Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
уникальный идентификатор дела№ |
19 марта 2024 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания ЖАЛАДДИНОВОЙ А.К.,
с участием:
истца ФИО10,
представителя истца ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7, действующей в своих интересах и интересах ФИО8, к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, заключении договора социального найма жилого помещения;
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания <адрес>-1»,
у с т а н о в и л:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО8, обратилась в суд с иском в котором с учетом заявления от ДД.ММ.ГГГГ просили признать за ними право пользования квартирой № в <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма, а также возложить обязанность на Департамент капитального строительства г. Севастополя заключить договор социального найма занимаемого жилого помещения.
В обоснование иска указано, что квартира находится в пользовании семьи ФИО1 согласно ордеру № серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Севастопольского городского Совета народных депутатов. Однако, при обращении в Департамент капитального строительства г. Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма было неоднократно отказано по причине наличия самовольной перепланировки и реконструкции квартиры. Данный отказ, по мнению, истцов не является препятствием к заключению договора социального найма в отношении занимаемого ими на законных основаниях жилого помещения.
В судебном заседании истец ФИО10 и её представитель ФИО11, каждый в отдельности, доводы искового заявления поддержали, указав на законность проживания в квартире, необходимость приведения правоотношений по пользованию квартирой в соответствие с действующим жилищным законодательством.
Истцы ФИО2, ФИО3 и ФИО7 о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, согласно поступившему заявлению просили рассматривать дело в их отсутствие, доводы иска поддержали.
Департамент капитального строительства г. Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, ООО «Управляющая компания Гагаринского района-1» о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, явку представителей в суд не обеспечили, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Заслушав пояснения истца и его представителя, исследовав доводы искового заявления и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, жилые помещения, предоставленные до введения в действие на территории г. Севастополя ЖК РФ на условиях аналогичных условиям предоставления жилых помещений по договорам социального найма, подлежат включению в жилищный фонд социального использования города Севастополя.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Севастопольского городского Совета народных депутатов ФИО4 выдан ордер № серии № на занятие жилого помещения - <адрес> в <адрес>. Ордер был выдан на состав семьи из 3 (трех) человек: ФИО4, его жена ФИО1 и сын ФИО5.
ДД.ММ.ГГГГ основной наниматель ФИО4 умер (свидетельство о смерти I-КМ №).
В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают: ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын основного нанимателя), ФИО6 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внук основного нанимателя), ФИО7 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внучка основного нанимателя), ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, правнук основного нанимателя).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением №-РДН Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя (с учетом изменений, внесенных распоряжением №-РДН от ДД.ММ.ГГГГ) в Реестр собственности города Севастополя включена двухкомнатная <адрес>, общей площадью 50,00 кв.м., жилой площадью 32,10 кв.м., расположенная на первом этаже жилого <адрес> в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя объекту недвижимости присвоен кадастровый №.
После включения квартиры в Реестр собственности города Севастополя ФИО4, а после его смерти жена истец ФИО1 неоднократно в Департамент капитального строительства г. Севастополя подавались заявления о заключении договора социального найма в отношении занимаемой квартиры.
В удовлетворении заявлений было отказано по одним и тем же основаниям (п.п. 9 п. 2.9.1. Административного регламента, утвержденного приказом Департамента капитального строительства г. Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ.), а именно наличие сведений о самовольной перепланировке (реконструкции) объекта недвижимости.
Последним ответом Департамент капитального строительства г. Севастополя (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) отказал в предоставлении услуги заключения договора социального найма по тем же основаниям, что и в отказах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из ответов Департамента капитального строительства г. Севастополя право пользования семьи ФИО1 в отношении жилого помещения <адрес> в г. Севастополе не оспаривается.
В п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного когда РФ» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).
Семья ФИО1 использует квартиру для своего проживания, несет бремя расходов по содержанию имущества и оплате коммунальных услуг.
Таким образом, истцы вселены и постоянно проживают в рассматриваемом жилом помещении на законных основаниях, несут бремя содержания квартиры, осуществляют оплату коммунальных услуг, что свидетельствует о возникновении в отношении занимаемого жилого помещения правоотношений договора социального найма. Наличие самовольных действий нанимателей в отношении квартиры не может свидетельствовать об отсутствии у нее права на занятие квартиры по данному правовому основанию.
Сведений о том, что право истов на постоянное проживание в занимаемом жилом помещении было оспорено, в материалах дела не имеется. Не заявлялось соответствующих требований и при рассмотрении настоящего дела, в том числе и по предусмотренным п. 2 ч. 5 ст. 29 ЖК РФ основаниям. Каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны истцов при вселении в квартиру допущено не было.
Приведенные обстоятельства, а также подлежащие применению нормы права, свидетельствуют о добросовестном проживании истцов в занимаемом жилом помещении.
Также следует отметить, что заключение с истцами договора социального найма в рассматриваемом случае направлено на приведение сложившихся правоотношений в соответствии с действующим жилищным законодательством, поскольку квартира, в которой они проживают, уже была им предоставлена уполномоченным органом в 1986 году.
Таким образом, истцы на законных основаниях приобрели право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и требования их иска подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7, действующей в своих интересах и интересах ФИО8, о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, заключении договора социального найма жилого помещения - удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8 право пользования на условиях договора социального найма жилым помещением - квартирой № в <адрес> в <адрес>, кадастровый №.
Возложить обязанность на Департамент капитального строительства г. Севастополя заключить с ФИО1 и членами её семьи ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 договор социального найма <адрес> в <адрес>, кадастровый №.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 24.03.2024 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>