИНН 1026403343163) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (ИНН 645102620942) денежные средства в размере 4 963 173 рубля 20 коп., в качестве социальной выплаты на приобретение жилого помещения как пострадавшему, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории <адрес>, расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, от представителя ответчика поступили возражения относительно заявленных требований, согласно которому в удовлетворении требовании просили отказать.

Суд определил рассмотреть дело без их участия, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст.123 Конституции РФ и ст.ст.12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.

Согласно части 2, 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебнымпостановлениемпо ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Согласно частям 4 и 7 статьи 23 названного Федерального закона уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Защита права на жилище граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории <адрес>, пострадавших от действий (бездействия) строительных организаций, осуществляется в соответствии с положениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО "О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории <адрес>" (далее Закон).

В силу ч.ч. 1, 1.1 ст. 5.1 Закона в соответствии с федеральным законодательством для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории области, включенных в единый реестрпроблемных объектов, указанный в статье 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - единыйреестр проблемных объектов), а также для строительства многоквартирных домов на территории области, в отношении которых граждане включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на день вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - федеральный реестр пострадавших граждан), <адрес> утверждает соответствующий план-график реализации таких мероприятий.

В целях обеспечения реализации мер содействия в восстановлении нарушенных прав на жилище участников строительства в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов в соответствии со статьей 5.2 настоящего Закона уполномоченный орган в порядке, определенном <адрес>, ведет реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и которые признаны пострадавшими в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи (далее - региональный реестр пострадавших граждан).

Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов(п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции России каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

При этом в силу ст. 2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения.

Таким образом, государственная политика должна быть направлена на обеспечение защиты и восстановления нарушенных прав граждан-участников строительства.

Граждане, пострадавшие от банкротства одного застройщика, объективно отнесены к одной группе пострадавших лиц, в связи с чем их права подлежат восстановлению посредством единых механизмов защиты- искусственное разделение этой группы, произведенное в целях лишения части лиц государственной поддержки без разумных оснований, не допускается.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, является Федеральный законом от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона № 214-ФЗ установлено, что по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Статьей 11 Федерального закона № 214-ФЗ предусмотрено право участника долевого строительства произвести уступку прав требований по договору долевого строительства.

Обязательства участника долевого строительства считаются исполненными с момента уплаты в полном объеме денежных средств в соответствии с договором и подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства (ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 214-ФЗ).

Защита права на жилище граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории <адрес>, пострадавших от действий (бездействия) строительных организаций, осуществляется в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО «О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории <адрес>» (далее – Закон -ЗСО).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона -ЗСО одной из мер содействия в восстановлении нарушенного права на жилище участников строительства является социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения.

Указанная выплата предоставляется гражданам-участникам строительства, включенным в региональный реестр пострадавших граждан в соответствии со ст. 5.1 настоящего Закона, а также гражданам-участникам строительства, включенным в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на день вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в порядке, установленном ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО и постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П.

В судебном заседании установлено, что решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано распоряжение министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены на территории <адрес> - незаконным. На министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> возложена обязанность включить ФИО1 в региональный реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории <адрес>.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца принято решение о включении в региональный реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории <адрес>.

Указанным распоряжением предусмотрена мера содействия в восстановлении нарушенного права на жилище посредством предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета.

После принятия решения о включении истца в региональный реестр для выплаты социальной выплаты истец обратилась к Ответчику с заявлением о выплате денежных средств в качестве социальной выплаты, однако, Ответчик не выполнил данного обязательства.

В целях оказания мер государственной поддержки граждан, включенных в Реестр пострадавших, <адрес> Думой принят закон <адрес> «Овнесении изменений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО «Озащите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории <адрес>». Этим законом предусмотрена социальная выплата на приобретение жилого помещения за счет областного бюджета.

По смыслу действующего законодательства использование юридической конструкции мер социальной поддержки позволяет государству в лице его органов публичной власти оказывать финансовую поддержку в виде представления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа этих социальных выплаты возникает не из права этих выплат. Когда обязанность произвести выплаты установлены законодательно, решение вопроса о социальной выплате не является предметом усмотрения органа публичной власти и право на ее получение в случае его нарушения подлежит судебной защите.

Включением ФИО1 в указанный выше реестр ответчик подтвердил право и принял на себя обязательство по выплате денежных средств в течении 10 дней. Этим выполняется одна из функций органов публичной власти по защите прав граждан.

До настоящего времени обязательства по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения истцам министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства не исполнены.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют, о нарушении имущественных прав истца.

Отсутствие в бюджете денежных средств на цели социальных выплат основанием для отказа в удовлетворении требований являться не могут.

Установив указанные обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 является лицом, которому подлежит предоставлению социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с требованиями Закона -ЗСО.

На основании изложенных выше норм права и доказательств суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований ФИО1 о возложении обязанности предоставить социальную выплату.

При этом суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком в данном случае будет выступать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, поскольку именно на министерство возложена обязанность по осуществлению указанных выплат.

В этой связи Управление Федерального казначейства <адрес> не может выступать ответчиком.

С учетом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд полагает возможным выйти за пределы заявленных исковых требований и определить исковые требования таким образом, чтобы они точно соответствовали способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, являлись юридически конкретными, определенными и реально исполнимыми.

В этой связи требования истца ФИО1, так как они сформулированы в просительной части искового заявления, а именно взыскание в пользу истца определенной денежной суммы – 4963 173,20 рублей, не могут быть удовлетворены, поскольку выплата производится в соответствии со статьей <адрес> «О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО.

Сторона истца также просит взыскать расходы на уплату госпошлины за подачу иска.

В соответствии с частью 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статьи 98 ГПК стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Из материалов дела следует, что ФИО1 понесла расходы на уплату государственной пошлины за подачу иска в сумме 300 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ с ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в пользу ФИО1 подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о взыскании единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, судебных расходов удовлетворить частично.

Возложить на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обязанность произвестиФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии 6305890832) социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии со статьей <адрес> «О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО.

Взыскать с министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ИНН 1056405029560) в пользу ФИО1, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований ФИО1 отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федерального казначейства по <адрес> о взыскании социальной выплаты, судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.Н. Еремина

2-1584/2024 ~ М-1018/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сорокина Елена Валерьевна
Ответчики
Управление Федерального казначейства по Саратовской области
Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области
Другие
Администрация муниципального образования «Город Саратов»
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Еремина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
04.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2024Передача материалов судье
12.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее