Дело № 11-24/2022
УИД 52MS0175-01-2022-000102-58
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> | 02 августа 2022 года |
Шахунский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Шатохиной Н.В.,
при секретаре Антакове Ю.В.,
с участием ответчика Дмитриева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> апелляционную жалобу Дмитриева В. В. на решение мирового судьи судебного участка № Шахунского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску Общества с ограниченной ответственность «ЭкоСтандарт» к Дмитриеву В. В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоСтандарт» обратились в суд с исковым заявлением к Дмитриеву В. В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени. Просят взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18 189 руб. 12 коп., в томи числе пени в размере 147 руб. 57 коп. а также расходы по оплате госпошлины в размере 727 руб. 56 коп., почтовые расходы в размере 66 руб. 80 коп.
Решением мирового судьи судебного участка № Шахунского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. С Дмитриева В.В. в пользу ООО «ЭкоСтандарт» взысканы задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18 041 руб. 55 коп., пени в размере 147 руб. 57 коп., а также расходы по оплате госпошлины в размере 727 руб. 56 коп., почтовые расходы в размере 66 руб. 80 коп.
Ответчик Дмитриев В.В. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение мирового судьи, производство по делу прекратить. В качестве доводов указывает, что договора с ООО «ЭкоСтандарт» у него нет, данной услугой не пользовался, с заявлением об установке контейнера для сбора ТКО не обращался, за данную услугу не платил, не совершал никаких иных действий, свидетельствующих о ее намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Истец решение мирового судьи не обжаловал, возражений на апелляционную жалобу не представил.
Ответчик Дмитриев В.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Ответчик, третье лицо извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представители не явились.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Основания отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке установлены ст. 330 ГПК РФ.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно пунктам 2, 4 статьи 24.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяет порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).
В суде установлено, что Дмитриев В.В. является собственником дома, расположенного по адресу: <адрес>. В данном доме зарегистрировано 5 человек.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> б/н, заключенным ДД.ММ.ГГГГ с Министерством экологии и природных ресурсов <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭкоСтандарт» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> (зона деятельности 9). С ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭкоСтандарт» приступило к оказанию услуг.
В соответствии с разделом 9 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>» в зону деятельности 9 входит г.о.<адрес>.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ответчика образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 18041 руб. 55 коп. Сведений об оплате задолженности в материалах дела не имеется.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены пени, размер которых составляет 147 руб. 57 коп.
Данный расчет ответчиком не оспорен.
Статьей 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Аналогичная норма содержится в п. 4 постановления Правительства Российской Федерации Российской Федерации N 1156 от ДД.ММ.ГГГГ "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641".
Пунктом 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Статья 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Такой договор является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия) (абзац второй).
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами (абзац первый).
В силу пункта 8(4) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641" основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641", региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Доводы жалобы об отсутствии заключенного с ООО «ЭкоСтандарт» договора на вывоз ТКО суд находит несостоятельными, поскольку отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги и взимать с потребителей плату в соответствии с Типовым договором или Соглашением, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ, п. 5 и 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре, который считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения, подписи потребителя, а моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия о принятии им предложенных условий.
Кроме того, мусор (ТКО) образовывается по объективным причинам, поскольку в процессе жизнедеятельности так или иначе возникают бытовые отходы. Оказание ООО «ЭкоСтандарт» услуги по контейнерному сбору и вывозу ТКО всем без исключения жителям <адрес> предполагает, пока не доказано иное, что данной услугой пользуется все население <адрес>, в том числе и ответчик.
Истцом обязательства по вывозу ТКО в спорный период выполнялись, при этом ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о его самостоятельной утилизации твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией.
Фактическое оказание услуги потребителю предполагает возникновение у него обязанности по ее оплате.
Процессуальных нарушений при рассмотрении дела мировым судьей не допущено. Все ходатайства истца мировым судьей рассмотрены, поставлены на обсуждения сторон и по ним приняты процессуальные решения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и переоценке доказательств, и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения или отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № Шахунского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтандарт» к Дмитриеву В. В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени оставить без изменения, апелляционную жалобу Дмитриеву В.В. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ.
Судья Н.В. Шатохина