Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1325/2022 ~ М-761/2022 от 10.06.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                             10 ноября 2022 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи             Калинниковой О.А.,

при секретаре судебного заседания        Филатовой К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1325/2022 по административному исковому заявлению Сарычева Вячеслава Юрьевича о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

Сарычев В.Ю. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просит установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами: , , расположенных на территории г. Сызрань Самарской области равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 21 638 940 руб., 12 044 966 руб., соответственно.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых по результатам очередной государственной кадастровой оценки, существенно превысила их рыночную стоимость, чем затрагиваются её права и обязанности, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В обоснование требований ссылается на Отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых помещения, здания, выполненные обществом с ограниченной ответственностью «Региональный центр экспертизы».

В судебном заседании представитель административного истца Бакирова Г.М., действующая на основании доверенности, поддержала административный иск по изложенным в нем основаниям.

Административные ответчики - Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрация городского округа Сызрань Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлены дополнительные пояснения по делу, согласно которым, ознакомившись с результатами судебной экспертизы, оставляют принятие решения на усмотрение суда, просят о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению в соответствии с результатами судебной экспертизы, при этом суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц,… в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.

Как следует из материалов дела, административный истец является собственником следующих объектов недвижимости:

- нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 1 969 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>,

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 816,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 01.04.2022, 04.04.2022.

Кадастровая стоимость спорных объектов утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 в размере:

- с кадастровым номером – 32 098 854,59 рублей,

- с кадастровым номером – 16 576 913,51 рублей, о чем представлены выписки из ЕГРН от 01.04.2022.

В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», с 01.01.2015 административные истцы уплачивают налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости затрагивает права административного истца, владеющего объектами недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов капитального строительства.

Полагая кадастровую стоимость объектов капитального строительства существенно завышенной, а свои права нарушенными, административный истец обратился в суд с административным иском.

В обоснование заявленных требований представлены уточненные отчеты об оценке № 18042022О от 27.04.2022, № 20052022О от 16.05.2022, выполненные оценщиком ООО «<данные изъяты>».

Согласно содержащихся в отчетах об оценке выводам, рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на дату кадастровой оценки – 01.01.2021 определена в следующем размере:

- с кадастровым номером – 21 638 940 рублей,

- с кадастровым номером – 12 044 966 рублей.

В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки», определением суда от 18.07.2022 года была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «<данные изъяты>».

По результатам судебной экспертизы ООО «<данные изъяты>» составлено экспертное заключение № 81/09-2022-Э от 10.10.2022, согласно которому рыночная стоимость спорных объектов капитального строительства по состоянию на 01.01.2021 определена в следующем размере:

- с кадастровым номером – 27 108 368 рублей,

- с кадастровым номером – 14 579 240 рублей.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого даны ответы на поставленные вопросы.

При проведении исследований эксперт руководствовался законодательством в области оценочной деятельности; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости нежилых помещений, описание их качественных и количественных характеристик, анализ рынка в исследуемом сегменте, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования, обоснование выбора аналогов и используемых сравнительного и доходного подходов к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.

Методика исследования, расчёты и порядок определения величины рыночной стоимости объектов недвижимости соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в исходе дела не заинтересован.

Возражений относительно выводов судебной экспертизы сторонами не представлено, у суда сомнений в компетентности и объективности эксперта не имеется.

Оснований для установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере, определенном уточненными отчетами об оценке, суд не усматривает и полагает, что экспертное заключение является наиболее полным и аргументированным.

Таким образом, административный иск подлежит частичному удовлетворению.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 09.06.2022 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Сарычева Вячеслава Юрьевича удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 1 969 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 27 108 368 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 816,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 14 579 240 рублей.

Датой обращения Сарычева В.Ю. с заявлением в суд считать 09.06.2022.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий             подпись     О.А. Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.11.2022.

Копия верна.    Решение не вступило в законную силу.

Судья –

Секретарь –

3а-1325/2022 ~ М-761/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сарычев В.Ю.
Ответчики
Правительство Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
ППК «Роскадастр» в лице филиала по Самарской области
Администрация г.о. Сызрань
ГБУ СО "ЦКО"
Бакирова Г.М.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Калинникова О. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
10.06.2022Регистрация административного искового заявления
14.06.2022Передача материалов судье
14.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2022Судебное заседание
18.07.2022Судебное заседание
25.10.2022Производство по делу возобновлено
10.11.2022Судебное заседание
23.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
06.03.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
06.03.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
10.03.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.03.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
04.04.2023Судебное заседание
29.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее