Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-50/2024 (2-595/2023;) ~ М-549/2023 от 31.08.2023

Дело 2-50/2024

10RS0006-01-2023-000835-48

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 20 февраля 2024 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Снетковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Любовиной Екатерины Викторовны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии и назначении пенсии,

у с т а н о в и л:

Любовина Е.В. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, которое мотивировано тем, что истец обратился в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее ОСФР по РК) с заявлением о назначении досрочной пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Решением от 06.07.2023 истцу было отказано в удовлетворении заявления. Основанием для отказа явилось не включение в стаж работы, предусмотренный п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, следующих периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как, по мнению ответчика, истец в данный период работала на 0,5 ставки. Данные доводы ответчика истец считает необоснованными по следующим основаниям.

В вышеуказанные спорные периоды времени суммированная занятость истца была не менее 1 ставки, в связи с чем они подлежат включению в стаж лечебной деятельности. Незаконное исключение ответчиком данных периодов из стажа истца лишило ее законного права на досрочный выход на пенсию.

На основании вышеизложенного, истец просила признать незаконным решение ответчика об отказе включения периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, предусмотренный п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ; признать за истцом право на включение периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, предусмотренный п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ; обязать ответчика повторно рассмотреть заявление истца о назначении пенсии с момента первого обращения истца с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии.

23.11.2023 от истца поступило заявление об увеличении заявленных исковых требований, в котором истец просила признать незаконным решение ответчика об отказе включения периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, предусмотренный п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ; признать за истцом право на включение периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, предусмотренный п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ; признать решение ответчика о наличии стажа в сельской местности и поселках городского типа в размере 21 год 03 месяца 17 дней незаконным; признать за истцом стаж работы в сельской местности и поселках городского типа в размере 25 лет 1 месяц; обязать ответчика повторно рассмотреть заявление истца о назначении пенсии с момента первого обращения истца с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии.

В судебном заседании истец Любовина Е.В. заявленные исковые требования поддержала, дополнив, что лицевые счета свидетельствуют о том, что на 0,5 ставки она работала в ФАП, а остальные 0,5 ставки – это дежурства. Полагала, что именно дежурства являлись основной работой. По мнению истца, указанные виды работ должны суммироваться. Кроме того, время ее работы в сельской местности должно исчисляться один год работы за один год и три месяца. Просила исковые требования удовлетворить, засчитав спорный период работы как полную ставку.

Представитель ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, Коротаева А.Г., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Отметила, что периоды работы истца до и после спорного отработаны на полную ставку, так как в лицевых имеются сведения об отработанных днях и часах на полную ставку. Лицевые счета за спорные периоды содержат сведения об отработанном времени, которое соответствует 0,5 ставки. Сведения о дежурствах не могут суммироваться со ставкой. Кроме того, при суммировании стажа работы в городе и сельской местности, стаж работы в сельской местности рассчитан ответчиком как один год работы за один год и три месяца, вместе с тем у истца льготного стажа работы в любом случае не хватает, так как составляет <данные изъяты> при требуемом стаже 30 лет.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика указал, что Отделение не согласно с заявленными исковыми требованиями по следующим основаниям. 24.03.2023 Любовина Е.В. обратилась в Отделение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013. В соответствии с указанной нормой страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 25,8 (в 2023 году) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 данной статьи. В соответствии с ч. 4.1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ. Согласно приложению 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ срок назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в 2023 году увеличивается на 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Ссылаясь на положения Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», представитель указал, что периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей. В стаж на соответствующих видах работ не включаются периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, в учебных отпусках, дни отдыха донорам, простои, прогулы, командировки, периоды выполнения гражданских обязанностей, периоды совмещения работ, не дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (более 20% рабочего времени), периоды работы в режиме неполной рабочей недели или неполного рабочего дня и другие периоды, когда работник не выполнял профессиональных (должностных) обязанностей. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ, после - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ Любовина Е.В. дала согласие на оценку пенсионных прав, которая произведена на основании сведений о периодах работы, иной деятельности, об иных периодах, о заработке, о начисленных страховых взносах, направляемых на финансирование страховой пенсии, о сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов, отраженных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Дата регистрации истца в системе индивидуального (персонифицированного) учета - ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в периоды работы ГБУЗ РК «Лахденпохская центральная районная больница», фельдшерско-акушерском пункте <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей, фельдшера ФАП Любовина Е.В. работала на 0,5 ставки. Указанная информация подтверждается справкой ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ , уточняющей занятость в соответствующих должностях за период работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

На основании изложенного, спорные периоды не включены пенсионным органом в стаж лечебной деятельности. Доказательств того, что Любовина Е.В. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала должности, предусмотренные Списком № 1066 и Списком № 781, для того, чтобы суммировать занятость в специальных условиях труда, не имеется. Также представитель ответчика отметил, что в Списках № 1066 и № 781 в разделе «Наименования должностей» значится заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), работники, занятые в должности «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом», в Списках не поименованы и, следовательно, правом на досрочное назначением страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ не пользуются.

Также истцом заявлено требование об обязании Отделения повторно рассмотреть ее заявление о назначении пенсии с момента первого обращения с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии. Ссылаясь на положения ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ представитель указал, что по общему правилу заявление о назначении пенсии рассматривается пенсионным органом в десятидневный срок и по нему принимается решение об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (подп. «е» п. 22 Правил № 884н). 24.06.2021 и 24.03.2023 Любовина Е.В. обращалась с заявлениями о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. В результате всестороннего, полного и объективного рассмотрения указанных заявлений Отделением приняты решения , об отказе в установлении пенсии Любовиной Е.В. по причине недостаточности стажа лечебной деятельности. Девствующее пенсионное законодательство не предусматривает возможность возврата к рассмотрению ранее разрешенного заявления и вынесения по одному и тому же заявлению двух решений. Также представитель указал, что включение спорных периодов в стаж лечебной деятельности не приведет к установлению необходимой продолжительности специального стажа, дающего право истцу на досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Принимая во внимание, что истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих работу в спорные периоды времени в ГБУЗ РК «Лахденпохская центральная районная больница» на 1 ставку в течение полного рабочего дня, учитывая, что в выписке из ИЛС проставлен код льготной работы, но на 0,5 ставки, руководствуясь статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ, гл. 16 ГПК РФ, представитель просил в удовлетворении исковых требований Любовиной Е.В. отказать.

В дополнительном отзыве представитель указал, что помимо ранее заявленных требований просит признать решение Отделения о наличии стажа лечебной деятельности в сельской местности и поселках городского типа в размере <данные изъяты> незаконным, признать за истцом стаж работы в сельской местности и поселках городского типа в размере <данные изъяты>. Отделение не согласно с увеличенными исковыми требованиями и представленным истцом расчетом стажа лечебной деятельности в сельской местности и поселках городского типа. Пунктом 3 Постановления от 22.09.1999 № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением от 22.09.1999 № 1066. Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01.11.1999. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (далее - Правила № 464) установлено правило исчисления сроков выслуги, согласно которому один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считается за 1 год и 3 месяца (абзац 2 пункта 2 постановления).

Порядок подсчета стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, за периоды работы после 1 ноября 1999 года, изменен. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 утверждены Правила (далее - Правила № 1066), согласно которым врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца (пункт 2). В связи с принятием этих Правил, к периодам работы после 1 ноября 1999 года не применяется льгота, содержащаяся в пункте 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (и которая продолжает применяться в отношении периодов работы до 01.11.1999). В соответствии с новым порядком год работы засчитывается за один год и три месяца выслуги только в том случае, если имеет место смешанная выслуга.

Таким образом, периоды до 01.11.1999 рассчитаны Отделением согласно Правилам № 464 в льготном исчислении один год работы в сельской местности и поселках городского типа за 1 год и 3 месяца, а последующие периоды в календарном исчислении согласно Правилам № 1066.

Доводы истца о том, что с учетом дежурств на дому, фактически в спорные периоды истцом была выработана и оплачена полная ставка, не являются основанием для удовлетворения требований, поскольку в должности фельдшера ФАП Любовина Е.В. работала лишь на 0,5 ставки. Для зачета периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж истец должна была занимать полную ставку по должности фельдшера ФАП, а не только выполнять норму рабочего времени на ставку с учетом дежурств. На основании изложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Любовиной Е.В. не имеется.

Представитель третьего лица ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ», действующий на основании доверенности Камсула В.И., полагал исковые требования, подлежащими удовлетворению, поскольку экстренные вызовы фельдшера во время дежурств должны быть включены в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию. Отметил, что лицевые счета за спорные периоды свидетельствуют, что начисленная Любовиной Е.В. заработная плата соответствовала полной ставке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

24.03.2023 истец Любовина Е.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от 06.07.2023 Любовиной Е.В. в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с недостаточным стажем работы лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимым для установления досрочной страховой пенсии по старости. При этом, пенсионным органом не включены, в том числе, в стаж работы истца, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, следующие периоды работы на 0,5 ставки: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ РК Лахденпохская центральная районная больница, так как в соответствии с п. 4 Правил № 781 периоды работы в должностях учреждений, указанных в Списке № 781, начиная с 01.11.1999, засчитываются в стаж работы при условии её выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, в объеме полной ставки (т. 1 л.д. 61-64). Аналогичное по содержанию решение в части спорных периодов работы (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) было вынесено Отделением 15.08.2023 за (т. 1 л.д. 64-68).

Не согласившись с принятым решением пенсионного органа в части не включения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, предусмотренный п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В силу ч.ч. 3, 4 ст. 30 того же Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

При этом в силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Отдельным категориям граждан, имеющим право на досрочное назначение пенсии (в частности, медицинским работникам), пенсия может быть назначена только через определенный срок после выработки необходимого стажа (начиная с 2023 года - 60 месяцев) (п. п. 19, 20 ч. 1, ч. 1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону № 400-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Как следует из ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

Согласно ч. 8 той же статьи при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ)

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно пп. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца. Указанные правила применяются для исчисления трудового стажа до 01.11.1999.

С 01.11.1999 для подсчета трудового стажа применяется утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Согласно которому врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

В соответствии с п. 3 Постановления № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516 (далее Правила - № 516) и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 № 781 (далее - Правила № 781).

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются: Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее - Постановление № 464) - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 по 31 октября 1999 включительно;    Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 № 1066 (далее - Правила № 1066) - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2001 включительно.

В соответствии с Правилами № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 4).

Как следует из разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Согласно п. 4 Правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

При этом в списках № 781 и № 1066 должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья, значатся такие должности как: заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Постановлением Главы местного самоуправления Лахденпохского района от 14.09.2004 № 91 МУЗ «Куркиекская участковая больница» реорганизовано в форме присоединения к МУЗ «Лахденпохская центральная районная больница» (т. 2 л.д. 27).

Как следует из ответа ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ», Лахденпохская больница № 2 образована в 22.02.1971 на основании приказа Министерства здравоохранения КАССР № 26 от 09.20.1971. Лахденпохская центральная районная больница, в свою очередь, была образована на основании Постановления главы МСУ Лахденпохского района о регистрации предприятия № 1063 от 15.12.1994. На основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 30.12.2011 № 817р-П указанное учреждение переименовано в ГБУЗ РК «Лахденпохская центральная районная больница». И уже далее, произошла реорганизация указанного учреждения в форме присоединения к ГБУЗ РК «Сортавальская центральная районная больница» на основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 03.09.2012 № 539р-П.

В трудовой книжке Любовиной Е.В. имеется запись о переводе с ДД.ММ.ГГГГ заведующей ФАП <адрес> на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 19).

В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении Любовиной Е.В. имеются сведения о том, что в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала на 0,5 ставки (т. 1 л.д. 70), страхователь – Администрация поселка Куркиеки.

Любовиной Е.В., в целях предъявления в пенсионный орган, выдана Справка от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющая занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, в которой указано, что работа Любовиной Е.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей, фельдшера фельдшерско-акушерского пункта <адрес> осуществлялась на 0,5 ставки на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 82-84).

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ Любовина Е.В. фельдшер амбулатории переведена на 0,5 ставки фельдшером ФП Хухтерву с ДД.ММ.ГГГГ, зав. ФП. (т. 1 л.д. 52).

Приказом МУЗ «Куркиекская участковая больница» Любовина Е.В. переведена на 1,0 ставку с ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 48 обр.сторона).

Согласно сведениям ОСФР по РК, в отношении Любовиной Е.В. от работодателя Администрации поселка Куркиеки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начисленных взносов на страховую и накопительную часть не имеется, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислено <данные изъяты> рублей (страховая часть), <данные изъяты> рублей (накопительная часть). Начисленные страховые зносы от ГБУЗ РК «Лахденпохская центральная районная больница» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляют <данные изъяты> рублей на страховую часть пенсии и <данные изъяты> рубля – на накопительную часть.

В материалах дела имеются лицевые счета на выдачу заработной платы работникам Администрации <адрес>, в том числе ФАП поселков <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года (т. 2 л.д. 111-136), и лицевые счета Куркиекской участковой больницы пунктов «Фельдшерские пункты» с ДД.ММ.ГГГГ года (т. 2 т.<адрес>).

Указанные лицевые счета свидетельствуют о том, что Любовиной Е.В. ДД.ММ.ГГГГ отработано <данные изъяты> часов.

Сравнительный анализ сведений, имеющихся в указанных в лицевых счетах, позволяет суду прийти к выводу о том, что продолжительность рабочего времени (отработанных рабочих дней и часов) Любовиной Е.В. значительно ниже, чем у иных медицинских работников, работающих на полную ставку (к примеру, чем у ФИО6, работающей на 1,0 ставку).

По мнению суда, указанные сведения об отработанном истцом времени в спорный период соответствует занятости работника на 0,5 ставки.

Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснил, что он работал главврачом Куркиекской участковой больницы с ДД.ММ.ГГГГ. Любовина Е.В. работала фельдшером в <адрес>, вела прием. Еще осуществляла дежурство на дому с 17 часов до 08 часов. Дежурство осуществлялось в рамках занимаемой должности. Любовина Е.В. фактически работала на полную ставку, поскольку полностью обслуживала ФАП, делала прививки и профилактически осмотры. Поскольку по заработной плате она не добирала до ставки, оставшиеся проценты она добирала дежурствами. Также были доплаты за ночное дежурство.

В судебном заседании свидетель Свидетель №2 показала, что она работала участковым педиатром в Куркиекской амбулатории с ДД.ММ.ГГГГ. Любовина Е.В. работала фельдшером, выезжала на ночные вызовы с 17 часов до 09 часов. Вела всю работу в <адрес>, включая прием больных, составляла отчеты, выписывала рецепты и прочее. По времени фактически работала 2-3 дня в неделю до 14-15 часов, бывало и дольше.

Свидетель Свидетель №3 пояснил, что он работал водителем скорой помощи с ДД.ММ.ГГГГ. В указанный период часто бывали ночные вызовы, иногда по несколько раз за ночь. Любовина Е.В. в тот период занимала должность фельдшера. Работала примерно три раза в неделю, пока имелась необходимость в приеме граждан.

В судебном заседании свидетель ФИО7 (бухгалтер ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ») в судебном заседании пояснила о том, что из сведений, имеющихся в лицевых счетах за спорный период, усматривается, что в них проставлены отработанные дни и часы за половину ставки. На основании исследованных лицевых счетов нельзя говорить о полной занятости Любовиной Е.В. в спорный период. Также свидетель пояснила, что в целях назначения досрочной пенсии всегда подаются сведения по основной занятости, а дополнительная занятость в виде дежурств не может входить в льготный стаж.

В дополнительных пояснениях представитель ответчика акцентировал внимание на то, что периоды до 01.11.1999 рассчитаны Отделением согласно Правилам № 464 в льготном исчислении один год работы в сельской местности и поселках городского типа считается за 1 год и 3 месяца, а последующие периоды в календарном согласно Правилам № 1066. Доводы истца о том, что с учетом дежурств на дому в спорные периоды истцом была фактически выработана и оплачена полная ставка, не являются основанием для удовлетворения требований, поскольку в должности фельдшера ФАП Любовина Е.В. работала лишь на 0,5 ставки. Для зачета периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж истец должна была занимать полную ставку по должности фельдшера ФАП, а не только выполнять норму рабочего времени на ставку с учетом дежурств.

Анализ представленных доказательств, по мнению суда, позволяет прийти к выводу, что оспариваемые истцом решения приняты ответчиком в соответствии с требованиями закона.

В данном случае, следует согласиться с доводами ответчика о том, что в стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, подлежат включению только те периоды работы истца, в которых трудовая деятельность осуществлялась на полную ставку. Указанная позиция полностью согласуется с положениями изложенных выше норм.

Между тем, все представленные суду доказательства, в том числе, сведения индивидуального лицевого счета, приказы, справка, уточняющая особый характер работы, выданная ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ», с очевидностью свидетельствуют о том, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец занимала должность фельдшера на 0,5 ставки.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, материалы дела не содержат.

Сведения о количестве отработанных часов и дней, имеющиеся в лицевые счетах за спорный период, также соответствуют половине нормы рабочего времени (то есть 0,5 ставки).

Действительно указанные лицевые счета подтверждают, что Любовина Е.В. в тот же период, помимо основной занятости, осуществляла дежурства, за что ей соответственно начислялась заработная плата. Однако, суд приходит к выводу, что, несмотря на самостоятельную оплату, дежурства по вызовам осуществлялись истцом в рамках занимаемой должности фельдшера ФАП <адрес> на 0,5 ставки, поэтому такая деятельность суммированию не подлежит.

Положения изложенных выше норм свидетельствуют, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, а в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Между тем, доказательств принятия Любовиной Л.В. на отдельную должность (например, фельдшера с целью работы по вызовам), которая указана в Списке должностей и профессий, дающих право на досрочное назначение пенсии, и которую возможно суммировать с 0,5 ставки фельдшера ФАП фактически занимаемой истцом, материалы дела не содержат.

В рассматриваемой ситуации, суд приходит к выводу, что дежурства по вызовам, а также размер доплаты за такие дежурства не может влиять на размер такой ставки и суммированию с 0,5 ставки фельдшера не подлежит.

Анализ представленных доказательств в их совокупности позволяет суду прийти к выводу о том, что работа истца в спорные периоды осуществлялась не полный рабочий день, поэтому такие периоды работы не подлежат включению Любовиной Е.В. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ.

При таких обстоятельствах, требование истца о признании незаконным решения ответчика об отказе включения периода времени работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, предусмотренный п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ, признании за истцом права на включение периода времени работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, предусмотренный п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ и возложении обязанности на ответчика повторно рассмотреть заявление истца о назначении пенсии с момента первого обращения истца с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии удовлетворению не подлежит.

Также не подлежит удовлетворению требование истца о признании незаконным решения ответчика о расчете стажа лечебной работы в сельской местности и поселках городского типа в размере <данные изъяты> и признании за истцом стажа работы в сельской местности и поселках городского типа в размере <данные изъяты>.

Как указал представитель ответчика, стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», без у чета спорных периодов установлен решением Отделения об отказе в установлении пенсии Любовиной Е.В. и составляет в сельской местности и поселках городского типа - <данные изъяты>, что меньше требуемого стажа - 25 лет; в городах, сельской местности и поселках городского типа - <данные изъяты>, что меньше требуемого стажа - 30 лет.

В материалы дела представлен расчет льготного стажа истца, который проверен судом и является верным, поскольку выполнен в соответствии Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и ной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, согласно которым врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа, так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге лет не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности засчитывается за один год и три месяца.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований Любовиной Е.В. не имеется, поскольку оспариваемые истцом решения приняты ответчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.В. Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 15.03.2024.

2-50/2024 (2-595/2023;) ~ М-549/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Любовина Екатерина Викторовна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
Другие
ГБУЗ "Сортавальская ЦРБ"
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на сайте суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
31.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2023Передача материалов судье
07.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.10.2023Предварительное судебное заседание
20.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.02.2024Судебное заседание
15.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2024Дело оформлено
22.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее