УИД 75RS0010-01-2022-001529-90
Дело № 2-23/2023 (2-629/2022;)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2023 года пгт. Забайкальск
Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Васендина С.Ф.,
при секретаре судебного заседания Дондоковой А.Б.,
с участием помощника прокурора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Забайкальского района Забайкальского края ФИО2 в интересах ФИО7 к Забайкальскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов о признании незаконным бездействие и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Забайкальского района Забайкальского края обратился в суд в защиту интересов ФИО7, являющейся пенсионером, с вышеуказанным исковым заявлением к Забайкальскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов в котором просит:
Признать незаконным бездействие Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов, выразившееся в ненадлежащем осуществлении контроля за ходом и качеством выполняемых работ, изделий и материалов при проведении капитального ремонта кровли многоквартирного дома, расположенного <адрес>.
Обязать Забайкальский фонд капитального ремонта в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по устранению недостатков, допущенных при проведении капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного <адрес>, а именно организовать работу по замене поврежденных листов шифера, исправлению козырьков над вентиляционными шахтами, герметизации гвоздевых соединений, креплению стропильных ног через скрутки, выравниванию водосточных желобов по периметру, установке фурнитуры на слуховые окна.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Забайкальского района по обращению ФИО3 и других жильцов многоквартирного дома <адрес> проведена проверка по вопросу нарушения законодательства при производстве капитального ремонта крыши.
Проверкой установлено, что 18.01.2021 между Забайкальским фондом капитального ремонта многоквартирных домов и ООО «Управляющая компания п. Приаргунск» заключен договор №Д/КР/2021-01 (далее – Договор) о проведении капитального ремонта крыши в многоквартирном доме <адрес>.
Согласно п. 2.3 Договора, срок окончания работ – 29.10.2021. Вместе с тем, несмотря на фактическое выполнение капитального ремонта, работы до настоящего времени не приняты, в связи с наличием замечаний собственников жилых помещений.
07.10.2021 Забайкальским фондом капитального ремонта многоквартирных домов осуществлен осмотр многоквартирного дома, в результате осмотра установлено, что работы не ведутся, строительного материла и рабочих нет на объекте. В связи с чем подрядчику 12.10.2022 направлено требование о незамедлительном выполнении работы.
27.12.2021 Забайкальским фондом капитального ремонта многоквартирных домов произведен осмотр многоквартирного дома, в результате которого выявлены многочисленные нарушения в выполненных работах: водосточный желоб установлен с нарушениями; ходовые мостики и ограждения не окрашены; шиферные гвозди не пробиты; примыкания к вентиляционным шахтам не закреплены; стропила со стеной не прикреплены скрутками; слуховые окна с торцов не закрыты гладким оцинкованным листом с двух сторон, в связи с чем работы не приняты. В связи с чем подрядчику объявлено замечание об устранении нарушения.
Также, 07.09.2022 Забайкальским фондом капитального ремонта многоквартирных домов был произведен осмотр вышеуказанного многоквартирного дома, по результатам которого выявлены нарушения: на кровле многочисленные просветы из-за отверстий в шифере, трещины; по покрытию кровли дворового фасада присутствуют дефекты в виде прогиба и выпуклости; примыкания к вентиляционным шахтам выполнено с нарушениями (просвет); по диагональной стропильной ноге в месте опирания мауэрлата шифер не закреплен, в связи с чем 09.09.2022 подрядчику направлено предписание об устранении нарушений.
16.09.2022 подрядчик уведомил Забайкальский фонд капитального ремонта об устранении выявленных нарушений.
Вместе с тем, согласно акту обследования от 24.11.2022 установлено, что работы по ремонты крыши указанного дома выполнены некачественно, кровля крыши установлена с дефектами, гвоздевые соединения не герметичны, козырьки над вентиляционными шахтами выполнены с дефектами, отсутствует фурнитура на слуховых окнах, водосточные желоба установлены с нарушениями.
Также прокуратурой района 30.08.2022 в адрес и.о. генерального директора Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства с требованием о принятии конкретных мер по устранению нарушений, выявленных при проведении капитального ремонта кровли многоквартирного дома, расположенного <адрес>. Вместе с тем, в настоящий момент работы не произведены.
Согласно п. 5.1.34 Договора, подрядчик обязан устранять за свой счет недостатки и дефекты, выявленные заказчиком и (или) организацией, осуществляющей строительный контроль в ходе выполнения и при приеме работ, а также выявленные в период гарантийного срока, в порядке и в сроки, установленные договором.
В соответствии с п. 8.1.2, 8.1.3 Договора, подрядчик гарантирует качество выполнения работ в соответствии с действующими нормами и техническими условиями, своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке выполненных работ и в период гарантийного срока в порядке и сроки, установленные договором.
Согласно п. 9.2 Договора, подрядчик отвечает за ненадлежащее выполнение работ, включая недостатки, обнаруженные в ходе выполнения работ на объекте(-ах), в процессе эксплуатации объекта, за срыв сроков выполнения работ в соответствии с настоящим Договором, статьями 723, 761 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующим законодательством РФ и Забайкальского края. Подрядчик в полном объеме возмещает убытки, причиненные ненадлежащим исполнением условий настоящего договора.
В силу ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно п. 1 ст. 721 ГК РФ, качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
В соответствии с п. 1 ст. 723 ГК РФ, в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
- соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Согласно ч. 2 ст. 182 ЖК РФ, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 190 ЖК РФ, региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).
Вместе с тем, в нарушение названных положений законодательства, Забайкальским фондом капитального ремонта многоквартирных домов надлежащий контроль за ходом и качеством выполняемых работ, качеством используемых подрядчиком оборудований, изделий и материалов, их соответствие условиям договора не произведен, претензионная работа в связи с некачественным выполнением работ должным образом не проведена, меры в целях реализации обеспечения исполнения обязательств не приняты, подрядчиком до настоящего времени не выполнены работы по договору подряда. Таким образом с 2021 года нарушаются права собственников общего имущества данного многоквартирного дома, в том числе права ФИО7
Представитель Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов представил возражения на исковое заявление в котором указал, что возражает против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Капитальный ремонт крыши выполнен ООО «Управляющая компания П. Приаргунск» на основании договора №Д/КР/2021-118 от 18.08.2021.
07.10.2021 осуществлен осмотр многоквартирного дома, о чем составлен акт от 07.10.2021. В результате осмотра выявлено, что работы не ведутся, строительного материала и рабочих нет.
На основании результатов осмотра подрядчику направлено требование Фонда незамедлительно приступить к работе №03-1-4543 от 12.10.2021. 21.10.2021 в Фонд поступило сообщение (вх. № 3544-ю) от подрядчика о том, что работы ведутся, материал завезен на объект.
На 27.12.2021 Фондом назначена приемка выполненных подрядчиком работ, о чем письмами №03-1-5623 от 23.12.2021, №03-1-5624 от 23.12.2021 уведомлены подрядчик, управляющая компания, городское поселение «Забайкальское», министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края.
27.12.2021 в результате осмотра многоквартирного дома выявлены многочисленные нарушения в выполненных работах, в связи с чем работы не приняты. Нарушении зафиксированы в акте от 27.12.2021. Письмом от 14.02.2022 (вх. №445-ю) подрядчик уведомил Фонд об устранении замечаний. Письмом от 14.02.2022 (вх. №447-ю) подрядчик сообщил, что гарантирует устранить замечания до 30.05.2022.
04.07.2022 в Фонд поступило заявление ФИО8 от 24.06.2022, согласно которому собственники помещений в многоквартирном доме выявили недочеты в ремонте крыши и просят обязать подрядчика устранить недочеты и не принимать работы до их устранения.
Подрядчику направлено требование Фонда № 03-1-2817 от 21.07.2022 об устранении замечаний. Информация об устранении замечаний от подрядчика в Фонд не поступила.
07.09.2022 осуществлен осмотр многоквартирного дома, о чем составлен акт от 07.09.2022. В результате осмотра выявлены многочисленные нарушения в выполненных работах.
На основании результатов осмотра подрядчику направлено предписание Фонда №03-1-3887 от 09.09.2022 об устранении выявленных нарушений. Письмом №483 от 16.09.2022 подрядчик уведомил Фонд об устранении дефектов и недостатков, выявленных 07.09.2022.
06.10.2022 с участием генерального директора ООО «Управляющая компания П. Приаргунск» осуществлен осмотр многоквартирного дома, о чем составлен акт осмотра от 06.10.2022. В результате осмотра выявлены нарушения в выполненных работах, подрядчику установлен срок для устранения нарушений.
31.10.2022 в Фонд поступило письмо подрядчика № 428 от 24.10.2022 об устранении недостатков и дефектов, выявленных в результате осмотра 06.10.2022.
24.11.2022 с участием представителя прокуратуры осуществлен осмотр многоквартирного дома, о чем составлен акт осмотра от 24.11.2022. В результате осмотра выявлены нарушения, подрядчику определены сроки для устранения замечаний.
Письмом от 09.12.2022 № 497 подрядчик уведомил Фонд об устранении недостатков и дефектов, выявленных в ходе выездной проверки 24.11.2022.
С целью подтверждения информации, представленной подрядчиком, будет организован выезд сотрудников Фонда для осмотра многоквартирного дома.
Таким образом, в ходе выполнения работ по капитальному ремонту контроль за ходом и качеством выполняемых работ осуществлялся спёциалистом Фонда с учетом количества домов, контроль за выполнением работ по капитальному ремонту, в которых осуществляется в общем объеме, и отдаленности района. Об устранении выявленных замечаний, в том числе собственниками помещений в указанном многоквартирном доме, направлялись требования подрядчику, выполненные работы не принимались Фондом. В связи с изложенным просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора Ешиев М.Б. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов ФИО5 в судебное заседание не явился, предоставил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Администрации городского поселения "Забайкальское" просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ООО Управляющая копания п. Приаргунск" о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отзыв на иск не представил, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Информация о дате и времени судебного заседания в соответствии со ст.ст.14, 16 ФЗ от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» заблаговременно размещена на интернет-сайте суда и является общедоступной.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел настоящий спор при состоявшейся явке.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), крыша и чердак многоквартирного дома входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество) регулируются установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (ред. от 29.06.2020) в соответствии с ч.3 ст.39 ЖК РФ Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила).
В силу подпункта "б" пункта 2 Правил, содержания общего имущества в многоквартирном доме, крыши включены в состав общего имущества.
Статьей 167 ЖК РФ, предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми в числе прочего:
- устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам;
- утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;
- создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.166 ЖК РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт крыши многоквартирного дома.
Аналогично положения закреплены в ст.17 Закона Забайкальского края от 29.10.2013 N 875-ЗЗК (ред. от 01.03.2022) "О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края".
Финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, обеспечивается региональным оператором (ч.1 ст.190 ЖК РФ).
Предельные сроки проведения региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч.1 ст.168 ЖК РФ).
Согласно ст.2 Закона Забайкальского края № 875-33К, региональный оператор - специализированная некоммерческая организация в организационно-правовой форме фонда, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации. Функции регионального оператора определены в статье 180 ЖК РФ.
Согласно п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ, к функциям Регионального оператора, в числе иных, относится осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу п. 5 постановления Правительства Забайкальского края от 06.12.2013 N 518 (ред. от 20.08.2021) "О Порядке деятельности регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края", региональный оператор несет обязанности в соответствии со статьей 182 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, региональный оператор обязан уведомлять о приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества лиц, указанных в части 3 статьи 20 Закона Забайкальского края от 29 октября 2013 года N 875-ЗЗК "О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края".
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 ч. 2 статьи 182 Жилищного кодекса РФ, в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса РФ.
Частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома, при этом ответственность регионального оператора за причинение собственнику помещения в многоквартирном доме убытков в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств не ограничивается размером взносов на капитальный ремонт, внесенных этим собственником.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 06.12.2013 №519 (ред. от 22.03.2021) "О создании Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов", в Забайкальском крае создан Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов, осуществляющий деятельность регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.12.2013 N 590 (ред. от 14.11.2022) "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края" установлен Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Забайкальского края, в отношении которых, на период Реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, планируется проведение капитального ремонта общего имущества (далее Перечень).
Ожидаемым результатом программы является проведение своевременного капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, за исключением домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Забайкальского края.
Согласно данного Перечня (№ п/п 20475), плановый период проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного <адрес>, установлен 2020-2022 гг.
Аналогичный срок проведения ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного <адрес> (2020-2022гг), предусмотрен Муниципальной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории городского поселения "Забайкальское", утверждённой постановлением и.о. главы Администрации городского поселения "Забайкальское" от 29.07.2014 года № 237 с изменениями внесенными Постановлением от 16.04.2020 года № 84.
18.01.2021 между Забайкальским фондом капитального ремонта многоквартирных домов и ООО «Управляющая компания п. Приаргунск» заключен договор №Д/КР/2021-01 (далее – Договор) о проведении капитального ремонта крыши в многоквартирном доме <адрес>.
Согласно п. 2.3 Договора, срок окончания работ – 29 октября 2021 года.
В Приложении 3 к Договору указан срок окончания работ – 22 октября 2021 года, формирование и предоставление Заказчику полного комплекта исполнительной документации 29 октября 2021 года.
Договором предусмотрен порядок производства, сдачи и приемки работ (гл.6).
В силу п.6.11 Договора в ходе приёмки осуществляется проверка объёмов выполненных работ и применяемых материалов на их соответствие проектной документации, условиям договора, требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий, других нормативных документов.
Согласно п.6.12 Договора, при обнаружении комиссией в ходе приемки в эксплуатацию объекта недостатков в выполненных работах составляется акт, в котором фиксируется перечень обнаруженных дефектов и сроки их устранения Подрядчиком. Подрядчик обязан устранить все обнаруженные дефекты за свой счёт в сроки, указанные в акте. При невыполнении Подрядчиком обязанности устранить выявленные нарушения Заказчик вправе привлечь третьих лиц для устранения дефектов с возложением на Подрядчика обязанности по возмещению всех понесенных расходов и убытков.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что подрядчиком работы выполнены с недостатками, которые до настоящего времени не устранены. Доказательств обратного суду не представлено.
Актом осмотра от 27.12.2021 выявлены нарушения в выполненных подрядчиком работах: водосточный желоб установлен с нарушениями; ходовые мостики и ограждения не окрашены; шиферные гвозди не пробиты; примыкания к вентиляционным шахтам не закреплены; стропила со стеной не прикреплены скрутками; слуховые окна с торцов не закрыты гладким оцинкованным листом с двух сторон.
Вместе с тем, сроки устранения недостатков в Акте осмотра от 27.12.2021 не указаны.
Подрядчик гарантировал устранение недостатков выполненных работ до 30.05.2022 года (письмо от 14.02.2022 вх. №447-ю).
Из заявления собственников помещений, поступившего в фонд 04.07.2022, установлено наличие недостатков в проведенном капитальном ремонте крыши дома.
21.07.2022 г. подрядчику установлен срок устранения замечаний до 21.09.2022 г. (требование Фонда № 03-1-2817 от 21.07.2022 г.).
Актом от 07.09.2022 установлено, что недостатки не устранены.
09.09.2022 подрядчику установлен новый срок устранения недостатков до 21.09.2022 года (предписание Фонда №03-1-3887 от 09.09.2022).
Актом осмотра от 24.11.2022 установлено, что недостатки подрядчиком не устранены. В акте установлен срок устранения недостатков до 31.05.2023 года.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд признает, что в нарушение постановления Правительства Забайкальского края от 30.12.2013 N 590 (ред. от 14.11.2022) капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного <адрес>, в установленные сроки 2020-2022 годы не произведён. Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов, в нарушение ч.1 ст.182 ЖК РФ, не обеспечил проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта. Доказательств того, что ответчик не имел возможность в соответствии с п.6.12 Договора №Д/КР/2021-01 при невыполнении подрядчиком обязанности устранить выявленные нарушения, привлечь третьих лиц для устранения дефектов с возложением на подрядчика обязанности по возмещению всех понесенных расходов и убытков, суду не представлено. Претензионная работа в связи с некачественным выполнением подрядчиком работ ответчиком не проведена, меры в целях реализации своевременного обеспечения исполнения обязательств по договору подряда не предприняты.
При таких обстоятельствах, суд признает доводы прокурора о незаконном бездействии Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов, выразившимся в ненадлежащем осуществлении контроля за ходом и качеством выполняемых работ при проведении капитального ремонта кровли многоквартирного <адрес>, обоснованными и считает, что права ФИО7 и иных жильцов указанного дома, установленные ст.161 ЖК РФ, на благоприятные и безопасные условия проживания граждан могут быть обеспечены путём возложения на Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов обязанности принятия мер по устранению недостатков, допущенных при проведении капитального ремонта многоквартирного дома в срок предложенный истцом.
В силу п. 1 ст. 103 ГПК РФ и пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно подпункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Соответственно, госпошлина в размере <данные изъяты> подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Забайкальского района Забайкальского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов, выразившееся в ненадлежащем осуществлении контроля за ходом и качеством выполняемых работ, изделий и материалов при проведении капитального ремонта кровли многоквартирного дома, расположенного <адрес>.
Обязать Забайкальский фонд капитального ремонта в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по устранению недостатков, допущенных при проведении капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного <адрес>, а именно организовать работу по замене поврежденных листов шифера, исправлению козырьков над вентиляционными шахтами, герметизации гвоздевых соединений, креплению стропильных ног через скрутки, выравниванию водосточных желобов по периметру, установке фурнитуры на слуховые окна.
Взыскать с ответчика Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Забайкальский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Ф. Васендин
Мотивированное решение изготовлено 19.01.2023 года.