Дело № 2-398/2023
УИД 32RS0023-01-2023-000298-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2023 года г. Почеп
Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Коростелевой Р. В., при секретаре Бесхлебном И.Д.,
с участием административного истца помощника прокурора Почепского района Брянской области Барсуковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Семецкой сельской администрации Почепского района Брянской области о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Почепского района Брянской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Семецкой сельской администрации Почепского района Брянской области о признании права собственности, в котором просит признать право собственности муниципального образования «Семецкая сельская администрация Почепского района Брянской области» на объект недвижимого имущества – шахтный колодец, расположенный по адресу: Брянская область, Почепский район, п. Гряда, ул. Лесная, соор. 44А, с кадастровым номером №; обязать Семецкую сельскую администрацию Почепского района Брянской области совершить действия, предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года “О государственной регистрации недвижимости”, по регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - шахтный колодец, расположенный по адресу: Брянская область, Почепский район, п. Гряда, ул. Лесная, соор. 44А, с кадастровым номером №
В обоснование административного иска прокурор указывает, что прокуратурой Почепского района Брянской области в марте 2023 года проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальной собственности в части исполнения обязанностей по регистрации права собственности бесхозяйных объектов недвижимости – шахтных колодцев, расположенных на территории Семецкого сельского поселения, в деятельности Семецкой сельской администрации Почепского района.
По результатам проведенной прокуратурой Почепского района проверки установлено, что в границах территории муниципального образования – Семецкое сельское поселение Почепского района Брянской области, по адресу: Брянская область, Почепский район, п. Гряда, ул. Лесная, соор. 44А (кадастровый номер №) расположен шахтный колодец, обеспечивающий нецентрализованное водоснабжение жителей указанного населенного пункта. Указанный объект недвижимости в 2018 году был поставлен на учет, как бесхозяйный объект недвижимости, однако Семецкой сельской администрацией до сих пор не было принято мер по обращению в орган, осуществляющий государственную прав на недвижимое имущество, с заявлением о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Отсутствие собственника систем водоснабжения лишает возможности эксплуатации, осуществления комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
В судебном заседании помощник прокурора Почепского района Брянской области Барсукова Е.С. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - глава Семецкого сельского поселения Белоножко Ф.Ф., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования прокурора признал в полном объеме, указал, что последствия признания иска ему известны и понятны, просил установить срок для принятия решения до 01 октября 2023 года.
Представители третьих лиц: МО по Почепскому, Выгоничскому и Жирятинскому районам Управления Росреестра по Брянской области, МТУФА по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Управление имущественных отношений Брянской области, администрации Почепского района Брянской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела суду не представили, причины их не явки суду неизвестны. Представитель Управления имущественных отношений Брянской области Щербенко Л.И. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, третьих лиц.
Выслушав помощника прокурора Барсукову Е.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конституцией РФ каждому гражданину гарантировано право на благоприятную среду.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой Почепского района Брянской области проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальной собственности в части исполнения обязанностей по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости – шахтных колодцев, расположенных на территории Семецкого сельского поселения, в деятельности Семецкой сельской администрации Почепского района.
В адрес врио главы Семецкой сельской администрации Почепского района Белоножко Ф.Ф. прокурором Почепского района Брянской области 20 марта 2023 года было направлено письмо о необходимости предоставлении информации об имеющихся на территории Семецкого сельского поселения шахтных колодцах, включении их в реестр муниципальной собственности Семецкого сельского поселения и постановке на учет в качестве бесхозяйных.
21 марта 2023 года из Семецкой сельской администрации Почепского района в прокурору поступил ответ о том, что на территории Семецкого сельского поселения Почепского района имеется 13 шахтных колодцев, которые не поставлены на учет в качестве бесхозяйных. Среди данных шахтных колодцев указан шахтный колодец, расположенный по адресу: Брянская область, Почепский район, п. Гряда, ул. Лесная, соор. 44А, с кадастровым номером №.
Указанный выше шахтный колодец с кадастровым номером № не значится в реестре муниципальной собственности Почепского муниципального района Брянской области, реестре государственного имущества Брянской области и в реестре федерального имущества, что подтверждается ответом Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях № № от ДД.ММ.ГГГГ года, ответом Управления имущественных отношений Брянской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года и ответом администрации Почепского района Брянской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно Выпиской из ЕГРН от 29 июля 2022 года, шахтный колодец, расположенный по адресу: Брянская область, Почепский район, п. Гряда, ул. Лесная, соор. 44А, с кадастровым номером №, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 16 октября 2018 года, право собственности на него ни за кем не зарегистрировано.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предела полномочий, установленных законодательством России.
Согласно ч. 3 ст. 14 указанного выше Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п.п. 1, 5 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона, имущество, предназначенное для водоснабжения населения, водоотведения.
Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2023 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вопрос местного значения в виде организации в границах сельского поселения водоснабжения населения, водоотведения являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В части 1 статьи 225 ГК РФ указано, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч. 3 данной статьи, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся, в частности, земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года, государственная регистрация права является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость с сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ст. 2 Федерального закона “О противодействии терроризму” № 35-ФЗ от 06 марта 2006 года, противодействие терроризму должно основываться на системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.
В п. 12 Концепции о противодействии терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, указано, что противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: а) предупреждение (профилактика) терроризма; б) борьба с терроризмом; в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 15 Концепции о противодействии терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение следующих задач:
а) разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;
б) противодействие распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Российской Федерации; совершенствование системы информационного противодействия терроризму;
в) улучшение социально-экономической, общественно-политической и правовой ситуации в стране;
г) прогнозирование, выявление и устранение террористических угроз, информирование о них органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественности;
д) использование законодательно разрешенных методов воздействия на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к действиям террористического характера;
е) разработка мер и осуществление профилактических мероприятий по противодействию терроризму на территориях субъектов Российской Федерации;
ж) определение прав, обязанностей и ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов;
з) разработка и введение в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
и) совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, а также лиц, пострадавших в результате террористического акта;
к) усиление взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и укрепление международного сотрудничества в области противодействия терроризму;
л) обеспечение скоординированной работы органов государственной власти с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что администрацией Семецкого сельского Почепского района Брянской области не принято мер по регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - шахтный колодец, расположенный по адресу: Брянская область, Почепский район, п. Гряда, ул. Лесная, соор. 44А, с кадастровым номером № Ответчик не обращался с иском в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Несоблюдение вышеуказанных требований пунктов 12 и 15 Концепции о противодействии терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, влечет существенное снижение уровня антитеррористической защищенности объектов водоснабжения, и в случае совершения на территории Семецкого сельского поселения преступлений террористической направленности может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степень тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера, причиненного материального ущерба.
Представитель ответчика Белоножко Ф.Ф. в заявлении исковые требования прокурора Почепского района, Брянской области признал в полном объеме, просил предоставить ему срок для исполнения требований прокурора до 01 октября 2023 года.
В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствие ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск, при этом, в порядке ст. 173 ГПК РФ, суд принимает признание иска, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173, ст. 198 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, о чем указывается в решении суда без исследования материалов дела.
Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173, ст. 198 ГПК РФ, представителю ответчика известны, о чем он указал в своем заявлении.
Суд принимает признание исковых требований главой Семецкой сельской администрации Белоножко Ф.Ф., так как это соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы других лиц и государства.
На основании признания ответчиком иска прокурора, а также в связи с тем, что бездействием администрации Семецкого сельского поселения Почепского района Брянской области нарушаются права неопределенного круга лиц по решению вышеназванных вопросов, суд считает, что исковые требования прокурора Почепского района Брянской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 204 ГПК РФ, установление определенных порядка и срока исполнения решения суда при его вынесении является правом суда, которое подлежит реализации в случаях, когда суд с учетом конкретных обстоятельств дела признает это необходимым.
Исходя из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Срок выполнения возложенных на ответчика действий с учетом исследованных письменных доказательств, а также исходя из характера и объема таких действий, то есть до 01 октября 2023 года, суд находит разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Семецкой сельской администрации Почепского района Брянской области о признании права собственности удовлетворить.
Признать право собственности муниципального образования «Семецкая сельская администрация Почепского района Брянской области» на объект недвижимого имущества – шахтный колодец, расположенный по адресу: Брянская область, Почепский район, п. Гряда, ул. Лесная, соор. 44А, с кадастровым номером №
Обязать Семецкую сельскую администрацию Почепского района Брянской области совершить действия, предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года “О государственной регистрации недвижимости”, по регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - шахтный колодец, расположенный по адресу: Брянская область, Почепский район, п. Гряда, ул. Лесная, соор. 44А, с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Р.В. Коростелева
Решение составлено в окончательной форме 15 июня 2023 года.