(УШР 05Г&0№-33
Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении <адрес> 24 августа 2021 года
Судья Казбековского районного суда Республики Дагестан Арсланханов З.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении в отношении администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан (далее по тексту - администрация МР «<адрес>») по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, представители Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан в суд не явились, и о причинах неявки не сообщили.
Несмотря на неявку представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан по основаниям части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой, в отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрацией МР «<адрес>» не выполнено Постановление Главного государственного санитарного врача по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О профилактике Крымской геморрагической лихорадки и других заболеваний, передающихся клещами, в <адрес>», выражающееся в не проведении до ДД.ММ.ГГГГ на административных территориях <адрес> Республики Дагестан акарицидных обработок мест массового скопления людей (парки, скверы, кладбища), общей площадью 40,1 гектаров.
Таким образом, администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения хозяйствующими субъектами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
Так, в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно статьи 29 названного Федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимате
лями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита», содержащие требования в области профилактики и борьбы с клещевым вирусным энцефалитом, и их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из возражений на протокол об административном правонарушении представителя администрации МР «<адрес>» по доверенности - ФИО1 следует, что с изложенными в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ выводами они не согласны. Обработка кладбищ, парков, скверов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией МР «<адрес>» не проведена, так как, согласно прилагаемого протокола № заседания оперативного штаба по предупреждению распространения новой корона- вирусной инфекции на территории МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, на территории района запрещена работа банкетных залов и приостановлено до особого распоряжения посещение гражданами района скверов, парков и кладбищ. В связи с этим проведение финансово-затратных мероприятий, как акарацидные обработки, нецелесообразны. Оперативный штаб не принимает меры, не согласовав их с Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, работник которого, заведомо зная о принятых мерах оперативным штабом и о невозможности провести какие-либо работы в скверах парках и кладбищах, составил протокол об административном правонарушении. Основанием для составления протокола об административном правонарушении послужило неисполнение Постановление Главного государственного санитарного врача по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О профилактике Крымской геморрагической лихорадки и других заболеваний, передающихся клещами, в <адрес>». Однако, в материалах дела об административном правонарушении отсутствует доказательства о доведении данного постановления до администрации МР «<адрес>». Названное Постановление не размещено на сайте Роспотребнадзора по <адрес>. На основании изложенного просит суд прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации МР «<адрес>» в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 2 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административ
ного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1,3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В силу частей 3, 4 и 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исследованием протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в ней сделана запись о неявке представителя администрации МР «<адрес>» для составления протокола.
Однако, из извещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что глава администрации МР «<адрес>» ФИО4 уведомлен о необходимости явки в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, в 11 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ для составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение Постановления Главного государственного санитарного врача по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О профилактике Крымской геморрагической лихорадки и других заболеваний, передающихся клещами, в <адрес>».
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Данная норма направлена на соблюдение правовых гарантий защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.
Цель направления уведомления - это извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте составления и подписания протокола об административном правонарушении, о дате, времени и месте составления названного протокола или рассмотрения дела об административном правонарушении в целях обеспечения ему процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно, в зависимости от конкретных обстоятельствах дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, но позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат каких- либо доказательств, свидетельствующих о надлежащем уведомлении представителя администрации МР «<адрес>» о необходимости явки для составления протокола на ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день, когда был составлен протокол об административном правонарушении №. Таким образом, указанный протокол об административном правонарушении составлен без надлежащего уведомления и в отсутствии представителя администрации МР «<адрес>».
При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод о том, что были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Данное процессуальное нарушение является существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
На основании части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По смыслу нормативных положений, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в винов
ности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В силу части 1.1 указанной статьи постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных 24.5 настоящего Кодекса. В соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, в случае отсутствие события или состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 24.5 и статьями 29.9- 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить.
Настоящее постановление, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 30.1 и статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
ПОСТАНОВИЛ:
Судья
З.Р.Арсланханов