Дело № 2-282/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Нижняя Омка Омской области 25 сентября 2023 г.
Нижнеомский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Шаульского А.А. при секретаре Малородовой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Смирновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о возложении обязанности,-
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Смирновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о возложении обязанности, обязать данное предприятие в срок до 01.11.2023 г. провести техническое обследование обслуживаемой системы холодного водоснабжения с составлением акта технического обследования в соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 3 Требований к проведению технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения, утвержденных приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр.
В обоснование своих исковых требований прокурор Нижнеомского района Омской области указал, что Администрация Смирновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена надлежащим образом. В суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
В ходе судебного заседания представитель истца, помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Доманин Ю.В. поддержал заявленные требования.
Ответчик, -администрация Смирновского сельского поселения в судебное заседание не явилась, будучи уведомлена о месте и времени рассмотрения дела.
Третьи лица. –администрация Нижнеомского муниципального района Омской области, Министерство строительства и жилищного коммунального хозяйства Омской области в судебное заседание не явились, будучи уведомлены о месте и времени рассмотрения надлежащим образом.
Суд, исследовав приобщенные к делу документы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Как следует из п. п. 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - Федеральный закон от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ), одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно п.п.4, 5, 25, 29 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - оценка технических характеристик объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Пунктом 14 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что объектом централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения – является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно требованиям ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
По Соглашению между Нижнеомским муниципальным районом Омской области и Смирновским сельским поселением Нижнеомского муниципального района Омской области от 23.12.2022 Смирновскому сельскому поселению Нижнеомского муниципального района Омской области переданы полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлен перечень четырех целей технического обследования централизованных систем горячего (холодного) водоснабжения, в числе которых: определения технических возможностей сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, по подготовке питьевой воды в соответствии с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений; определения технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности; определения технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности; определения экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения новых технологий; определения сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.
Нормы ч. 3 рассматриваемой статьи регламентируют общий порядок проведения технического обследования самостоятельно организацией, осуществляющей горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение) либо с привлечением специализированной организации, а также с информированием органов местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения (с привлечением по решению органов местного самоуправления его представителей).
Приказом Минстроя России от 05.08.2014 №437/ПР утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения.
Согласно п. 4 данных Требований, обязательное техническое обследование проводится один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет.
Объектами технического обследования являются все объекты централизованных систем холодного водоснабжения (п. 9 Требований).
Состав работ по техническому обследованию включает в себя: а) камеральное обследование; б) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуальное-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов централизованных систем холодного водоснабжения; в) определение технико-экономической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения.
По итогам завершения технического обследования составляется Акт технического обследования, содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение.
Акт содержит: а) перечень объектов, в отношении которых было проведено техническое обследование; б) перечень параметров, технических характеристик, фактических показателей деятельности организации, осуществляющей водоснабжение, или иных показателей объектов централизованных систем холодного водоснабжения, выявленных в процессе проведения технического обследования; в) описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений); г) заключение о техническом состоянии объектов централизованных систем холодного водоснабжения; д) оценка технического состояния объектов централизованных систем холодного водоснабжения, в момент проведения обследования; е) заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках дальнейшей эксплуатации объектов централизованных систем холодного водоснабжения; ж) ссылки на строительные нормы, правила, технические регламенты, иную техническую документацию; з) анализ технико-экономической эффективности существующих технических решений, применяемых в соответствующей централизованной системе, в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами; и) предлагаемые рекомендации, в том числе предложения по плановым значениям показателей надежности, качества, энергетической эффективности, по режимам эксплуатации обследованных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, по мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение капитального ремонта и инвестиционные проекты), необходимых для достижения предложенных плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, рекомендации по способам приведения объектов централизованных систем холодного водоснабжения в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации, и возможные проектные решения.
Предложения о проведении мероприятий (ремонт, восстановление, модернизация, замена) на объектах централизованных систем холодного водоснабжения формулируются с учетом: а) аварийности в течение срока эксплуатации; б) технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, энергетической эффективности станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности и (или) технических характеристик канализационных сетей, канализационных насосных станций, в том числе их энергетической эффективности и степени резервирования мощности; в) ремонтопригодности объектов централизованных систем холодного водоснабжения; г) расчетных остаточных сроков эксплуатации объектов централизованных систем холодного водоснабжения; д) технической возможности сооружений водоподготовки по подготовке питьевой воды в соответствии с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и (или) технической возможности канализационных очистных сооружений по соблюдению проектных параметров очистки сточных вод и установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы; е) технико-экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения наилучших существующих (доступных) технологий; ж) сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.
В нарушение вышеприведенных норм, в ходе проведенной проверки установлено, что на территории Смирновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области системы водоснабжения: водопроводная сеть, протяженностью <данные изъяты> п.м., инвентарный №, переданные Соглашением, заключенным между между администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области и Смирновским сельским поселением Нижнеомского муниципального района Омской области от 23.12.2022 техническое обследование указанных систем холодного водоснабжения, не проведено, что свидетельствует о том, что невозможно установить указанные выше обстоятельства, сформулировать предложения о проведении профилактических и ремонтных мероприятий (ремонт, восстановление, модернизация, замена) на объектах централизованных систем холодного водоснабжения, что приводит к их износу, периодическим порывам и выходу из строя.
Так, организация, обеспечивающая водоснабжение населения Смирновского сельского поселения Нижнеомского района Омской области отсутствует, указанные функции осуществляет непосредственно администрация Смирновского сельского поселения. При этом, принятые прокурором района меры по устранению нарушений анализируемого законодательства, оставлены без удовлетворения, не привели к устранению указанных выше нарушений, что свидетельствует о необходимости судейского принуждения к исполнению указанного законодательства о проведении технического осмотра водопроводных сетей.
При обсуждении вопроса установления срока исполнения решения суда суд полагает, что непринятие соответствующих мер по проведению обследования не дает возможность установить их актуальное техническое состояние, процент их износа, спланировать объем и сроки проведения ремонтных работ данных сетей либо их реконструкции, что нарушает права граждан на качественное водоснабжение, создает угрозу порывов, учитывая особую социальную значимость указанных мероприятий, погодные условия, суд полагает разумным и справедливым установить срок исполнения в 1 год после вступления решения в законную силу.
Статьей 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено: сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
Учитывая изложенное, по настоящему администрация действует в интересах населения городского поселения, исходя из установленной компетенции, как орган местного самоуправления подлежит освобождению от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Смирновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области в течение месяца после вступления решения в законную силу провести техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения, расположенных в <данные изъяты> - водопроводной сети, протяженностью <данные изъяты> инвентарный №.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Омский областной суд через Нижнеомский районный суд Омской области.
Судья Шаульский А.А.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.09.2023 г.
Дело № 2-284/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть
с.Нижняя Омка Омской области 25 сентября 2023 г.
Нижнеомский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Шаульского А.А. при секретаре Малородовой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Смирновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о возложении обязанности,-
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Смирновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области в течение месяца после вступления решения в законную силу провести техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения, расположенных в <адрес>: - водопроводной сети, протяженностью <данные изъяты> инвентарный №.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Омский областной суд через Нижнеомский районный суд Омской области.
Судья Шаульский А.А.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.09.2023 г.