УИД: 59RS0004-01-2023-001623-57
Дело № 2-2380/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 мая 2023 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Мордвиновой Е.Е.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Ленинского района г. Перми Глазковой Н.И.,
представителя ответчика Калинина Н.Г., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокуратуры Ленинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц, к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
прокурор Ленинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (далее по тексту – Фонд) о признании бездействие по вопросу ненадлежащего обеспечения проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей электроснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>, незаконным; возложении обязанности провести в многоквартирном доме по адресу: <Адрес> капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей электроснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указал, что в рамках осуществления мониторинга исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства проанализированы планы выполнения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинского района г. Перми, по результатам которого установлено, что на ответчика возложена обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края. В силу положений ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе не допуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений. Региональный оператор обязан предпринимать меры к организации капитального ремонта, следить за ходом выполнения работ, а также за их качеством. На территории Пермского края постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена региональная программа проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2044 гг. (далее по тексту – Программа). В соответствии с краткосрочным планом на 2018-2020 гг. на территории Ленинского района г. Перми запланировано проведение капитального ремонта внутренних инженерных сетей электроснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес>. Краткосрочным планом предусмотрены предельные сроки выполнения указанных работ, а именно не позднее ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на март 2023 года в вышеуказанном многоквартирном доме не проведён капитальный ремонт, региональным оператором не исполнена возложенная законодателем обязанность о принятии мер по обеспечению проведения капитального ремонта в вышеуказанном многоквартирном доме. Не проведение капитального ремонта в обозначенные сроки, нарушают права граждан на безопасные и благоприятные условия проживания, приводят к ухудшению состояния жилищного фонда, создает угрозу жизни и здоровья граждан, их имуществу.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, факт бездействия ответчиком установлен, фактически не были заключены договоры по выполнению работ, запланированных на 2018-2019 гг., приложенные акты относятся к краткосрочному плану на 2020-2023 гг. и относятся к иным видам работ. Считает, что с учетом всех процедур, ответчику достаточно будет времени исполнить решение суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ответчик не бездействовал. В связи с тем, что дом является объектом культурного наследия, имеются определенные ограничения, ремонтные работы провести невозможно без выполнения работ по инструментальному обследованию здания, также необходимо согласовывать все обследования и проектную документацию. В настоящее время готовится пакет документов на проведение торгов. Полагает, что первоначально необходимо объект сохранить, то есть отремонтировать крышу, фундамент фасад, а затем уже проводить ремонт инженерных конструкций. Был заключен договор, однако в связи с карантином многие работы не производились. Собираемость взносов в данном доме намного ниже необходимого, в связи с чем ответчик вынужден обращаться за принудительным взысканием задолженности. Комплексное обследование дома проведено. Проектная документация изготовлена на ремонт всего дома. Все аукционы проведены в 2023 году, поскольку предыдущие аукционы не состоялись. Считает, что требования в части определения срока не подлежат удовлетворению, в связи с их невыполнимостью. В настоящее время идет работа по пересмотру краткосрочной программы. Полагает, об отсутствии оснований и причин для признания бездействие незаконным. В материалы дела представлен письменный отзыв.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Так, на основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 ст. 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются: осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан в том числе: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами (пп. 3); контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации (пп. 4); обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ (пп.4.1); осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме (пп. 5); нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (пп. 11).
Согласно ст. 21 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (далее по тексту - Закон от 11.03.2014 № 304-ПК) региональным оператором на территории Пермского края является некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
Статьей 22 Закона от 11.03.2014 № 304-ПК установлено, что предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Основными целями деятельности регионального оператора являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края.
Функциями регионального оператора являются, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; контроль за целевым использованием средств фонда капитального ремонта, приостановление финансирования в случае выявления нецелевого использования средств фонда капитального ремонта.
В силу ст. 24 Закона от 11.03.2014 № 304-ПК региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (ч. 7 ст. 168 ЖК РФ).
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, согласно которой величина износа многоквартирного дома по адресу: <Адрес> – 47% по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определены следующие плановые периоды проведения капитального ремонта в доме: 2018-2020 годы – выполнение работ по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, ремонт систем электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, фасада (л.д. 7-9).
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 30.12.2022 № 24-04-01-04-330 в региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, на 2018-2020 годы», утвержденный приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20.12.2018 № СЭД-46-09-25-119 внесены изменения, согласно которым многоквартирный дом, по адресу: <Адрес> включен в Региональный краткосрочный план, с установлением крайнего срока проведения работ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-12).
Аукционы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ признаны несостоявшимися.
ДД.ММ.ГГГГ между НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» и ОАО «ВологодаТИСИЗ» заключен договор № на выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного <Адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ актом приемки НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» приняты работы, выполненные по договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» и ООО «АктивПроект» заключен договор № на оказание услуг и/или выполнение работ по проведению детального (инструментального) обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ актом приемки НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» приняты работы, выполненные по договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из письменного отзыва, и пояснений представителя ответчика следует, что в настоящее время готовится пакет документов для размещения электронного аукциона по заключению договора на проведение строительно-монтажных работ, а также работ по осуществлению строительного контроля.
Оценив установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности с вышеуказанными правовыми нормами, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку установленные региональной программой и краткосрочным планом, с учетом приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 30.12.2022, сроки и виды работ по капитальному ремонту в отношении многоквартирного дома по <Адрес>, которые должны быть проведены в период с 2018-2020 годы (комплексное обследование многоквартирного дома, ремонт внутридомовых инженерных сетей электроснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения) в полном объеме не проведены.
По состоянию на дату вынесения решения НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» проведены работы по комплексному обследованию многоквартирного дома, работы по ремонту внутридомовых инженерных сетей электроснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения до настоящего времени не проведены, что в судебном заседании сторонами не оспаривалось.
Установленные сроки проведения работ не переносились, доказательств обратному суду не представлено.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что в данном случае усматривается бездействие НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», в связи с тем, что именно на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» как на регионального оператора возложена обязанность в обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества и, выступая в роли технического заказчика, утвердить параметры ремонтируемых систем с привлечением соответствующих специалистов, которая в установленный срок исполнена. При том как окончание работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей электроснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес> установлено - ДД.ММ.ГГГГ, мероприятия ответчиком направленные на выполнение работ проводились после ДД.ММ.ГГГГ, с конца 2021 года.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства, на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» необходимо возложить обязанность по организации и проведению капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: <Адрес>.
С учетом уже выполненных работ по комплексному обследованию многоквартирного дома, проведенному в 2021 году, суд возлагает на ответчика обязанность организовать и провести в многоквартирном доме по адресу: <Адрес> капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей электроснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения.
Разрешая вопрос о сроке, необходимом ответчику для выполнения возложенной на него обязанности, учитывая длительность конкурсных процедур, сезонность проведения работ, их сложность, а также объем работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей электроснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, суд полагает возможным установить срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
признать бездействие некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» по вопросу ненадлежащего обеспечения проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей электроснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>, незаконным.
Возложить на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязанность провести в многоквартирном доме по адресу: <Адрес> капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей электроснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева
Копия верна
Судья И.Б. Чикулаева
Мотивированное решение изготовлено 11.05.2023
Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела № 2-2380/2023
Ленинского районного суда г. Перми