Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-9833/2023 от 24.07.2023

Судья: Иванова А.И.                                         адм. дело № 33а-9833/2023

УИД: 63RS0039-01-2023-003956-27

Дело № 2а-4576/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 июля 2023 г.                                                                                г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А. и Роменской В.Н.,

с участием прокурора Высоцкой Е.А.,

при секретаре Алиеве Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Русин В.В. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 июля 2023 г.

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения Русина В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Избирательной комиссии Самарской области по доверенности Авазбековой Ю.А. на доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия

установила:

Русин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Самарской области о возложении обязанности произвести регистрацию кандидатом в Губернаторы Самарской области.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ г. в Избирательную комиссию Самарской области им подано заявление с приложенными документами о намерении участвовать в предстоящих выборах Губернатора Самарской области в качестве кандидата. Выдвижение кандидата состоялось ДД.ММ.ГГГГ на собрании граждан - жителей п.г.т. Балашейка Самарской области в присутствии представителей Избирательной комиссии Самарской области, волеизъявление граждан зафиксировано в протоколе собрания. ДД.ММ.ГГГГ г. на электронную почту административного истца поступило сообщение из Избирательной комиссии Самарской области о том, что выдвижение на должность Губернатора Самарской области не может быть признано состоявшимся и, соответственно, статусом выдвинутого лица на должность Губернатора Самарской области заявитель не обладает. В обоснование отказа в признании выдвижения Русина В.В. кандидатом в Губернаторы Самарской области на предстоящих выборах в ДД.ММ.ГГГГ года, Избирательной комиссией Самарской области указано на то, что в соответствии с Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № 55-ГД «О выборах Губернатора Самарской области» выдвижение кандидатов осуществляют исключительно политические партии Российской Федерации, зарегистрированные на территории Самарской области, а также указано на отсутствие в списке Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области политических партий, имеющих право принимать участие в выборах Губернатора Самарской области, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ г., ООС «Центр общественного самоуправления «Чистый город», от лица которого поступило заявление Русина В.В. о согласии баллотироваться кандидатом в Губернаторы Самарской области.

Административный истец полагает, что административный ответчик не в полной мере реализует конституционные права граждан Самарской области избирать и быть избранными, игнорирует положения Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о праве граждан на самовыдвижение. Ранее, в ДД.ММ.ГГГГ, Русин В.В., реализуя данное избирательное право, был зарегистрирован кандидатом в Губернаторы Самарской области в соответствии с протоколом поддержки выдвижения ООС «Центр общественного самоуправления «Чистый город» с подписями жителей города Октябрьска Самарской области. В настоящее время свои права на выдвижение кандидата реализует коллектив ООО «БелОпока».

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд обязать Избирательную комиссию Самарской области зарегистрировать его в качестве кандидата в Губернаторы Самарской области на предстоящие сентябрьские выборы ДД.ММ.ГГГГ года.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 22 июля 2023 г. в удовлетворении административных исковых требованиях отказано (л.д. 134-139).

В апелляционной жалобе Русин В.В. просит решение суда отменить как незаконное, постановленное при неправильном применении норм права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований (л.д. 143-145).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Прокурор полагал, что оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации определено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определены принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума.

Судом установлено, что постановлением Самарской Губернской Думы седьмого созыва ДД.ММ.ГГГГ г. № назначены выборы Губернатора Самарской области на ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 19-23).

В соответствии с календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов Губернатора Самарской области в ДД.ММ.ГГГГ году в период с ДД.ММ.ГГГГ г. до <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г. осуществляется уведомление Избирательной комиссии Самарской области о выдвижении кандидатов (л.д. 107-127).

ДД.ММ.ГГГГ г. в Избирательную комиссию Самарской области поступило заявление Русина В.В. о намерении участвовать в выборах Губернатора Самарской области в качестве кандидата с приложением копий документов, которые поименованы в приложении к его заявлению. Среди прочих документов Русиным В.В. в Комиссию представлена выписка из протокола выдвижения кандидата на выборы от ДД.ММ.ГГГГ г., содержащая подписи <данные изъяты> участвующих в собрании жителей п.г.т. Балашейка (датировано ДД.ММ.ГГГГ г.) (л.д. 30-31, 32-33).

Также Русиным В.В. представлено заявление, в котором он дает согласие баллотироваться ООС «Центр общественного самоуправления «Чистый город», и уставные документы данного общества (л.д. 34-35, 47-48, 76-83, 85-88).

По результатам рассмотрения указанного заявления и представленных документов, Избирательная комиссия Самарской области направила Русину В.В. письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ г. № о том, что представленные документы не свидетельствуют о соблюдении порядка выдвижения кандидата на должность Губернатора Самарской области, установленного Законом Самарской области от 14 июня 2012 г. № 55-ГД «О выборах Губернатора Самарской области», с указанием, что его выдвижение на должность Губернатора Самарской области не может быть признано состоявшимся и, соответственно, он не обладает статусом выдвинутого лица на должность Губернатора Самарской области (л.д. 24-26).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Избирательная комиссия Самарской области дала административному истцу законный и обоснованный ответ о том, что им не соблюден порядок выдвижения кандидата на должность Губернатора Самарской области, установленный Законом Самарской области № 55-ГД, и соответственно, его выдвижение на должность Губернатора Самарской области не может быть признано состоявшимся. Учитывая, что нарушений действующего законодательства при рассмотрении заявления Русина В.В. о его намерении участвовать в выборах Губернатора Самарской области в качестве кандидата Комиссией не допущено, районный суд пришел к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.

Согласно статье 22 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.

Пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2022 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, федеральное законодательство возлагает непосредственно на закон субъекта Российской Федерации право определять возможность самовыдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Порядок назначения, подготовки и проведения выборов Губернатора Самарской области установлены законом Самарской области от 14 июня 2012 г. № 55-ГД «О выборах Губернатора Самарской области», статьей 19 которого предусмотрено, что выдвижение кандидатов на должность Губернатора Самарской области производится исключительно избирательными объединениями.

При этом, в силу пункта 5 части 1 статьи 3 Закона Самарской области № 55-ГД избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах Губернатора, а также региональное отделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах Губернатора и зарегистрированное на территории Самарской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона Самарской области № 55-ГД выдвижение кандидатов избирательными объединениями осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О политических партиях», иных федеральных законов и данного закона.

По смыслу приведенных положений действующего законодательства выдвижение кандидатов на должность Губернатора Самарской области осуществляется только избирательными объединениями, к которым относятся исключительно политические партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также их региональные отделения.

Принимая во внимание приведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для участия Русина В.В. в порядке самовыдвижения на выборах Губернатора Самарской области, поскольку такая возможность не предусмотрена Законом Самарской области № 55-ГД.

Кроме того, согласно пункту 1.1 Устава, Орган общественной самодеятельности «Центр общественного самоуправления «Чистый город» является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим объединением граждан в организационно-правовой форме - орган общественной самодеятельности (л.д. 77).

Согласно статье 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

В соответствии с пунктом 9 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и настоящим Федеральным законом принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, размещают его на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области представлен в Избирательную комиссию Самарской области список политических партий, их региональных отделений, зарегистрированных на территории Самарской области, имеющих право принимать участие в выборах Губернатора Самарской области, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ г., в который Орган общественной самодеятельности «Центр общественного самоуправления «Чистый город» не включен (л.д. 89-100).

Установив, что Орган общественной самодеятельности «Центр общественного самоуправления «Чистый город» не является избирательным объединением в том смысле, который ему придается Законом Самарской области № 55-ГД, районный суд пришел к правильному выводу об отсутствии у названного общественного объединения правовых оснований для выдвижения кандидата на должность Губернатора Самарской области.

Доводы апелляционной жалобы о наличии у Русина В.В. правовых оснований для участия в выборах Губернатора Самарской области в порядке самовыдвижения отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, основанные на неправильном толковании норм материального права.

Так, пунктом 2 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ закреплено, что непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.

Как указано выше, статьей 22 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» установлено, что кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации выдвигаются политическими партиями. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.

Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает возможность выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке самовыдвижения. Право определять возможность самовыдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации предоставлено самим субъектам Российской Федерации путем принятия соответствующего закона. В случае если такая возможность законом субъекта Российской Федерации не предусмотрена, правовые основания для участия гражданина в выборах на указанную должность в порядке самовыдвижения отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на несогласие с действующим законодательством, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку оспаривание нормативных правовых актов не является предметом спора по настоящему делу.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к субъективному выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной судом в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.

Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, районным судом при рассмотрении дела, не допущено. При указанных обстоятельствах, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Русин В.В. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.

Председательствующий:

Судьи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

33а-9833/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООС Центр общественного самоуправления Чистый город
Русин В.В.
Ответчики
Избирательная комиссия Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
26.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Передача дела судье
28.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее