Дело № 30-2-307/2023
УИД 76RS0008-01-2023-000681-15
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 11 октября 2023 года
Судья Ярославского областного суда Бисерова О.И. при секретаре Масловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Макарова Игоря Владимировича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области ФИО8 №076/04/9.21-597/2022 от 04 апреля 2023 года, представление по делу об административном правонарушении №076/04/9.21-587/2022 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 04 апреля 2023 года, решение судьи Переславского районного суда Ярославской области от 01 августа 2023 года, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя ТСН СНТ «Антоновка-3» Макарова Игоря Владимировича,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области (далее Ярославское УФАС) ФИО8 №076/04/9.21-597/2022 от 04.04.2023 председатель ТСН СНТ «Антоновка-3» Макаров И.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
04.04.2023 заместителем руководителя Ярославского УФАС ФИО11 также вынесено представление по делу об административном правонарушении № 076/04/9.21-597/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Переславского районного суда Ярославской области от 14.07.2023 постановление о назначении наказания и представление оставлены без изменения.
Макаровым И.В. на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты подана жалоба в Ярославский областной суд, в жалобе заявитель просит их отменить. Доводы жалобы сводятся к неправильному установлению фактических обстоятельств по делу, отсутствию в действиях Макарова И.В. состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник Макарова И.В. по доверенности Камышенко М.А. доводы жалобы поддержала.
В судебном заседании представитель Ярославского УФАС по доверенности ФИО4 против удовлетворения жалобы возражал. Дополнительно пояснил, что фактические обстоятельства дела подтверждают наличие в действиях Макарова И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. В Ярославское УФАС поступили жалобы ФИО9 и ФИО6, в которых указывалось на ограничение доступа к электроэнергии со стороны председателя ТСН СНТ «Антоновка-3» Макарова И.В., было возбуждено дело об административном правонарушении № 076/04/9.21-597/2022, 19.07.2022 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в отношении председателя ТСН СНТ «Антоновка-3» Макарова И.В. Дело об административном правонарушении рассмотрено 01.08.2022, вынесено постановление о назначении административного наказания. Данное постановление обжаловано в Переславский районный суд Ярославской области, по результатам рассмотрения жалобы, судьей Переславского районного суда Ярославской области постановление от 01.08.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Ярославское УФАС. После поступления дела из районного суда, 21.03.2023 в отношении Макарова И.В. был составлен новый протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, который был рассмотрен 04.04.2023.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Макаров И.В., защитник ФИО7 в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
О месте и времени судебного заседания также извещалось должностное лицо, вынесшее постановление, - ФИО13, не явилась.
Проверив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела по жалобе, дело об административном правонарушении, а также материалы дела №12-2/2023 по жалобе на постановление от 04.08.2022, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, магистральным газопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно постановлению, ФИО9 и ФИО6, являющиеся собственниками земельных участков № и №, расположенных в <адрес>, обратились с заявлениями о нарушении ТСН СНТ «Антоновка-3» Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее Правила недискриминационного доступа), указывая, что между ними и ПАО «ТНС энерго Ярославль» заключены соответствующие договоры энергоснабжения. Из представленных ПАО «ТНС энерго Ярославль» сведений следует, что председатель ТСН СНТ «Антоновка-3» ввел ограничение потребления электрической энергии в отношении собственника земельного участка № ФИО9 в связи с тем, что у данного собственника имеется задолженность за потребление электрической энергии. Данный факт подтверждается уведомлением от 04.08.2021 о введении ограничения потребления электрической энергии, направленным ФИО9 04.08.2021 и актом ограничения режима потребления электрической энергии от 05.08.2021. В силу подпункта «д» пункта 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее Основные положения от 04.05.2012 № 442), собственник объектов электросетевого хозяйства вправе вводить ограничение потребления электрической энергии только в случае бездоговорного потребления. 23.03.2022 между ФИО9 и ПАО «ТНС энерго Ярославль» заключен договор энергоснабжения. Должностное лицо Ярославского УФАС России полагает, что ТСН СНТ «Антоновка-3» неправомерно воспрепятствовало перетоку через принадлежащие ему на праве собственности объекты электросетевого хозяйства в отношении объекта ФИО9 и требует плату за возобновление электроснабжения с гарантирующим поставщиком.
Относительно законности ограничения потребления электрической энергии в отношении объекта заявителя в августе 2021 года должностное лицо исходит из положений абзаца 6 подпункта «б» пункта 2 Основных положений от 04.05.2012 № 442, пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и, с учетом того, что объект ФИО9 не относится к имуществу общего пользования ТСН СНТ «Антоновка-3», поскольку в качестве объекта выступает личное имущество заявителя, в данном случае ограничение потребления энергии вводится сетевой организацией или гарантирующим поставщиком.
ТСН СНТ «Антоновка-3» не является сетевой и энергоснабжающей организацией, в связи с чем, составление акта об ограничении потребления электрической энергии от 05.08.2021 является незаконным, противоречит требованиям абзаца 6 подпункта «б» пункта 2 Основных положений от 04.05.2012 № 442.
21.04.2022 мировым судьей судебного участка №95 г. Москвы вынесено решение о взыскании с ФИО9 задолженности по уплате электроэнергии за период с августа 2018 по август 2019 года. Должностным лицом антимонопольного органа установлено, что после ограничения потребления электрической энергии ее подача в отношении объекта ФИО9 была возобновлена со стороны ТСН СНТ «Антоновка-3». Вместе с тем, 22.05.2022 ограничение потребления энергии введено повторно, что подтверждается актом. Введенное ограничение потребления электрической энергии незаконно.
Таким образом, в нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа 05.08.2021 и 22.05.2022 ТСН СНТ «Антоновка-3» препятствовало перетоку через принадлежащие ему объекты электросетевого хозяйства электрической энергии для потребителя ФИО9 (собственник земельного участка № в <адрес>). Ответственным за данные нарушения является председатель ТСН СНТ «Антоновка-3» Макаров И.В.
С изложенными в постановлении выводами о наличии в действиях председателя ТСН СНТ «Антоновка-3» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, судья районного суда согласился.
Вместе с тем, согласно постановлению, события административного правонарушения имели место 05.08.2021 и 22.05.2022 (даты составления соответствующих актов об ограничении потребления электрической энергии). Таким образом, на момент вынесения постановления установленный статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, по событиям от 05.08.2021 истек.
Кроме того, из материалов дела видно, что 27.06.2022 специалистом-экспертом отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами Ярославского УФАС вынесено определение, согласно которому в отношении председателя ТСН СНТ «Антоновка-2» возбуждено дело № 076/04/9.21-597/2022 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении Правил недискриминационного доступа. Поводом для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении послужили факты, изложенные в заявлениях ФИО9 и ФИО6
19.07.2022 специалистом-экспертом отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами Ярославского УФАС в отношении председателя ТСН СНТ «Антоновка-3» Макарова И.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассмотрено заместителем руководителя Ярославского УФАС ФИО12 01.08.2022, вынесено постановление о назначении административного наказания.
Решением судьи Переславского районного суда Ярославской области от 31.01.2023 указанное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Ярославское УФАС.
Как следует из представленных материалов, после возвращения материалов дела в Ярославское УФАС в отношении председателя ТСН СНТ «Антоновка-3» Макарова И.В. повторно, 21.03.2023, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. При этом в протоколе от 21.03.2023 события административного правонарушения изложены иным образом, чем в протоколе от 19.07.2022, в котором указание на введение ограничения потребления электрической энергии в отношении объектов ФИО9 22.05.2022 отсутствовало.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В данном случае, в отношении председателя ТСН СНТ «Антоновка-3» Макарова И.В. в рамках одного дела об административном правонарушении составлены два протокола об административном правонарушении от 19.07.2022 и 21.03.2023, последний составлен после отмены постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение.
Вместе с тем, согласно положениям КоАП РФ пересоставление протокола об административном правонарушении возможно в случае возвращения протокола со стадии подготовки дела к рассмотрению при выявлении лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, существенных недостатков протокола, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела. В дальнейшем, при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, а также в случае отмены постановления и направления дела на новое рассмотрение, пересоставление протокола об административном правонарушении исключено.
Таким образом, при производстве по настоящему делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ, что, безусловно, влечет отмену состоявшихся по делу об административном правонарушении актов.
В настоящее время установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел истекли.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи Переславского районного суда Ярославской области подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя ТСН СНТ «Антоновка-3» прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В связи с отменой постановления о назначении наказания и прекращением производства по делу, подлежит отмене и представление по делу об административном правонарушении №076/04/9.21-587/2022 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 04.04.2023.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области ФИО8 №076/04/9.21-597/2022 от 04 апреля 2023 года, представление по делу об административном правонарушении №076/04/9.21-587/2022 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 04 апреля 2023 года, решение судьи Переславского районного суда Ярославской области от 01 августа 2023 года, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя ТСН СНТ «Антоновка-3» Макарова Игоря Владимировича, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано непосредственно во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья О.И.Бисерова