Дело № 2-233/2021
14RS0007-01-2021-000383-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Верхневилюйск 31 августа 2021 года
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кириллина В.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой А.А.,
представителя истца адвоката Борисовой А.Е. (ордер № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. М. А., действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей к сельской администрации муниципального образования «село Верхневилюйск» Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности предоставить другое равнозначное жилое помещение взамен аварийного,
УСТАНОВИЛ:
А. М.А., действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей обратилась в суд с иском к сельской администрации МО «село Верхневилюйск» Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности предоставить другое равнозначное жилое помещение взамен аварийного. Исковые требования обосновывала тем, что истец и их дети являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, на основании договора купли-продажи квартиры в долевую собственность от 29 ноября 2017 года. Данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления главы МО «село Верхневилюйск» от 21 марта 2016 года. 05 ноября 2020 года истцу вручено уведомление, в котором разъяснено, что она имеет право исключительно на денежную компенсацию в соответствии с положениями части 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Считает отказ в предоставлении им жилья является незаконным, поскольку жилое помещение было приобретено до введения в действие части 8.2 статьи 32 ЖК РФ. Указывая на данные обстоятельства, просила суд обязать администрацию МО «село Верхневилюйск» предоставить равнозначное жилое помещение взамен аварийного и подлежащего сносу.
Истец А. М.А., представитель ответчика администрации МО «село Верхневилюйск» в суд не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, уважительность неявки суду не сообщили.
Представитель отдела опеки и попечительства МР «Верхневилюйский улус (район)» Петрова В.А. ходатайством просит рассмотреть дело без ее участия, а также просит иск истца удовлетворить.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца адвокат Борисова А.Е. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Просила иск удовлетворить.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании истцу на праве общей долевой собственности по 1/3 доле принадлежит жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Указанная квартира приобретена на основании договора купли-продажи квартиры от 29 ноября 2017 года, заключенного между истцом и Ивановой В.М. с использованием средств материнского капитала. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 12 декабря 2017 года.
Постановлением администрации МО «с. Верхневилюйск» от 21 марта 2016 года указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
05 ноября 2020 года администрацией МО «с.Верхневилюйск» А. М.А. направлено уведомление, в котором разъяснено, что она имеет право исключительно на денежную компенсацию в соответствии с положениями части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.
Разрешая данное гражданское дело, суд руководствуется нижеследующим.
Конституция РФ гарантирует право каждого на жилище, одновременно закрепляя обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать для этого необходимые условия. В числе основных направлений жилищной политики государства, призванных обеспечить комфортные, достойные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности граждан, ликвидация аварийного жилищного фонда и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно п. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 49 данного Положения, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В силу п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Постановлением администрации МО «село Верхневилюйск» от 21 марта 2016 года № многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу 16 марта 2016 года.
Постановлением Правительства РС (Я) от 27 марта 2019 года № 50 «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, включен в республиканскую программу с указанием о признании его аварийным с 21 марта 2016 года.
Поскольку многоквартирный дом, признанный аварийным, собственниками расположенных в нем помещений не был снесен, у муниципального образования в силу возложенной действующим законодательством на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища, возникла обязанность осуществить изъятие для муниципальных нужд как земельного участка, на котором расположен указанный дом, так и каждого жилого помещения в указанном доме.
Порядок изъятия определен ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Частью 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
<данные изъяты>
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Как установлено судом в ходе рассмотрения данного дела, многоквартирный жилой дом расположенный по адресу <адрес>, был включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонд на 2019-2025 годы», утвержденный Постановлением Правительства РС (Я) от 27 марта 2019 № 50. Дата окончания переселения граждан из данного многоквартирного дома определена 31 декабря 2021 года. Исходя из указанной в приложении площади этого дома, в программу переселения включены все расположенные в этом многоквартирном доме жилые помещения.
При таких обстоятельствах, исходя из норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку, она, как собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным, выбрала способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления взамен в собственность равнозначного по площади другого жилого помещения.
При этом суд не находит оснований для принятия доводов ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям положений ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда», согласно которым граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч.ч. 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Часть 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Исходя из разъяснений указанных в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В связи с этим суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами, и не носят ли спорные жилищные правоотношения длящийся характер.
В данном случае спорные правоотношения возникли до принятия и вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда», поскольку указанный многоквартирный жилой дом, признанный аварийным постановлением администрации МО «село Верхневилюйск» от 21 марта 2016 года № и подлежащим сносу 16 марта 2016 года.
После этой даты, в силу действующего законодательства у муниципального образования возникла обязанность в целях реализации возложенных полномочий по обеспечению условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища, осуществить изъятие для муниципальных нужд как земельного участка, на котором расположен указанный дом, так и каждого жилого помещения в указанном доме. При этом изъятие должно было быть произведено в порядке, определенном ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на тот период времени).
И в целях исполнения обязанности по ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан был включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденный Постановлением РС (Я) от 27 марта 2019 года № 50, то есть до 27 декабря 2019 года, когда был принят вышеназванный Федеральный закон.
Право истца на обеспечение ее жилищных прав в связи с признанием аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором им на праве собственности на основании договора купли-продажи от 29 ноября 2017 года принадлежит квартира общей площадью 26,6 кв.м. (<адрес>), путем предоставления другого жилого помещения либо его выкупа, а также выбора любого из названных способов, возникло в связи с принятием Правительством РС (Я) постановления от 27 марта 2019 года № 50 «Об утверждении республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».
Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» вступил в законную силу со дня его официального опубликования 28 декабря 2019 года. При этом данный закон не содержит положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие.
Таким образом, положения ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ к жилищным правам истца в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу применению не подлежат, поскольку его право на предоставление другого жилого помещения возникло до введения в действий данной нормы.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям положений ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 № 473-ФЗ суд находит несостоятельными.
Поэтому, исходя из всего вышеизложенного, на ответчика надлежит возложить обязанность предоставить истцу жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░. ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░