Решение суда изготовлено в окончательной форме 11 мая 2023 года
УИД 78RS0002-01-2022-010590-28
№ 2-1608/2023 (2-10078/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 2 мая 2023 года
Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Москвитиной А.О.,
с участием
представителя истца Дворецкой И.А.,
представителя истца Чигирь А.Н.,
представителя третьего лица Ренни О.В.
при секретаре Бушуевой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Манухина А. В., Ивановой Е. Ю. к Терюля А. Р. , Голайдо К. В. о признании квартиры коммунальной, об определении порядка пользования жилым помещением в коммунальной квартире,
У С Т А Н О В И Л:
истцы Манухин А.В., Иванова Е.Ю. обратились в Выборгский районный суд г. Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Терюля А. Р. ., Голайдо К.В., в котором просили признать квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую на праве общей долевой собственности Манухину А.В., ФИО1, Терюля А. Р. ., Голайдо К.В., коммунальной, определить порядок пользования указанной квартирой:
- передать в пользование Манухину А.В. и Ивановой Е.Ю. комнату, площадью 10,1 кв.м, соответствующую комнате № на плане, содержащемся в выписке из ЕГРН,
- передать в пользование Терюля А. Р. комнату, площадью 10 кв.м, соответствующую комнате № на плане, содержащемся в выписке из ЕГРН,
- передать в пользование Голайдо К.В. комнату, площадью 17,7 кв.м, соответствующую комнате № на плане, содержащемся в выписке из ЕГРН,
- места общего пользования (помещения кухни, коридора, санитарных помещений) оставить в общем пользовании собственников.
В обоснование заявленных требований истцы указали на те обстоятельства, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №, является коммунальной, принадлежит на праве общей долевой собственности истцам и ответчикам. Квартира состоит из трех изолированных жилых комнат, кухни, коридора, санитарных помещений. Согласно плану расположения квартиры, содержащемуся в разделе 8 выписки из ЕГРН, жилым комнатам присвоены следующие номера: №, площадью 10 кв.м, №, площадью 10,1 кв.м, №, площадью 17,7 кв.м, фактическое состояние квартиры соответствует плану, содержащемуся в выписке. Истцы являются собственниками каждый по 5/38 доле в праве общей долевой собственности на основании договора купли-продажи от 03.08.2015, заключенного с ФИО4, являются близкими родственниками. В соответствии с условиями указанного договора в пользование покупателей подлежала передаче комната, площадью 10 кв.м, в трехкомнатной квартире, площадью 59 кв.м. Однако фактически с 2015 года истцы занимают и пользуются комнатой, площадью 10,1 кв.м, что соответствует по площади и расположению комнате № на плане квартиры в выписке из ЕГРН. Ответчик Терюля А. Р. является собственником 10/38 долей в праве собственности на указанную квартиру, родственником истцам не является, занимает и пользуется комнатой, площадью 10 кв.м, что соответствует по площади и расположению комнате № на плане в выписке из ЕГРН. Ответчик Голайдо К.В. является собственником 18/38 долей в праве собственности на указанную квартиру, родственником истцам не является, занимает и пользуется комнатой, площадью 17,7 кв.м, что соответствует по площади и расположению комнате № на плане в выписке из ЕГРН. Указанный порядок пользования истцами и ответчиками жилыми комнатами является сложившимся, размер долей сторон в праве собственности является соразмерным площадям занимаемых комнат. Однако несоответствие находящейся в фактическом пользовании истцов комнаты, площадью 10,1 кв.м, сведениям, указанным в документе-основании возникновения прав, о передаче истцам комнаты, площадью 10 кв.м, влечет правовую неопределенность и, как следствие, препятствия к распоряжению истцами долями в праве на квартиру. Истцы предприняли попытки к обмену комнатами с собственником Терюля А. Р. , однако последняя отказалась производить обмен, согласие на заключение соглашения об определении порядка пользования комнатами в коммунальной квартире в соответствии со сложившимся с 2015 года порядком ответчики также не дали, в связи с чем истцы обратились в суд с настоящим исковым заявлением (л.д. 3-7).
Истцы Манухин А.В., Иванова Е.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 171, 172 соответственно), ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 40), воспользовались своим правом на ведение дела через представителя Чигирь А.Н., действующего на основании ордера № от 01.04.2023 в интересах Манухина А.В., представителя Дворецкой И.А., действующей на основании доверенности № от 28.07.2022, выданной сроком на три года, в интересах истцов, которые в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить, указав, что собственники жилого помещения не лишены права изменить порядок пользования жилыми помещениями.
Ответчики Терюля А. Р. ., Голайдо К.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 176-178, 180-181 соответственно), доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Третье лицо Жилищный комитет Правительства г. Санкт-Петербурга о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом (л.д. 169), направило в судебное заседание своего представителя Ренни О.В., действующую на основании доверенности № от 09.01.2023, выданной сроком по 31.12.2023 (л.д. 186), которая в судебное заседание явилась, пояснила, что комнаты закреплены на основании ордеров и договоров приватизации, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Третьи лица СПб ГБУ «Горжилобмен», администрация Выборгского района г. Санкт-Петербурга о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 173, 170 соответственно), в судебное заседание своих представителей не направили, доказательств уважительности причин неявки представителей в судебное заседание не представили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Санкт-Петербургу о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом с учетом требований части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) (л.д. 49-50, 182), ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 44-45).
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
При таких обстоятельствах судом в порядке статьи 167 ГПК РФ постановлено определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав объяснения представителей истцов, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что квартира, общей площадью 59,0 кв.м, расположенная по адресу<адрес>, состоит из следующих помещений: коридор (10,2 кв.м), шкаф (0,9 кв.м), туалет (0,9 кв.м), ванная (2,2 кв.м), кухня (7,0 кв.м), комната № (10,0 кв.м), комната № (10,1 кв.м), комната № (17,7 кв.м) (л.д. 37).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, Манухин А.В. является собственником 5/38 долей в праве общей долевой собственности на указанную квартиру, Иванова Е.Ю. - 5/38 долей в праве общей долевой собственности на указанную квартиру, Голайдо К.В. - 18/38 долей в праве общей долевой собственности на указанную квартиру, Терюля А. Р. - 10/38 долей в праве общей долевой собственности на указанную квартиру (л.д. 78-80).
Разрешая заявленное исковое требование о признании квартиры коммунальной, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона Санкт-Петербурга от 5 мая 2006 года № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга» коммунальная квартира - квартира, состоящая из двух и более комнат, в которой проживают два и более пользователя и(или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в отношении комнат, расположенных в указанной квартире, или на основании права собственности.
Косвенное определение коммунальной квартиры содержится также в ч. 1 ст. 59 Жилищного кодекса РФ, по смыслу которой под коммунальной понимается квартира, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников.
Принимая во внимание, что из правоустанавливающих документов, в частности, договора № от 29.08.2014 передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан (л.д. 145-146), договора от 08.04.1999 передачи доли квартиры в собственность граждан (л.д. 150), договора № от 18.08.2005 передачи доли квартиры в собственность гражданина (л.д.158), следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> является коммунальной, оснований для удовлетворения требования о признании указанной квартиры коммунальной не имеется.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленного требования, руководствуется, в том числе, положениями ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 3 ГПК РФ, в соответствии с которыми защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
В рассматриваемом случае спора об отнесении квартиры к коммунальной не имеется, следовательно, правовые основания для удовлетворения указанного требования отсутствуют.
Разрешая исковое требование об определении порядка пользования жилыми помещениями в коммунальной квартире, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, в том числе и договоров.
В соответствии со ст. 11 ЖК РФ лицо, право которого нарушено, вправе требовать устранения любого нарушения его прав, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ защите подлежит только нарушенное право.
Одним из способов защиты права в силу положений ст. 12 ГК РФ является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, по смыслу ст. ст. 11, 12 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов истца посредством предусмотренных действующим законодательством способов защиты. При этом избранный способ защиты нарушенного права и законных интересов должен отвечать принципам правовой соразмерности, то есть должен быть основан на соблюдении баланса интересов и прав спорящих сторон.
Истцами в рассматриваемом исковом заявлении предъявлено требование об определении следующего порядка пользования квартирой:
- передать в пользование Манухину А.В. и Ивановой Е.Ю. комнату, площадью 10,1 кв.м, соответствующую комнате №,
- передать в пользование Терюля А. Р. комнату, площадью 10 кв.м, соответствующую комнате №,
- передать в пользование Голайдо К.В. комнату, площадью 17,7 кв.м, соответствующую комнате №,
- места общего пользования (помещения кухни, коридора, санитарных помещений) оставить в общем пользовании собственников.
Вместе с тем, указанный порядок пользования жилыми помещениями спорной квартиры не может быть установлен судом по следующим основаниям.
Право собственности Голайдо К.В. на 18/38 долей в праве общей долевой собственности на указанную квартиру возникло на основании:
- ордера на жилое помещение серии № от 14.11.2000, выданного администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга ФИО2 на семью из 4 человек, на право занятия жилого помещения, площадью 17,70 кв.м, состоящей из 1 комнаты, ответчик Голайдо К.В. вселена как член семьи нанимателя (дочь) (л.д. 137),
- договора № от 29.08.2014 передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан, заключенному с Жилищным комитетом Правительства г. Санкт-Петербурга, в соответствии с которым Голайдо К.В., занимающая по договору социального найма в данной квартире комнату №, площадью 17,7 кв.м, принимает указанную долю площади жилых помещений и пропорциональную ей долю в праве собственности на общее имущество со следующим распределением прав собственности: Голайдо К.В. - 18/38 долей, пользуется комнатой №, площадью 17.7 кв.м (145-146).
Таким образом, Голайдо К.В. с учетом ее доли в праве общей долевой собственности ордером и договором передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан передано в пользование жилое помещение №, площадью 17,7 кв.м, что также подтверждается справками формы 7 и формы 9 (л.д. 134, 135).
Право собственности Терюля А. Р. на 10/38 долей в праве общей долевой собственности на указанную квартиру возникло на основании:
- ордера серии № от 13.07.2000, выданного СПб ГУ «РЖА Выборгского района» Терюля А. Р. . на семью, состоящую из одного человека, на право занятия одной комнаты в трехкомнатной квартире, жилой площадью 10,11 кв.м (л.д. 161),
- договора № от 18.08.2005 передачи доли квартиры в собственность гражданина, заключенному с администрацией Выборгского района г. Санкт-Петербурга, в соответствии с которым Терюля А. Р. безвозмездно передана в общую долевую собственность доля в праве собственности на коммунальную квартиру в размере 10/38 и равная ей доля в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире, при этом устанавливается следующий порядок пользования жилыми помещениями: Терюля А. Р. пользуется комнатой №, жилой площадью 10,10 кв.м (л.д. 158).
Таким образом, Терюля А. Р. с учетом ее доли в праве общей долевой собственности ордером и договором передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан передано в пользование жилое помещение №, площадью 10,10 кв.м, что также подтверждается справками формы 7 и формы 9 (л.д. 160).
Право собственности Манухина А.В., Ивановой Е.Ю. на 10/38 (по 5/38 каждому) в праве общей долевой собственности на указанную квартиру возникло на основании договора купли-продажи доли квартиры от 03.08.2015, заключенному с ФИО4, которым также установлено пользование истцами комнатой, площадью 10,0 кв.м, в трехкомнатной квартире (л.д. 11-13).
При этом первоначально собственность указанной доли квартиры принадлежало ФИО3 и возникло на основании:
- ордера № от 12.03.1997, выданного Управлением по учету и распределению жилой площади, ФИО3 на семью из одного человека на право занятия жилой площади в порядке обмена (л.д. 183),
- договора от 08.04.1999 передачи доли квартиры в собственность граждан, заключенному с Территориальным управлением Выборгского административного района Санкт-Петербурга, в соответствии с которым ФИО3 безвозмездно передана доля в праве собственности в размере 10/38 на коммунальную квартиру, при этом устанавливается следующий порядок пользования жилыми помещениями: ФИО3 пользуется одной комнатой №, жилой площадью 10,04 кв.м (л.д. 150).
Таким образом, ФИО3, а в последующем - ФИО4, Манухину А.В., Ивановой Е.Ю., с учетом доли в праве общей долевой собственности передано в пользование жилое помещение №, площадью 10,04 кв.м, что также подтверждается справками формы 7 и формы 9 (л.д. 152, 154).
При таких обстоятельствах, правовых оснований для изменения порядка пользования жилыми помещениями в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, не имеется, указанное требование удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░. ░. , ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░