Дело N 2-790/2022
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
03 августа 2022 года
Дубненский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре Алагаевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дружининой Лидии Николаевны к ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 9" о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате социального пособия на погребение, обязании назначить социальное пособие на погребение,
УСТАНОВИЛ:
Дружинина Л.Н. обратилась в суд с иском к ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 9" о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате социального пособия на погребение, обязании назначить социальное пособие на погребение.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ погиб её сын ФИО1, который на момент смерти проживал в <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>. Все необходимые расходы по захоронению сына истец несла за свой счет, в том числе транспортировку тела из <адрес> в место захоронения сына.
02 ноября 2020 г. Дружинина Л.Н. обратилась в отдел социальной защиты населения по Пензенской области с заявлением о выплате пособия на погребение, но получила отказ в связи с пропуском шестимесячного срока обращения. О наличии пресекательного срока истец осведомлена не была. Кроме того, после смерти сына истец неоднократно находилась на амбулаторном лечении, также Дружинина Л.Н. относится к категории граждан, на которых распространялись ограничения, введенные в марте 2020 года в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Также после смерти сына истица перенесла глубокую психологическую травму, которая сопровождалась изменениями артериального давления и головными болями. 28 июля 2020 г. обращалась в больницу. По этим причинам Дружинина Л.Н. не смогла в установленный законом срок обратиться с заявлением о выплате ей социального пособия на погребение. Только 02 ноября 2020 г. ответчик смогла обратиться в соответствующие органы, которыми ей в назначении меры социальной поддержки было отказано. Поскольку шестимесячный срок пропущен истцом по уважительным причинам, Дружинина Л.Н. просит суд восстановить в судебном порядке пропущенный шестимесячный срок, установленный для назначения меры социальной поддержки и обязать ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 9", как организацию, которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности по отношению к ее умершему сыну, осуществить выплату социального пособия на погребение.
Истец Дружинина Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайства об отложении слушание дела не заявляла. С учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Представитель ответчика – ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 9 Федерального медико-биологического агентства" по доверенности Вдовина Д.Д. исковые требования не признала, пояснив, что умерший ФИО1 не являлся застрахованным по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с чем, оснований для назначения и выплаты социального пособия на погребение за счет средств ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 9" в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 года N 8-ФЗ не имеется. ФИО1 на дату смерти, а именно на ДД.ММ.ГГГГ не работал в ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 9", следовательно, организация не являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в отношении ФИО1. Перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, содержится в части 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 155-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, в указанный перечень не входят.
Представитель третьего лица – Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Ершова А.В., действующая на основании доверенности, указала, что поскольку ФИО1 работником ответчика не являлся, ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 9" не относится к юридическим лицам, обязанным к уплате страховых взносов, что следует из совокупности норм п.п. 1 п. 1 статьи 420, п.п. 2 п. 3 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с чем, считает, что организацией, за счет которой в соответствии с законом должно быть выплачено социальное пособие на погребение, является территориальное отделение социальной защиты населения по месту жительства умершего.
Представитель третьего лица- Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N9 Федерального медико-биологического агентства" (далее ФБУЗ МСЧ N9 ФМБА России) по доверенности Фомина Л.А. указала, что 17 января 2018 года ФИО1 был принят на работу в хозяйственный отдел ФБУЗ МСЧ N9 ФМБА России по трудовому договору №. ФИО1 имел страховое свидетельство государственного пенсионного страхования №. 29 ноября 2019 года трудовой договор между ФБУЗ МСЧ N9 ФМБА России и ФИО1 был расторгнут по инициативе работника, по п. 3 ч. 1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации. ФИО1 на момент смерти работал по гражданско-правовым договорам (договору подряда) в ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 9 Федерального медико-биологического агентства". Следовательно, с учетом положений Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 225-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", если на момент смерти лица, пособие на погребение которого истребуется, трудовые отношения с ним были прекращены, либо носили гражданско-правовой характер, такая организация не несет обязанности по выплате социального пособия на погребение. В связи с чем, представитель ФБУЗ МСЧ N9 ФМБА России считает, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Представитель третьего лица - Талдомского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил, в связи с чем, в соответствии с ч. 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав позицию ответчика, третьих лиц, изучив доводы иска, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Порядок исчисления и выплаты социального пособия на погребение установлен статьей 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Временным порядком, утвержденным Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22 февраля 1996 года N 16.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 8-ФЗ, в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Предельный размер пособия (без учета районных коэффициентов) с 01.02.2021 составляет 6 424,98 руб., с 01.02.2022 - 6 964,68 руб.
На основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 8-ФЗ выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:
- органом, в котором умерший получал пенсию;
- организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;
- органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности;
- территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона N 8-ФЗ установлено, что социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пособие выплачивается на основании следующих документов (п. 9 Временного порядка, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 22.02.1996 N 16):
- заявление на выплату пособия (от супруга, родственника, законного представителя или иного лица);
- справка о смерти, выданная органами ЗАГС.
Пособие перечисляется в день обращения через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию согласно тому, что указано в заявлении (ч. 4 ст. 15 Закона N 255-ФЗ).
Расходы на выплату пособия возмещает ФСС РФ. Порядок возмещения определяет страховщик по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 24 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Федеральный закон N 8-ФЗ не содержит специальной нормы о восстановлении указанного выше срока, вместе с тем это не исключает гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации права истца на судебную защиту и восстановления срока в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, является сыном истца Дружининой Л.Н. (до заключения брака Барабанова) (л.д. 10-11).
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается справкой о смерти и свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Талдомским отделом ЗАГС Главного управления ЗАГС Московской области (л.д. 7) и записью акта о смерти (л.д.7-8).
На момент смерти ФИО1 с 31 марта 2018 г. по 18 февраля 2020 г. был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>. Снят с регистрационного учета в связи со смертью.
Расходы на его погребение понесены его матерью - истцом Дружининой Л.Н.
Как следует из представленных ГБУЗ "Медико- санитарная часть № 9 Федерального медико-биологического агентства" сведений, ФИО1 в период с 17 января 2018 г. по 29 ноября 2019 г. работал в должности подсобного рабочего хозяйственной части. Трудовой договор расторгнут по инициативе работника, что подтверждается приказом № от 29 ноября 1019 года.
ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 9 Федерального медико-биологического агентства" суду представлены договоры подряда, акты приемки-сдачи работ, а также платежные ведомости за период с 20 января 2020 года по 06 февраля 2020 года, согласно которым ФИО1 работал в организации по гражданско-правовым договорам, последний из которых был оформлен 03 февраля 2020 г. на выполнение мелкого ремонта на сумму 920 рублей. При этом за период работы ФИО1 организацией производились отчисления в Фонд социального страхования (последнее отчисление произведено 12 декабря 2019 г.).
В адресованном суду ответе ФГБУЗ ЦГиЭ N 9 ФМБА России указано, что организация облагает гражданско-правовые договора взносами в Фонд социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в размере 0,2%, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 2,9%, которые перечисляет в соответствующий фонд. Последнее перечисление на ФИО1 было 12 марта 2020г. Штатным сотрудником он не являлся.
Как следует из ответов Фонда социального страхования РФ от 15 января 2021 г., ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N 30) от 19 января 2021 г. № - Дружинина Л.Н. с заявлением о назначении пособия на погребение ФИО1 не обращалась.
Согласно ответу Талдомского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 25 декабря 2020 г. выплата пособия на погребение на умершего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не производилась. Дружинина Л.Н. с заявлением за данным пособием не обращалась.
В целях реализации права на получение социального пособия на погребение 02 ноября 2020 г. Дружинина Л.Н. обратилась в отдел социальной защиты населения администрации Спасского района Пензенской области с заявлением о назначении пособия на погребение лица, не работавшего и не являвшегося пенсионером (т.е. её умершего сына ФИО1).
Решением отдела социальной защиты населения администрации Спасского района Пензенской области от 04 ноября 2020 г. N 1 истцу отказано в выплате пособия в связи с пропуском шестимесячного срока с даты смерти для обращения за указанным пособием.
Указанные обстоятельства установлены решением Спасского районного суда Пензенской области от 24 февраля 2021 года, вступившим в законную силу 06 апреля 2021 года, которым в иске Дружининой Л.Н. к Отделу социальной защиты населения администрации Спасского района Пензенской области о восстановлении срока для обращения с заявление о выплате социального пособия на погребение и обязании назначить социальное пособие на погребение отказано.
Из сведений, полученных из ГУ УПФР из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС №) по состоянию на 11 января 2021 г. следует, что ФИО1 работал в ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии № 9 Федерального медико-биологического агентства", которым перечислялись страховые взносы на страховую пенсию:
- с 24 марта по 20 декабря 2016г. (01 год 06 дней); с 17 января по 20 ноября 2017 г. (01 месяц 04 дня) с 16 января по 26 октября 2018г. (01 месяц 07 дней); с 09 апреля по 20 декабря 2019 г. (02 месяца 04 дня); с 01 января по 31 декабря 2020 г. - 1 квартал (сумма начисленных страховых взносов 735,84 руб. с суммы вознаграждения 4599,00 руб.).
В соответствии с межведомственным запросом от 08 декабря 2020 г. N 13788 произведенным Отделом социальной защиты населения администрации Спасского района из Управления Федеральной налоговой службы Пензенской области о предоставлении информации в отношении ФИО1 (СНИЛС №) ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии № 9 Федерального медико-биологического агентства" (ИНН №) являлся плательщиком страховых взносов с апреля 2019 г. по февраль 2020 г..
Таким образом, как следует из представленных ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 9 Федерального медико-биологического агентства" документов, ФИО1 работал по гражданско-правовым договорам (договорам подряда). При этом ответчиком за ФИО1 вносились взносы в Фонд социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в размере 0,2%, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 2,9%.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом N 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством (часть 5 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года).
Следовательно, если на момент смерти лица, пособие на погребение которого истребуется, трудовые отношения с ним были прекращены, либо носили гражданско-правовой характер, такая организация не несет обязанности по выплате социального пособия на погребение.
Постановлением Правительства Московской области от 26 августа 2008 г. N 728/32 утвержден Порядок предоставления социального пособия и единовременной материальной помощи на погребение, согласно пункту 1 которого, социальное пособие на погребение (далее - социальное пособие) назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) по месту жительства умершего на основании заявления лица, имеющего право на его получение (далее - заявитель), с указанием способа выплаты (перечисление на лицевой счет заявителя, открытый в кредитной организации; перечисление на счет федерального почтового отделения связи или иного хозяйствующего субъекта) и соответствующих реквизитов.
Поскольку на день смерти ФИО1 работником ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 9 Федерального медико-биологического агентства" не являлся и, как следствие, не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности ответчиком, органом, в обязанности которого входит осуществление выплаты пособия на погребение, в силу требований статьи 10 Федерального закона N 8-ФЗ является территориальное управление социальной защиты населения по месту жительства умершего ФИО1, а именно - Талдомское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, в которое истец с соответствующим заявление не обращалась.
При этом оплата ответчиком страховых взносов за ФИО1 не является основанием для признания ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 9 Федерального медико-биологического агентства" работодателем умершего лица, поскольку из совокупности норм п.п. 1 п. 1 статьи 420, п.п. 2 п. 3 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что суммы вознаграждений, начисленные в пользу физического лица по договорам гражданско-правового характера, предусматривающим выполнение работ, являются объектами обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (ОПС), а также страховыми взносами на обязательное медицинское страхование (ОМС) и не облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 9 Федерального медико-биологического агентства" не относится к юридическому лицу, обязанному к уплате страховых взносов за ФИО1.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Дружининой Л.Н. к ответчику ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 9 Федерального медико-биологического агентства" не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дружининой Лидии Николаевны к ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 9" о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате социального пособия на погребение, обязании назначить социальное пособие на погребение – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 22 августа 2022 года.
Судья