Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1256/2023 ~ М-441/2023 от 16.03.2023

Дело №2-1256/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2023 года                        город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи                 Казацкого В.В.,

при секретаре                            Окуневой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя к Турской Т. С. о взыскании неосновательного обогащения, -

установил:

Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя обратился в суд с иском к Турской Т.С., в котором просил взыскать с ответчика неправомерно полученную меру социальной поддержки в размере 72 588,68 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что Турской Т.С. назначены меры социальной поддержки, при оформлении которых ответчиком указано, что в собственности ее семьи нет автотранспортных средств. При обращении ответчика от 01.07.2021 за переоформлением меры социальной поддержки истцом указано, что в собственности их семьи имеется лишь одно транспортное средство – автомобиль «Ниссан X-TRAIL». В результате запроса в ГИБДД УМВД России по г. Севастополю от 24.02.2022 г. истцом было установлено, что в собственности семьи Турской Т.С. зарегистрировано два транспортных средства, что, по мнению истца, свидетельствует об отсутствии оснований для осуществления выплат пособий. За защитой своих прав истец обратился в суд.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщил.

Ответчик и ее представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, просили отказать в связи с из необоснованностью.

С учетом вышеизложенных обстоятельств в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1102 главы 60 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса (пункт 1).

Правила, предусмотренные главой 60 названного кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2).

Согласно подпункту 4 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Из приведенных правовых норм следует, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.

Судом установлено, что Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя Турской Т.С. назначены выплаты социальных пособий малоимущим семьям в соответствии с Законом города Севастополя от 26.12.2014 №94-ЗС и Порядком предоставления государственной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия с 01 ноября 2020 года по 30 апреля 2021 года в размере 4 731,97 рублей.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства города Севастополя от 26.02.2020 № 82-ПП «Об обеспечении представленных отдельных мер социальной поддержки, установленных в городе Севастополе, в связи с введение на территории города Севастополя режима повышенной готовности и приостановления действия отдельных положений правовых актов Правительства Севастополя» (далее – Постановление № 82-АА) срок выплаты в соответствии со статьей 4 Закона № 94-ЗС продлевается до 01.10.2020, а в дальнейшем – до окончания срока действия в городе Севастополе режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации. Постановление Правительства Севастополя от 24.11.2020 № 588-ПП «О внесении изменений выплаты в соответствии со статьей 4 Закона № 94-ЗС продлевается до 01.03.2021, а в дальнейшем – до окончания срока действия в городе Севастополе режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации.

Протоколом Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района ответчику было продлено предоставление меры социальной поддержки на период с 01.05.2021 по 30.06.2021 в размере 4 371,97 рублей.

На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и решением от ДД.ММ.ГГГГ Турской Т.С. назначена мера социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 788,82 рублей.

При подаче заявлений о назначении мер социальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Турская Т.С. указывала, что в собственности ее семьи нет автотранспортных средств.

В заявлении на предоставление меры социальной поддержки от ДД.ММ.ГГГГ Турская Т.С. указала, что в собственности имеется легковой автомобиль «Ниссан X-TRAIL».

Законом города Севастополя от 26.12.2014 № 94-ЗС «О государственной социальной помощи в городе Севастополе» установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в городе Севастополе в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии со статьями 1 и 2 Закона города Севастополя от 26.12.2014 № 94-ЗС государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории города Севастополя (далее - получатели государственной социальной помощи).

Малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане - граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в городе Севастополе.

Согласно п.4 Закона города Севастополя от 26.12.2014 № 94-ЗС пособие не назначается, в том числе когда в собственности или владении малоимущей семьи имеется больше одного автомобиля, транспортного средствам (механизма), а также более одного маломерного судна, за исключением многодетных семей, статус которым установлен в соответствии с Законом города Севастополя от 26.12.2014 №98-ЗС «О социальной поддержке многодетный семей в городе Севастополе», во владении которых имеется более двух автомобилей, год выпуска одного из которых не превышает пяти лет.

Таким образом, само по себе наличие более одного транспортного средства в малоимущей семье ответчика может являться основанием для отказа в предоставлении ей данной социальной помощи, а, следовательно, и основанием для признания полученных ею сумм неосновательным обогащением.

24.02.2022 г. в адрес ГИБДД УМВД России по г. Севастополю от УТСЗНБР был направлен письменный запрос с просьбой предоставить информацию о дате регистрации транспортных средств, принадлежащих членам семьи ответчика, согласно которого было установлено, что в собственности:

- Утаева А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится автомобиль «Мицубиси Паджеро IQ», 2007 года выпуска (дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ);

- Утаева Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится автомобиль «Ниссан X-TRAIL», 2007 года выпуска (дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. 43 Порядка органы социальной защиты населения вправе произвести выборочную проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности выплата пособия прекращается со дня, следующего за днем, в который были установлены такие факты.

Таким образом, проверка достоверности предоставленных заявителем сведений является правом, а не обязанностью управления труда и социальной защиты населения, вся полнота ответственности лежит на заявителе.

Пунктом 44 Порядка предусмотрено, что суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела 19.04.2022 года и 17.06.2022 года истцом в адрес ответчика направлены требования о погашении задолженности, однако данные требования было оставлены без внимания ответчиком.

Учитывая изложенное, Турская Т.С. не имела право на получение мер социальной помощи от Департамента труда и социальной защиты населения, а, следовательно, денежные средства в размере 72 588,68 руб., полученные ответчиком в качестве меры социальной поддержки, квалифицированы как неосновательное обогащение, в связи, с чем суда считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета города Севастополя в размере 2377,66 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,-

решил:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Турской Т. С. в пользу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя сумму переплаты мер социальной поддержки «Социальное пособие (государственная социальная помощь)» за период с 01.11.2020 по 31.12.2021 в сумме 72588 (семьдесят две тысячи пятьсот восемьдесят восемь) рублей 68 копеек.

Взыскать с Турской Т. С. в доход бюджета государственную пошлину в размере 2377 (две тысячи триста семьдесят семь) рублей 66 копеек.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда в окончательной форме составлен 29 июня 2023 года.

Судья                            В.В. Казацкий

2-1256/2023 ~ М-441/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя (ДТСЗН Севастополя)
Ответчики
Турская Татьяна Сергеевна
Суд
Балаклавский районный суд города Севастополя
Судья
Казацкий Владимир Владимирович
Дело на странице суда
balaklavskiy--sev.sudrf.ru
16.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2023Передача материалов судье
16.03.2023Запрошены идентификаторы ответчика (п.3 ч.1 ст.131 ГПК РФ)
16.03.2023Ответ на запрос идентификатора ответчика не получен в установленный срок
16.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2023Судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее