2-69\2023
03RS0030-01-2022-001301-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2023 года с.Бижбуляк
Бижбулякский межрайонный суд РБ в составе председательствующего судьи Ярмиева Т.Н., при секретаре Давлетбаевой З.М., с участием зам прокурора Бижбулякского района РБ Цынаева П.Ю., представителя ответчика Иванова Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бижбулякского района РБ (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к администрации СП Кош-Елгинский с\с МР Бижбулякский район РБ об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Бижбулякского района РБ обратился в суд иском, указывая, что проведенной на основании п. 2.6.13. решения коллегии прокуратуры Республики Башкортостан от 26.07.2022 г. «Об итогах работы прокуратуры района в 1 полугодии 2022 года и задачах по укреплению законности и правопорядка на предстоящий период» проверкой установлено, что на территории сельского поселения имеются несанкционированные свалки, состоящие из твердых бытовых отходов, полиэтиленовых пакетов, бутылок, которые расположены :
-северо-западнее восточнее с. Кош-Елга на земельном участке с географическими координатами №
- северо-восточнее с. Менеуз-Москва на земельном участке с географическими координатами №.
Следовательно, в силу ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочиями по распоряжению земельным участком, на котором выявлены места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, обладает администрация сельского поселения.
Прокурор просит обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки в вышеуказанных селах.
На судебном заседании зам прокурора Цынаев П.Ю. иск поддержал, суду привел те же доводы, что и нём, просит его удовлетворить.
Представитель ответчика Иванов Э.В. на с\з иск признал, показав суду, что выявленные нарушения будут устранены, но для этого просит предоставить времени больше 6 месяцев, так как работа трудоемкая и финансово затратная.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статья 3 названного Федерального закона предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
В силу ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
На основании п. 1 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных статьей 14 названного Закона.
Пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Факт выявленных нарушений подтверждается представленными документами.
В то же время суд считает убедительными доводы представителя ответчика в предоставлении большего времени для устранения выявленных нарушений в связи с наличием большого объема работ.
Согласно изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию сельского поселения Кош-Елгинский сельсовет муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан (ОГРН №, ИНН №, юридический адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>), в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные:
- северо-западнее восточнее с. Кош-Елга на земельном участке с географическими координатами №;
- северо-восточнее с. Менеуз-Москва на земельном участке с географическими координатами №.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Бижбулякский межрайсуд.
Судья : Ярмиев Т.Н.