№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 24.11.2023
<адрес> городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Катаевой А.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении <данные изъяты> гражданское дело по иску <данные изъяты> к ФИО1 о прекращении права собственности на гражданское оружие,
установил:
<данные изъяты> по <адрес> (далее – Управление, истец) обратилось в суд с иском к ФИО1 (далее – ответчик) о принудительном прекращении права собственности на гражданское оружие.
Требования мотивировали тем, что должностными лицами ОМВД России <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за нарушение правил хранения оружия изъято гражданское огнестрельное оружие <данные изъяты>, калибр <данные изъяты>, №; <данные изъяты> Оружие помещено на ответственное хранение на склад вооружения и материально-технического имущества. Ответчик до настоящего времени не предпринял каких-либо действий, направленных на возврат оружия. Хранение оружия требует определенных затрат. Инспектор <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ направил уведомление ответчику о необходимости принять решение по изъятому оружию, однако какие-либо документы от ответчика не поступали. При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным.
Истец в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, просил рассматривать дело без его участия.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, каких-либо возражений по делу не представил, ходатайств об отложении судебного заседания не направлял.
Третье лицо <данные изъяты> по <адрес> извещены надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направилиСуд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Исходя из обстоятельств спора, с учетом положений ст. 233 ГПК РФ, суд полагает, что ответчик уклоняется от явки в суд и рассматривает дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу п.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с подп.2 п.2 ст.235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).
В силу п.1 ст.238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
На основании п.3 ст.238 ГК РФ, если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
Исходя из п.1 ст.129 ГК РФ, ст.ст. 6, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закона об оружии) гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений.
Согласно ст. 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
В соответствии со статьёй 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
При этом в силу положений статьи 236 ГК РФ отказ собственника от права собственности и принадлежащее ему имущество может быть осуществлён путём прямого объявления об этом, либо путём совершения других действий, определено свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, такое бездействие расценивается как отказ от права собственности в отношении названного оружия.
Отказ собственника от права собственности на принадлежащее ему имущество в соответствии со статьёй 235 ГК РФ является основанием для прекращения на него права собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 226 ГК РФ.
Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создаёт угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству.
Согласно положениям части 3 статьи 28 Федерального закона «Об оружии» должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
Судом установлено, что ФИО1 владел, пользовался и распоряжался оружиями моделей <данные изъяты> калибр <данные изъяты>, №; <данные изъяты>, калибр <данные изъяты>, №; <данные изъяты>, калибр <данные изъяты>, №.
ДД.ММ.ГГГГ сотрудником УУП ОМВД России <адрес>, в присутствии понятых было произведено изъятие у супруги ФИО1 – ФИО3 оружия ИЖ-<данные изъяты>, калибр <данные изъяты>, №; <данные изъяты>, что также подтверждается корешками квитанций № (№).
В настоящее время изъятое оружие находится на хранении на складе изъятого, добровольно сданного и найденного оружия.
Инспектор отделения лицензионно-разрешительной работы (<адрес>) Управления Росгвардии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направлял уведомление ФИО1 о необходимости принять решение по изъятому оружию, которое ФИО1 получил лично (№), однако документы на переоформление, продажу либо другие действия с оружием предусмотренные законодательством в отделение не поступали.
При этом хранение и бремя содержания указанного оружия требует определённых материальных затрат, в частности регулярного технического ухода, трудовых затрат, по поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, что влечёт дополнительное расходование бюджетных средств.
Кроме того, судом установлено, что ФИО1 является инвалидом первой группы с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (№).
Таким образом, суд приходит к выводу, что наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству, суд считает, что требования истца о прекращении права собственности на огнестрельное оружие к ответчику, подлежащими удовлетворению, также следует провести отчуждение указанного оружия в собственность Российской Федерации и разрешить Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> уничтожение оружия.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования <данные изъяты> – удовлетворить.
Признать факт бездействия ФИО1 как свидетельство о его устранении от владения, пользования и распоряжения оружиями моделей <данные изъяты> и отказ от права собственности в отношении названного оружия.
Прекратить право собственности гражданина ФИО1 на огнестрельное оружие моделей <данные изъяты>.
Разрешить управлению <данные изъяты> по <адрес> уничтожение огнестрельного оружия <данные изъяты>, на основании п.12 ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.А. Катаева