Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-123/2020 (2-1098/2019;) ~ М-1065/2019 от 26.12.2019

Дело № 2-123/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новороссийск                                                                     25 февраля 2020 года

    Ленинский районный суд города Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Котовой В.А.,

    при секретаре Мухиной Я.Н.,

    с участием: истца помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края - Шаповалова А.А.,

    представителей АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» -Пелипенко С.В., действующей на основании доверенности от 23.12.2019г., Никульниковой Е.В., действующей на основании доверенности от 11.11.2019г.,

             рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокуратура в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» о понуждении к соблюдению требований природоохранного законодательства,

установил:

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор Сушков О.В., действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» о понуждении к соблюдению требований природоохранного законодательства, с требованием Обязать АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» подготовить и направить в органы Росрыболовства в установленном законов порядке заявку о согласовании деятельности по отведению сточных вод на основании решений от 03.10.2019 г. № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07233/00, от 04.10.2019 г. № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07234/00, от 24.10.2019 г. №№ 00- 06.03.00.00-М-РСБХ-Т-2018-07302/00, 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07303/00 в акваторию Черного моря в г. Новороссийске, в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указал, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления возложенных на органы прокуратуры функций выявлен факт неисполнения АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» требований экологического законодательства при отведении сточных вод в поверхностный водный объект. Установлено, что на основании решений Кубанского бассейнового водного управления от 03.10.2019 г. № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07233/00, от 04.10.2019 г. № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07234/00, от 24.10.2019 г. № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07302/00, № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Г-2018-07303/00, АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» осуществляет сбросы сточных вод в акваторию Черного моря в г. Новороссийске, то есть в водный объект рыбохозяйственного значения.

АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» вопреки требованиям Постановления Правительства Российской Федерации № 384 от 30.04.2013 г. деятельность по отведению стоков в поверхностный водоем с органами Росрыболовства не согласована, соответствующее положительное заключение отсутствует, что подтверждается информацией Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства от 05.11.2019 г. № 15601. Таким образом, АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» должных мер по исполнению требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, направленных на обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, охрану здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, не принимают, что, в свою очередь, нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии. Кроме того, до настоящего времени, в результате отсутствия обозначенного согласования, АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» не реализовано выполнение его условий в виде осуществления компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству и выпуску в естественную среду обитания водных биоресурсов, что в существующих социально-экономических условиях, а также на фоне снижения ценных в промысловом значении рыбных запасов, требует незамедлительного устранения.

В ходе судебного разбирательства Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором Сушковым О.В. заявлено письменное ходатайство об уточнении исковых требований, в котором истец просит обязать АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» направить в Федеральное агентство по рыболовству в установленном законом порядке заявку о согласовании деятельности по отведению сточных вод на основании решений от 24.10.2018г. № № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07302\00, 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07303\00 в акваторию Цемесской бухты Черного моря в 6 месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

    В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования с учетом их уточнения, дополнительно пояснил суду, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках проведения сверки данных с контролирующими государственными органами, был направлен запрос в Кубанское бассейновое водное управление о предоставлении в пользование водного объекта «Черное море» для целей сброса сточных вод, а также об утвержденных нормативах допустимого сброса в отношении ряда водопользователей. Установлено, что водопользователем АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» получено четыре решения на сброс сточных вод в акваторию Черного моря в г.Новороссийске. Любая деятельность, оказывающая прямое или косвенное воздействие на объект рыбохозяйственного назначения – в указанном случае - акваторию Черного моря, подлежит обязательному согласованию с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. Однако данное требование водопользователем АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» проигнорировано с указанием на то, что необходимые согласования уже проведены в рамках утверждения нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты, и являются достаточными. Однако решения о предоставление водного объекта в пользование, а также нормативы сброса устанавливают лишь точки и объем сброса, но не освобождает водопользователя от необходимости согласования деятельности, оказывающей влияние на водный объект. При этом, любая деятельность, оказывающая влияние на водный объект подлежит специальной оценке степени влияния на экосистему, согласно которой в случае положительных расчетов, общество на протяжении всей своей деятельности должно выплачивать государству ежегодную компенсацию в виде искусственного воспроизводства и выпуска малька в водные объекты. Таким образом, с учетом того, что заключением Росрыболовства № 3821-МИ/У02 от 18.04.2019 г. уже описана деятельность АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» по решениям № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07233/00 от 03.10.2019 г., № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07234/00 от 04.10.2019 г., ответчику необходимо пройти согласование деятельности по сбросу сточных вод в акваторию Цемесской бухты Черного моря на основании полученных ими решений № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07302\00,№ 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т2018-07303\00 от 24.10.2018 г.

Представитель АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» - Никульникова Е.В. исковые требования не признала, пояснила суду, что в ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" среди исчерпывающего перечня видов деятельности содержится указание на осуществление иной деятельности, при которой должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Однако указанная норма, не раскрывая порядок согласования данной деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, содержит отсылку на Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 г. № 384, согласно которого юридические лица при подаче заявки о согласовании должны прилагать сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. Постановление Правительства РФ от 29.04.2013 г. № 380 при утверждении мер по сохранению водных биологических ресурсов также содержит указание на планируемую деятельность. Таким образом, из анализа указанных норм следует, что согласованию подлежит не любая деятельность юридического лица, а именно та, которая оказывает воздействие на биоресурсы и среду их обитания. При этом решения о предоставлении водного объекта в пользование, вопреки доводам истца, устанавливают не только точки и объем сброса сточных вод, но также цели, виды и условия использования водного объекта или его части, в том числе действия водопользователя по охране окружающей среды. Кроме того, согласованные и утвержденные для АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» нормативы допустимого сброса веществ соответствуют нормативам качества окружающей среды и нормативам допустимого воздействия на нее, т.е. деятельность по сбросу веществ, очищенных до предельно-допустимых концентраций не подлежит отдельному согласованию, так как не оказывает воздействие на водные биологические ресурсы. Данный факт находит свое подтверждение и в Заключении о согласовании деятельности с Росрыболовством, полученным АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» 18.04.2019 г., которым определено негативное воздействие на водные биоресурсы в результате забора морской воды для наполнения бассейнов, тогда как деятельность ПК «Шесхарис» по сбросу таким воздействием не отмечена, следовательно, согласованию в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 г. № 384 не подлежит.

Представитель АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» - Пелипенко С.В. исковые требования также не признала, являясь специалистом-экологом дополнительно пояснила суду, что очистка вод очистными сооружениями СОК «Фрегат», ПК «Шесхарис» осуществляется до такой концентрации веществ в сточных водах, которая соответствует предельно-допустимым концентрациям, предъявляемым к водоемам рыбохозяйственного значения, таким образом, с учетом полного сохранения среды обитания, негативное воздействие на водные биологические ресурсы полностью исключается.

Выслушав пояснения представителя истца, объяснения представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.

         Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 42 и 58 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

          В соответствии с ч.1,2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Судом установлено, что АО «Черномортранснефть» осуществляет в водоохраной зоне Черного моря эксплуатацию санаторно-оздоровительного комплекса «Фрегат», расположенного по адресу: г.Новороссийск, с.Абрау-Дюрсо, ур.Сухая Щель, а также ПК «Шесхарис», расположенного в г.Новороссийске район Шесхарис.

Согласно решений Кубанского бассейнового водного управления № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07302\00 от 24.10.2018г., № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07303\00 от 24.10.2018г. АО «Черномортранснефть» в пользование предоставлена часть водного объекта для целевого использования – сброса сточных вод без забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта.

Кроме того, АО «Черномортранснефть» в лице структурного подразделения СОК «Фрегат» является водопользователем на основании решений Кубанского бассейнового водного управления № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07233/00 от 03.10.2019 г., № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07234/00 от 04.10.2019 г., при этом указанная деятельность СОК «Фрегат» согласована с территориальным органом Росрыболовства с выдачей положительного заключения № 3821-МИ/У02 от 18.04.2019 г.

Приказами Кубанского бассейнового водного управления утверждены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты по СОК «Фрегат» (выпуск №1, выпуск №2), ПК «Шесхарис» (выпуск №1, выпуск №2).

Согласно пояснениям сторон, а также письма Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 15601 от 05.11.2019 г., предоставленного по запросу Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края, следует, что АО «Черномортранснефть» не была проведена процедура согласования деятельности, по отведению сточных вод в акваторию Цемесской бухты Черного моря, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, на основании решений № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07302\00 от 24.10.2018г., № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07303\00 от 24.10.2018г. (объект ПК «Шесхарис»).

Правовая позиция представителей ответчика основывается, в том числе на положениях заключения № 3821-МИ/У02 от 18.04.2019 г., с установлением акцента на том, что негативное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания производится именно в результате забора морской воды для наполнения бассейнов, а не в результате сброса сточных вод. В связи с чем, стороной ответчика по аналогии приводится вывод, что так как ПК «Шесхарис» забор морской воды не осуществляет, а сброс сточных вод, предварительно очищенных до предельно-допустимых концентраций, производится по утвержденным нормативам допустимого сброса, деятельность, подлежащая согласованию в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 г. № 384 – отсутствует.

Вместе с тем, с данным доводом ответчика суд не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть №1).

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть №2).

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Довод ответчика о том, что согласование деятельности по отведению сточных вод произошло автоматически в процессе получения решений о предоставлении водного объекта в пользование № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07302\00, № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07303\00 от 24.10.2018г. является неверным, так как хотя указанные согласования в обоих случаях происходят при обязательном участии Росрыболовства, но при этом являются самостоятельными процедурами, регламентируемыми законодательством РФ и не взаимоисключающими друг друга.

При этом согласно п.9. Постановления Правительства РФ от 30.04.2013 N 384 решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности, в том числе содержит меры по сохранению водных биологических ресурсов и среду их обитания, планируемые в соответствии с документацией; условия и ограничения, необходимые для предупреждения или снижения негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания (условия забора воды и отведения сточных вод, условия работ в водоохранной и рыбоохранной зонах, прибрежной защитной полосе водного объекта и рыбохозяйственной заповедной зоне, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории и другие условия); выводы о допустимости влияния деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания; а также замечания и рекомендации по доработке документации (в случае необходимости ее доработки в части планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среду их обитания) и оформляется в виде заключения.

По смыслу названных норм, указанное решение (заключение) является расширенным актом согласования хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду с учетом выработки мер по восстановлению окружающей среды и компенсационных мероприятий.

Данные вопросы, вопреки доводам представителей ответчика, не охватываются ни приказами Кубанского бассейнового водного управления по утверждению нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты по ПК «Шесхарис» (выпуск №1, выпуск №2), ни решениями Кубанского бассейнового водного управления о предоставлении водного объекта в пользование № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07302\00, № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07303\00 от 24.10.2018г.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком АО «Черномортранснефть» надлежащим образом не исполнены требования законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части согласования деятельности по отведению сточных вод (объект ПК «Шесхарис») с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации № 384 от 30.04.2013г.

Указанный факт представителями ответчика не оспаривается, материалами дела не опровергается.

Непринятие АО «Черномортранснефть» мер по поддержанию и восстановлению благоприятного состояния окружающей среды, влечет за собой нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состояния, в связи с чем, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования заявлены истцом обоснованно и подлежат удовлетворению.

           Согласно ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

           В силу с п.1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

          На основании вышеизложенного, суд считает необходимым взыскать с ответчика АО «Черномортранснефть» в доход государства государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Уточненные исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокуратура в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» о понуждении к соблюдению требований природоохранного законодательства - удовлетворить.

Обязать АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» направить в Федеральное агентство по рыболовству в установленном законом порядке заявку о согласовании деятельности по отведению сточных вод на основании решений № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07302\00 от 24.10.2018г., № 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2018-07303\00 от 24.10.2018г. в акваторию Цемесской бухты Черного моря в 6 месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

          Взыскать с АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» в доход государства государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ленинского

    районного суда г.Новороссийска                                         В.А.Котова

Мотивированное решение изготовлено 28.02.2020 г.

2-123/2020 (2-1098/2019;) ~ М-1065/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
АО "Черноморские магистральные нефтепроводы"
Суд
Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края
Судья
Котова Виктория Александровна
Дело на сайте суда
novorossisk-leninsky--krd.sudrf.ru
26.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2019Передача материалов судье
27.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2020Подготовка дела (собеседование)
14.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2020Судебное заседание
18.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Судебное заседание
28.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее