31RS0№-81 Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 29 июня 2022 г.
Свердловский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Никулиной Я.В.,
при помощнике судьи Исаченко А.В.,
с участием истца – Шириной Л.Д., представителя ответчика ОПФР по <адрес> – Щербининой Е.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шириной Д.Д. к ОПФР по <адрес> об установлении факта и признании права на получение государственной пенсии по потере кормильца,
установил:
Ширина Л.Д. обратилась в суд с иском, в котором с учетом уточнения требований просила установить факт наступления смерти Ширина С.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы. Признать за ней право на получение государственной пенсии по потере кормильца – супруга Ширина С.Д. с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента наступления права на такую пенсию – достижение возраста 55 лет.
В обоснование требований сослалась на то, что она как супруга Ширина С.Д. умершего вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены им в период прохождения военной службы, имеет право на назначение и получение государственной пенсии по достижении ею возраста 55 лет, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения, представила письменные возражения. Указала на то, что для назначения истцу государственной пенсии ей необходимо обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением и предоставить все необходимые документы. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени письменного заявления от Шириной Л.Д. в пенсионный орган не поступало, документов подтверждающих, что смерть Ширина С.Д. наступила именно вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены им в период прохождения военной службы также не представлено.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, участие представителя не обеспечено. О причинах неявки не сообщено, об отложении судебного разбирательства не просили.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей регламентируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте «а» статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами. Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ определено, что в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8 указанного Федерального закона в редакции Федерального закона от 21.07.2014 г. № 216-ФЗ нетрудоспособными членами семьи признаются вдовы военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак, если они достигли возраста 55 лет.
Аналогичные положения содержались в статье 50 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», действовавшего до 1 января 2002 года - даты вступления в силу Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, согласно которой право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении (статья 53 Закона). Родителям и вдовам (вдовцам) граждан, погибших вследствие военной травмы, одному из родителей или супругу, другому члену семьи, указанному в пункте «в» настоящей статьи, а также каждому из родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), пенсия назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении погибших (умерших). Нетрудоспособными членами семьи считаются отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами (пункт «б» статьи 50).
Из вышеуказанных норм следует, что для назначения пенсии по пп. 6 пункта 3 статьи 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» обязательным условием является наступление смерти после увольнения военнослужащего с военной службы вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы.
Из части 2 статьи 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 04.08.2021 г. № 538н утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Так, в соответствии с пунктом 39 приведенного перечня для назначения пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы, либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания, в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 37, 38 настоящего перечня, для подтверждения условий, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», необходимы документы:
а) подтверждающие причину гибели (смерти) военнослужащего (пункт 3 статьи 8, пункт 4 статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);
б) подтверждающие, что смерть бывшего военнослужащего наступила вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы (пункт 3 статьи 8, пункт 4 статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);
в) подтверждающие период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);
г) подтверждающие, что вдова военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступила в новый брак (подпункт 6 пункта 3 статьи 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Так, причина смерти бывших военнослужащих вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии (пункт 95 Перечня документов).
Причинную связь заболевания военнослужащего с исполнением служебных обязанностей в соответствии с действующим правовым регулированием, в том числе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г. № 565, можно установить посредством проведения военно-врачебной экспертизы.
В соответствии с пунктом 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: а) «военная травма»; б) «заболевание получено в период военной службы».
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела ДД.ММ.ГГГГ между истицей и Шириным С.Д. был заключен брак. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ширин С.Д. проходил военную службу по призыву и принимал участие в боевых действиях в респ. Афганистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе воинской части пп № (справка № от ДД.ММ.ГГГГ). Ранение получено им при исполнении обязанностей военной службы. Награжден орденом «Красной звезды». Ширину С.Д. ДД.ММ.ГГГГ установлена <данные изъяты> группа инвалидности в связи с военной травмой. ДД.ММ.ГГГГ Ширин С.Д. умер, с указанием в справке о смерти причины смерти – <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Ширина Л.Д. обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении ей пенсии и ЕДВ, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Данное заявление принято пенсионным органом в день подачи.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ Шириной Л.Д. отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п.п. 6 пункта 3 статьи 8 федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2021 г., в связи с необходимостью предоставления документов подтверждающих, что смерть бывшего военнослужащего наступила вследствие военной травмы или заболевания, полученного им в период прохождения военной службы, а также в связи с не достижением заявителем Шириной Л.Д. необходимого возраста.
ДД.ММ.ГГГГ Шириной Л.Д. исполнилось 55 лет.
На основании заявления Шириной Л.Д. от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № составлено и выдано заключение №, согласно которому, смерть инвалида Ширина С.Д. связана с заболеванием (ранением), полученным им при исполнении обязанностей военной службы. Данное заключение составлено ДД.ММ.ГГГГ Представлено в суд ДД.ММ.ГГГГ.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, разрабатывать механизм его реализации, включая закрепление в законе правил исчисления пенсий и определения их размеров, соблюдая при этом конституционное требование о недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Из смысла приведенных норм права следует, что назначение государственной пенсии по случаю потери кормильца, носит заявительный характер.
Исходя из заявительного порядка назначения пенсий, установленного федеральным законодательством, пенсия не может быть назначена ранее дня получения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявления о назначении пенсии и необходимых документов, так как назначение пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Положение пункта 1 статьи 23 Закона о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, находящегося во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 22 того же Закона, согласно которым назначение пенсии производится по заявлению гражданина, а обращение за ее назначением может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком, не ущемляет пенсионные права граждан - напротив, закрепленные в них сроки, с которых назначается пенсия, как и возложение на граждан обязанности обратится с заявлением о ее назначении, обеспечивают им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за пенсией.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, приведенных норм права при разрешении заявленных требований суд приходит к выводу, что для приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего в период прохождения военной службы по призыву, требуется достижение установленного законодательством о государственном пенсионном обеспечении возраста 55 лет, на момент обращения истицы в Пенсионный фонд с заявлением ДД.ММ.ГГГГ она не достигла установленного Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ возраста - 55 лет, право на назначение такой пенсии у нее не возникло.
Одновременно при обращении с заявлением ДД.ММ.ГГГГ ранее достижения установленного законодателем возраста ею также не были представлены документы, подтверждающие, что смерть Ширина Д.С. бывшего военнослужащего наступила следствие военной травмы или заболевания, полученного им в период прохождения военной службы. Данные документы получены ею лишь ДД.ММ.ГГГГ
То есть на момент обращения в пенсионный орган с заявлением ДД.ММ.ГГГГ право на назначение такой пенсии у Шириной Л.Д. еще не возникло, документы в подтверждение причин смерти Ширина Д.С. отсутствовали.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени Ширина Л.Д. в пенсионный орган с заявлением о назначении ей государственной пенсии с предоставлением всех необходимых документов не обращалась. Данное обстоятельство ею не оспаривалось.
До ДД.ММ.ГГГГ пенсия по потере кормильца не могла быть назначена Шириной Л.Д., ввиду отсутствия достижения ею положенного возраста – 55 лет, соответственно на дату с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ право на назначение государственной пенсии по потере кормильца у нее еще не возникло. А после ДД.ММ.ГГГГ заявитель с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов, в том числе заключением медико-социальной экспертизы относительно установления причинно-следственной связи смерти инвалида с заболеванием (ранением), полученным при исполнении обязанностей военной службы по настоящее время в пенсионный орган не обращалась.
Суд, оценив представленные и находящиеся в материалах дела доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, с учетом положений статьи 67 ГПК РФ, приходит к выводу о том, что факт наступления смерти Ширина С.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ вследствие заболевания (ранения), полученного им в период прохождения военной службы, с учетом представленного истцом в материалы дела заключения Бюро медико-социальной экспертизы в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение и подлежит установлению.
Что касается требований истца о признании за ней права на получение государственной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, то они подлежат отклонению, как необоснованные, с учетом приведенных выше норм права и установленных обстоятельств.
Правовых оснований для иных выводов по существу рассматриваемого спора у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 167, 194 – 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ - ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░