86RS0001-01-2020-005154-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2020 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,
при секретаре Ахияровой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-2777/2020 по исковому заявлению Киселевой Татьяны Николаевны к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа учесть в присвоении звания ветерана труда; возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Ханты-Мансийский районный суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения ответчика об отказе в присвоения звания ветерана труда, и обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить ей звание «Ветеран труда».
Свои требования истец мотивирует тем, что имеет трудовой стаж более 35 лет. Приказом Госкомстата России от 09.09.2003г. № 324 14.10.2002 года награждена нагрудным знаком «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2002 года»; Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2002г. награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения»; приказом Федеральной службы государственной статистики 27.04.2012 года №216 награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения». Истец обратилась с заявлением к ответчику о присвоении звания «Ветеран труда».
ДД.ММ.ГГГГ года письмом № № Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по причине отсутствия медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2002 года», «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2010 года» в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года №103-п. Истец считает отказ незаконным и просит суд обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда».
Истец в судебном заседании, поддержав доводы искового заявления, настаивает на удовлетворении требований.
Представители ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Заслушав истца, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам по следующим основаниям.
Как установлено в суде, истец была награждена Приказом Госкомстата России от 09.09.2003г. № 324 14.10.2002 года награждена нагрудным знаком «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2002 года»; 14.10.2002 года Указом Президента Российской Федерации награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» и 27.04.2012 года приказом Федеральной службы государственной статистики №216 медалью «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года».
13.10.2017 года письмом № 15-исх-15947 Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по причине отсутствия нагрудного знака «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2002 года»; медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года №103-п.
Ответчиком не оспариваются представленные стороной истца документы, подтверждающие награждение истца, как и достижение пенсионного возраста, наличие трудового стажа и другие, прилагаемые к исковому заявлению документы, подлинность представленных документов проверена ответчиком при принятии решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и так же не оспаривается. Судом учитывается, что отказ в присвоении звания «Ветеран труда» имеет два основания принятого решения - медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» и «За заслуги в проведении Всероссийской переписи» не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года №103-п. Других оснований для отказа в письменном сообщении истцу от ответчика не имеется, соответствие истца иным, установленным Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» критериям, ответчиком не оспаривается.
Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий ФИО1 или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержит перечня и особых условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного ФИО1 ФИО1 и РСФСР, ФИО1 и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.
Не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде: награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, ВДНХ, (ВСХВ), коммерческими структурами, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ или о регистрации баз данных, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иных соревнованиях.
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
В силу статьи 1 Федерального закона от 25 января 2002 года №8-ФЗ (в редакции от 16 октября 2012 года) «О Всероссийской переписи населения» (далее Закон №8-ФЗ) Всероссийская перепись населения представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, и проводится на всей территории Российской Федерации в соответствии с официальной статистической методологией в целях формирования официальной статистической информации о демографических, об экономических и о социальных процессах.
Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2002 года № 1151 учреждена медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения».
В соответствии с постановлением Правительства РФ «О Федеральной службе государственной статистики» от 2 июня 2008 г. N 420. указанный орган наделен полномочиями разрабатывать и утверждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности.
Следовательно, медаль является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Госкомстата Российской Федерации от 25.11.2002 года № 215-н «Об утверждении нагрудного знака «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года» нагрудным знаком «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года» награждаются работники системы государственной статистики Российской Федерации, временный переписной персонал, а также работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, организаций и учреждений независимо от форм собственности.
В соответствии с Положением о медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ №, медаль является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики.
Представления к награждению медалью вносятся руководителю Федеральной службы государственной статистики, в числе других, руководителями территориальных органов Федеральной службы государственной статистики - по работникам территориальных органов государственной статистики, работникам внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лицам, привлекавшимся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, а также по работникам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, организаций, независимо от форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 года №420 «О Федеральной службе государственной статистики» установлено право руководителя Федеральной службы государственной статистики на награждение, поощрение в установленном порядке передовых работников системы соответствующими знаками отличия.
Истец состояла в трудовых отношениях с Территориальными органами Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, что подтверждено представленной копией трудовой книжки истца от 27.06.1994г. по 10.01.2017г., то есть являлась сотрудником органа статистики на протяжении более 21 года.
Как указано в статьях 15 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации, понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы. В рассматриваемом случае решение о награждении истицы было от имени федерального органа вынесено уполномоченным лицом за продолжительный труд в период исполнения истцом трудовых обязанностей в данной организации.
Таким образом, награждения истца являются ведомственными знаками отличия в труде в смысле, придаваемом этому понятию подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Истец в установленном порядке награждён указанными ведомственными знаками отличия в труде, что является одним из условий присвоения звания «Ветеран труда».
Согласно статье 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ, ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
За гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от 29.12.2015 N 388-ФЗ).
В силу положений статьи 2.1 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Как было указано выше, медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» являются ведомственными знаками отличия в труде. Истец имеет необходимый трудовой стаж, то есть полностью соответствует критериям и относится к категориям граждан, указанным в статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и в статье 2.1 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений».
Ответчиком в решении об отказе в присвоении звания указано, что знак медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» не являются ведомственными наградами в целях принятия решения о присвоении звания ветерана труда. Ссылка и обоснование своего решения ответчика тем, что постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 года №103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» установлен перечень наград для присвоения званий «Ветеран труда» и отсутствие награды истца в данном перечне, не позволяющее принять ответчику решение о присвоении звания «Ветеран труда», основан на неправильном толковании пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации) и постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 06.06.2005 года №103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Действительно, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако, по смыслу данной нормы федерального законодательства под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к лицам, перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, при принятии решения по исковому заявлению суд исходит из того, что региональный законодатель, определяя понятие ведомственного знака отличия в труде, не может сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, награжденных ведомственными знаками отличия о труде, так как это не согласуется со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Представителем Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не было представлено суду доказательств законности принятого решения.
Порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и выдачи удостоверений утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений».
В пункте 1 данного Постановления установлено, что Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда».
С учетом всего вышеизложенного суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поэтому подлежит взысканию с ответчика в пользу истца сумма уплаченной ей при обращении в суд государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Киселевой Татьяны Николаевны к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении Киселевой Татьяне Николаевне звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить Киселевой Татьяне Николаевне звание «Ветеран труда».
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Киселевой Татьяны Николаевны 300 рублей в счет возмещения судебных расходов.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Ханты-Мансийский районный суд – Югры.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись судьи А.А.Литвинова