Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-232/2024 ~ М-111/2024 от 15.02.2024

                                                                                УИД 71 RS0019-01-2024-000209-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2024 г.                                                                   г. Белев Тульской области

Суворовский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Кунгурцевой Т.И.

при ведении протокола секретарем Тимохиной Л.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора Белевского района Тульской области Гречишкина Д.С., Мельникова А.А.,

представителя администрации муниципального образования Левобережное Белевского района Саламова М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-232 /2024 по исковому заявлению прокурора Белевского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Левобережное Белевского района о признании бездействия администрации муниципального образования Левобережное Белевского района незаконным, понуждении к исполнению положений федерального законодательства,

                                                                установил:

                                                                прокурор Белевского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования (далее – МО) Левобережное Белевского района о признании бездействия администрации МО Левобережное Белевского района незаконным, понуждении к исполнению положений федерального законодательства. В обоснование административных исковых требований, указал, что прокуратурой Белевского района проведена проверка соблюдения администрацией МО Левобережное Белевского района земельного законодательства. В ходе проверки установлено, что согласно данным реестра муниципального имущества МО Левобережное Белевского района и данных ЕГРН за администрацией МО Левобережное Белевского района зарегистрировано на праве собственности со входящими в него нежилыми помещениями нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> – интернат.

                                                                Вместе с тем, земельный участок, на котором располагается вышеуказанный объект, на государственный кадастровый учет не поставлен.

                                                                По фактам выявленных нарушений в адрес заместителя главы администрации МО Левобережное Белевского района 26 декабря 2023 г. было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. До настоящего времени требования прокурора в полном объеме не исполнены.

                                                                Таким образом, администрация МО Левобережное Белевского района в нарушение требований действующего законодательства не выполняет обязанность по учету муниципальной собственности и надлежащего установления границ земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, что влечет за собой невозможность осуществления контроля в отношении указанного объекта недвижимости, препятствует реализации защиты прав собственника от неправомерных посягательств третьих лиц, не отвечает целям решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, что в конечном счете является нарушением прав неограниченного круга лиц.

                                                                          Просит с учетом уточнения обязать администрацию МО Левобережное Белевского района в срок до 01 июня 2025г. г. принять меры по постановке на учет в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии земельного участка под объектом недвижимости: нежилым зданием, расположенном по адресу: <адрес>, К№

                                                                         Протокольными определениями от 14 марта 2024г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, и к участию в деле привлечено в качестве соответчика межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, от 05 апреля 2024г. привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований акционерное общество «Почта России».

                                                                         В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Белевского района Гречишкин Д.С. уточненные заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил удовлетворить.

                                                                Представитель ответчика администрации МО Левобережное Белевского района Саламов М.М. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.

                                                                Представитель ответчика межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в отзыве на исковое заявление и дополнении к нему просил отказать в удовлетворении заявленных требований к ним.

                                                                Представитель третьего лица акционерного общества «Почта России» по доверенности Томашевская И.Р. в судебное заседание не явилась, письменно просила о рассмотрении без участия представителя.

                                                                Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, специалиста, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность - решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов - местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с п.3 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи.

В силу ч.1 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии     с ними нормативными правовыми актами    органов местного

самоуправления.

Согласно ст. ст. 209, 215 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

                                                                В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

                                                                При этом, ч. 2 ст. 11 ЗК РФ определено, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

                                                                В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

                                                                 В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

                                                                В силу ст. 6 ЗК РФ объектом земельных отношений является земельный участок. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

                                                                Согласно ч.5 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

                                                                Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 августа 2011 г. № 424 утвержден порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.

                                                                Согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

                                                                Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

                                                                Согласно положениям ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

                                                                В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

                                                                Статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, составляет казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

                                                                В силу части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, являются собственностью соответствующего муниципального образования.

                                                                Согласно п.п. 3 ч. 1 ст. 8 Устава МО Левобережное Белевского района к вопросам местного значения муниципального образования относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования.

                                                                Согласно ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

                                                                Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании решения прокурора Белевского района о проведении проверки от 24 декабря 2023г. принято решение провести проверку в администрации МО Левобережное Белевского района с целью соблюдения земельного законодательства, предметом проверки является соблюдение земельного законодательства в части постановки на учет земельных участков под объектами недвижимости, срок проведения проверки    с 24 декабря 2023г. по 27 декабря 2023г.

                                                                         Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выпискам из ЕГРН МО Левобережное Белевского района ( ранее – МО Жуковское Белевского района) является собственником объекта недвижимости со следующим кадастровым номером: , нежилое здание - интернат, площадью <данные изъяты>., местоположение: <адрес> право собственности зарегистрировано. При этом, в здании расположены помещения с кадастровыми номерами: ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; , о чем представлены выписки из ЕГРН.

                                                                        Согласно выписке ( исх. ) от 13 марта 2024г. в реестре муниципального имущества МО Левобережное Белевского района на 01 марта 2024г. находится интернат площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>( помещения №№ 2, 4 – 14)

                                                                        Из технического паспорта на здание интернат по адресу: <адрес>, изготовленного по состоянию на 02 ноября 2010г., следует, что площадь здания составляет <данные изъяты>

                                                                       Согласно выписке из реестра федерального имущества помещение № 1 по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> является объектом учета федерального имущества. На основании договора передачи в безвозмездное пользование от 25 мая 2021г., передано в безвозмездное пользование АО «Почта России», о чем предоставлено распоряжение межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях – р от 24 июля 2020г., акт приема – передачи от 07 августа 2020г., решение Собрания депутатов МО Левобережное Белевского района от 22 мая 2020г., договор о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью от 25 мая 2021г.

                                                                        Из уведомлений Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> отсутствуют.

                                                                        Согласно постановлению администрации муниципального образования Жуковское Белевского района от ДД.ММ.ГГГГг. зданию интернат по адресу: <адрес>

                                                                         В соответствии с постановлениями: администрации муниципального образования Белевский район от ДД.ММ.ГГГГг. и актом приема передачи; администрации муниципального образования Белевский район от ДД.ММ.ГГГГг. с приложением; решением Собрания депутатов муниципального образования Левобережное Белевского района от ДД.ММ.ГГГГг.с приложением, здание интернат по адресу: <адрес> передано в собственность МО Левобережное Белевского района.

                                                                         ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО Левобережное Белевского района внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства.

                                                                ДД.ММ.ГГГГ исх. администрацией МО Левобережное Белевского района сообщено о рассмотрении вышеуказанного представления, указано, что выявленные нарушения будут устранены. Запланирована постановка земельных участков на кадастровый учет в период с мая по сентябрь 2024г. Виновные лица, допустившие нарушение закона, привлечены к дисциплинарной ответственности.

Сведений о том, что земельные участки (земельный участок) под объектами недвижимости: нежилым зданием по адресу: <адрес> поставлены на государственный кадастровый учет, в суд не представлено.

                                                                Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник Белевского производственного участка Тульского отделения филиала ППК «Роскадастр» по ЦФО ФИО6 пояснил, что здание находится на территории муниципального образования Левобережное Белевского района, при постановке земельного участка под ним администрацией муниципального образования Левобережное Белевского района на кадастровый учет права собственника нежилого помещения затронуты не будут, требования будут исполнимы.

                                                                Таким образом, непринятие мер к постановке на учет в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии земельного участка под объектом недвижимости: нежилое здание - интернат, кадастровый , площадью <данные изъяты> местоположение: <адрес> лишает возможности осуществлять владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, а также может повлечь за собой занятие этого земельного участка иными субъектами земельных правоотношений.

На основании изложенного суд находит уточненные исковые требования у администрации муниципального образования Левобережное Белевского района обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

По мнению суда указанный прокурором срок исполнения обязанности является разумным, учитывает правовое положение ответчика, его возможности, а также отвечает требованиям исполнимости судебного акта.

К ответчику межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях уточненные требования не заявлены.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

        уточненные исковые требования прокурора Белевского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Левобережное Белевского района о признании бездействия администрации муниципального образования Левобережное Белевского района незаконным, понуждении к исполнению положений федерального законодательства удовлетворить.

                                                                        Возложить на администрацию муниципального образования Левобережное Белевского района обязанность в срок до 01 июня 2025 г. принять меры по постановке на учет в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии земельных участков под объектом недвижимости: нежилым зданием, расположенном по адресу: <адрес>, К.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Суворовский межрайонный суд Тульской области.

Председательствующий                                                            Т.И. Кунгурцева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.

2-232/2024 ~ М-111/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Белевского района
Ответчики
Администрация МО Левобережное Белевского района
МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях
Другие
АО "Почта"
Суд
Суворовский межрайонный суд Тульской области
Судья
Кунгурцева Татьяна Игоревна
Дело на сайте суда
suvorovsky--tula.sudrf.ru
15.02.2024Регистрация административного искового заявления
15.02.2024Передача материалов судье
19.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
19.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2024Подготовка дела (собеседование)
26.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2024Судебное заседание
14.03.2024Судебное заседание
14.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2024Предварительное судебное заседание
05.04.2024Судебное заседание
05.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее