УИД 23RS0044-01-2023-000312-54
К делу № 2-1181/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская 25 апреля 2023 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего | Лапшина К.Н., |
при секретаре судебного заседания | Масычевой М.А., |
с участием истца | Анчабадзе Н.М., |
представителя ответчика | Лихман О.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам гражданского судопроизводства дело по административному исковому заявлению Анчабадзе Н.М. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Анчабадзе Н.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование заявленных требований истец указала о том, что на исполнении в ПФР, минуя ФССП РФ, в порядке ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» находятся исполнительные документы, на основании которых ответчик принудительно ежемесячно удерживает 50 % из ее пенсии. В случае поступления непосредственно в пенсионный фонд (минуя судебного пристава) судебного приказа или исполнительного листа о взыскании с пенсионера денежной суммы по заявлению пенсионера-должника на основании ст. 446 ГПК РФ ПФР обязано исключить из суммы удержания по исполнительному документу денежные средства в размере прожиточного минимума. После удержаний у нее остается ежемесячный доход в размере 6 300 рублей, что меньше величины прожиточного минимума в целом по РФ. Она проживает одна. 13.01.2023 года она обратилась в ПФР, указав, что пенсия является ее единственным источником дохода и просила ограничить размер ежемесячных удержаний таким образом, чтобы после их осуществления у нее оставался доход не ниже прожиточного минимума. ПФР в удовлетворении ее заявления отказал, ссылаясь на то, что не наделен полномочиями принимать и рассматривать заявления граждан-должников о сохранении размера пенсии. Полагает, что ответчик, несмотря на установленную законом обязанность, отказался обеспечить условия, необходимые для ее нормального существования и реализации социально-экономических прав. Соблюдать требования закона о сохранении прожиточного минимума, а также не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан, в том числе должников, является прямой обязанностью ответчика, установленной законом. Просит возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю обязанность ограничивать размер ежемесячных удержаний по исполнительным документам таким образом, чтобы после их осуществления у Анчабадзе Н.М. оставалась денежная сумма в размере не ниже прожиточного минимума, определяемая по правилам ч. 1 ст. 446 ГПК РФ; производить принудительное удержание из пенсии Анчабадзе Н.М. по исполнительным документам, поступившим в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю напрямую от взыскателей, минуя ФССП с части пении, остающийся после сохранения за Анчабадзе Н.М. денежной суммы в размере прожиточного минимума; возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю обязанность вернуть Анчабадзе Н.М. денежные средства, незаконно удержанные из ее пенсии за период с 11.10.2022 года по 11.01.2023 года.
Определением Северского районного суда от 16.03.2023 года по делу осуществлен переход из административного в гражданское судопроизводство.
Истец Анчабадзе Н.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю Лихман О.В. в судебном заседании с доводами иска не согласилась, просила в удовлетворении исковых требований отказать, в письменных возражениях на иск указала о том, что в настоящее время из страховой пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии Анчабадзе Н.М. производятся удержания в размере 50 % пропорционально взыскиваемой суммы на основании судебных приказов <...> от 15.07.2022 года в счет взыскателя ООО «Правовая защита»; <...> от 18.07.2022 года в счет взыскателя ПАО «Совкомбанк»; <...> от 18.07.2022 года в счет взыскателя ООО МКК Турбозайм; <...> от 16.08.2022 года в счет взыскателя ООО «Ситиус»; <...> от 06.09.2022 года в счет взыскателя Микрофинансовая компания «Быстроденьги». Размер удержаний из страховой пенсии истца в общей совокупности варьируется от 25 % до 40 %, а значит, не превышает законодательно установленное ограничение в размере 50 %. В данном случае, только суд, принявший судебный акт, по заявлению Анчабадзе Н.М. может уменьшить размер удержаний из пенсии истца, оценив имущественное положение пенсионера и его совокупный доход. Действующее законодательство не предусматривает право должника-гражданина на обращение в пенсионные органы с заявлением о сохранении пенсии ежемесячно в размере прожиточного минимума. Социальный фонд РФ и его территориальные органы являются правоприменительными органами, которые в своей деятельности по реализации правовых актов руководствуются нормами действующего законодательства. Действия ОСФР по Краснодарскому краю по исполнению исполнительных документов, поступивших от взыскателей, являются правомерными.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Правовая защита, ПАО «Совкомбанк», ООО МКК Турбозайм, ООО «Ситиус»; Микрофинансовая компания «Быстроденьги» в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются, в том числе, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Часть 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны переводить удержанные денежные средства на депозитный счет службы судебных приставов. В случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника. Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.
При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (ч. 2 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
По смыслу указанных положений законодательства Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю как организация, осуществляющая выплату пенсии истца, правомочен исполнять требования, содержащиеся в судебных актах, исполнительных листах, которые могут быть направлены непосредственно в адрес фонда, минуя органы Федеральной службы судебных приставов.
В судебном заседании установлено, что Анчабадзе Н.М. с 11.02.2016 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и с 01.03.2016 года федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Из страховой пенсии по старости и федеральной социальной доплаты Анчабадзе Н.М. производятся удержания на основании судебных приказов, поступивших в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю в порядке ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: <...> от 15.07.2022 года в счет взыскателя ООО «Правовая защита»; <...> от 18.07.2022 года в счет взыскателя ПАО «Совкомбанк»; <...> от 18.07.2022 года в счет взыскателя ООО МКК Турбозайм; <...> от 16.08.2022 года в счет взыскателя ООО «Ситиус»; <...> от 06.09.2022 года в счет взыскателя Микрофинансовая компания «Быстроденьги».
Анчабадзе Н.М. обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю с заявлением о сохранении дохода ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, содержащем требования об ограничении размера ежемесячных удержаний таким образом, чтобы после их осуществления у нее оставался доход не ниже прожиточного минимума.
Ответом Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю от 18.01.2023 года в удовлетворении заявления Анчабадзе Н.М. отказано на том основании, что ОФПСС не является стороной по исполнительному производству и обязан строго соблюдать установленные законодательно основания удержаний из дохода должника и их размер. Действующее нормативно-правовое законодательство предусматривает возможность удержания из пенсии на основании исполнительных документов, предъявленных непосредственно взыскателем, в размере не более 50 %. Территориальные органы СФР не входят в систему службы судебных приставов-исполнителей и не относятся к банкам (кредитным организациям) и не наделены полномочиями рассматривать и принимать решения по заявлениям граждан-должников о сохранении размера пенсии и иных выплат ежемесячно в размере прожиточного минимума.
Исходя из справки о выплатах за период с октября 2022 года по февраль 2023 года размер удержаний из страховой пенсии истца в общей совокупности не превышает законодательно установленное ограничение в размере 50 %.
Учитывая вышеизложенное правовое регулирование спорных правоотношений, поскольку размер удержаний из дохода Анчабадзе Н.М. не превышает 50%, что регламентировано частью 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве, суд приходит к выводу о том, что нарушений прав истца при исполнении исполнительных документов ответчиком не допущено.
Ответчик, как лицо, выплачивающее должнику периодические платежи, обязано удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе и не наделен полномочиями уменьшить размер удержаний из дохода должника по исполнительным документам, так как обязан исполнять требования судебного акта в полном объеме. То есть вопрос о снижении всех производимых из пенсии истца удержаний Территориальным органом СФР не мог быть разрешен.
Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Таким образом, истец не лишена возможности обратиться с требованием о снижении размера удержаний из пенсии в судебном порядке.
Доводы истца со ссылкой на положения ч. 1 ст. 446 ГПК РФ суд отклоняет, как основанные на ошибочном понимании норм действующего законодательства.
В абз. 8 п. 1 ст. 446 ГПК РФ предусмотрено, что взыскание не может быть обращено на деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Из буквального смысла данной нормы следует, что в данном случае речь идет о наличных денежных средствах должника и действует лишь при единовременном обращении взыскания на принадлежащие должнику-гражданину наличные денежные средства и по своему смыслу не предполагает ее применение к случаям производства регулярных удержаний из периодических выплат, получаемых должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений, на основании исполнительных документов.
Нна основании абз. 8 п. 1 ст. 446 ГПК РФ от обращения взыскания освобождаются наличные денежные средства в размере прожиточного минимума, находящиеся у должника и предназначенные ему и его иждивенцам для удовлетворения жизненных потребностей после обращения взыскания на имущество. Защищенная от взыскания сумма прожиточного минимума складывается из общей стоимости имеющихся у должника продуктов питания и денежных средств, обнаруженных при обращении взыскания на имущество.
Главой 11 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определен специальный порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, перечислены в статье 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Таким образом, правовые основания для удовлетворения исковых требований Анчабадзе Н.М. отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Анчабадзе Н.М. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено 28.04.2023 года.
Председательствующий К.Н. Лапшин