Судья: Чиркова И.Н. Гр. дело № 33-5999/2020
Номер дела суда первой инстанции 2-304/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июня 2020 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Черкунова Л.В.,
судей – Шельпук О.С., Шабаевой Е.И.,
при секретаре - Петровой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Советниковой В.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 05 февраля 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Советниковой В.А. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о. Самары (межрайонное) о признании незаконным решения о назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж, досрочном назначении страховой пенсии - отказать».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Советникова В.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о. Самары (межрайонное) о признании незаконным решения о назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж, досрочном назначении страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что 16 мая 2019 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ -УПФ РФ в Железнодорожном районе г.о. Самары от 30 мая 2019 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа, на день обращения специальный стаж составляет 6 лет 08 месяцев 13 дней.
Пенсионный фонд включил в специальный стаж период ее работы с 24 октября 1990 года по 30 июня 2002 года в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (МКС). Указанный период включен в специальный стаж в календарном исчислении, с чем истец не согласна, поскольку в данный период действовало законодательство, позволяющее исчислять стаж в МКС в льготном порядке (в полуторном размере), в связи с чем полагает, что оспариваемый период подлежит включению в ее специальный стаж в льготном исчислении.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения требований, Советникова В.А. просила признать незаконным и отменить решение ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары (межрайонное) об отказе в праве на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона №400-ФЗ от 30 мая 2019 года;
обязать произвести исчисление специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии со ст. 94 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» льготное исчисление при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10 Закона, следующие периоды исчисляются в льготном порядке: в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в полуторном размере период с 24 октября 1990 года по 31 декабря 2001 года, период с 01 января 2002 года по 30 июня 2002 года в календарном порядке, специальный стаж Советниковой В.А. составляет 13 лет 1 месяц;
признать право на досрочное назначение по старости с 16 декабря 2017 года в возрасте 50 лет 6 месяцев, обязать назначить досрочное пенсионное обеспечение с момента обращения в ГУ УПФ РФ с 15 июня 2019 года, взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Советникова В.А. просит отменить решение суда, указав, что период с 24 октября 1990 года по 30 июня 2002 года истец работала и проживала в местности приравненной к районам Крайнего Севера, в котором использовался районный коэффициент 1,7 к заработной плате и 50% Северных. Оценка пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года по выбору гражданина осуществляется с применением пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, соответственно периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, включаются в трудовой стаж в полуторном размере.
В заседании суда апелляционной инстанции Советникова В.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о. Самара (межрайонное) не явился, извещен.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Законом СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 01 января 2015 года введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч.1 ст. 8).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В силу статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Из материалов дела следует, что истец 16 мая 2019 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На дату обращения при оценке пенсионных прав истца ответчиком учтен специальный стаж, который составил 6 лет 8 месяцев 14 дней (РКС).
Ответчиком в бесспорном порядке включены периоды работы истца в районах Крайнего Севера в календарном исчислении: с 24 октября 1990 года по 05 апреля 1993 года в медико-санитарной части производственного объединения «<данные изъяты>» в качестве фельдшера здравпункта вахтового посёлка <данные изъяты>, с 12 апреля 1993 года по 22 апреля 1995 года, с 14 января 1998 года по 30 июня 2002 года в <данные изъяты>» в качестве распределителя работ 3 разряда в цехе по добыче нефти и газа №. Производственное объединение «<данные изъяты>» располагалось в <данные изъяты>, в местности приравненной к районам Крайнего Севера (МКС).
Истец Советникова В.А. не согласившись с решением пенсионного органа, обратилась с вышеуказанными требованиями в суд, полагает, что указанные периоды работы подлежат льготному исчислению из расчета один год работы за один год и шесть месяцев на основании статьи 94 Федерального закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Положениями статьи 94 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в полуторном размере.
Указанными статьями регулировалось назначение пенсий на общих основаниях (ст. 10), на льготных основаниях (ст.11), в связи с особыми условиями труда (ст. 12), по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания.
Назначение пенсии в связи с работой на Крайнем Севере, регулировалось статьей 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которой пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам – по достижении 55 лет и женщинам – по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи.
К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждается Правительством Российской Федерации.
Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» предусматривал льготное исчисление за работу в указанных районах только при заключении срочного трудового договора.
Таким образом, стаж в полуторном исчислении может быть учтен при подсчете трудового стажа при назначении пенсии только на общих основаниях, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда, иного порядка льготного назначения пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, законодательством не предусмотрено. Напротив, как ранее действовавшее, так и действующие сейчас положения п.п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» прямо предусматривают исчисление стажа работы в РКС исключительно в календарном порядке.
Рассматривая требования истца о назначении пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера в льготном исчислении, правильно применив указанные нормы материального права, суд первой инстанции исходил из того, что на момент утраты силы Закона РФ N 340-1 от 01.01.2002, у Советниковой В.А. не имелся необходимый стажа работы в районах Крайнего Севера при исчислении календарно, продолжительность стажа истца на работах в районах Крайнего Севера 6 лет 08 месяцев 14 дней исчислена ответчиком верно при требуемом не менее 15 календарных лет, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований и назначении досрочной страховой пенсии.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства и факты, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 05 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Советниковой В.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через районный суд.
Председательствующий:
Судьи: