Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-22/2023 от 04.07.2023

Дело № 11- 22/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е.

14 июля 2023 г. г. Бирск.

Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Коровиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу представителя Башкортостанской таможни на определение мирового судьи судебного участка № 3 по Бирскому району и г. Бирск от 28.04.2023 года об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа,

У С Т А Н О В И Л:

Башкортостанская таможня обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскании неуплаченных таможенных платежей с Вальдриева Л.Ф. в размере 2 135 416,91 руб., пени в размере 442 149,93 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 по Бирскому району и г. Бирск от 28 апреля 2023 года отказано в принятии Башкортостанской таможни заявления о выдаче судебного приказа на основании ч.3 ст.123.4 КАС РФ по мотиву, что из заявления и представленных документов усматривается наличие спора о праве, а также, что дела приказного производства подсудны мировым судьям на сумму до 500 000 руб..

Башкортостанская таможня подала частную жалобу на указанное определение мирового судьи, в котором просит отменить определение мирового судьи, заявление направить на рассмотрение по существу. В обоснование доводов частной жалобы указано, что КАС РФ не устанавливает предел суммы взыскания обязательных таможенных платежей и санкций. Таможенные платежи являются обязательными платежами, и таможенным законодательством установлены сроки платы и соответственно санкции за их нарушения (пени).

В соответствии с ч.1 ст.315 КАС РФ частная жалоба, представление прокурора подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей.

В соответствии с ч.2 ст. 315 КАС РФ частная жалоба рассматривается без проведения судебного заседания.

Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему:

Согласно п.2 ст. 316 КАС РФ, суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.

В соответствии с п. 4 ч.2 ст.310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с ч.4 этой же статьи нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.

Разрешая вопрос о принятии к рассмотрению заявления Башкортостанской таможни о вынесении судебного приказа о взыскании с Вальдриева Л.Ф. начисленных таможенных платежей в размере 2 135 416,91 руб. и пени в размере 442 149,93 руб., мировой судья исходил из того, что из заявления и представленных документов усматривается наличие спора о праве, а также, что дела приказного производства подсудны мировым судьям на сумму до 500 000 руб.. В связи с чем, мировой судья пришел к выводу об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа согласно п.3 ч.3 ст.123.4 КАС РФ.

С такими выводами мирового судьи суд апелляционной инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

Так из содержания заявления Башкортостанской таможни о выдаче судебного приказа следует, что 14 июня 2021 г. гражданин Вальдриев Л.Ф., по таможенной декларации на транспортное средство (далее – ТДТС) временно ввез на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП «Адлер» Краснодарской таможни транспортное средство <данные изъяты> 2006 г.в., номер кузова (VIN) , регистрационные знаки Республики Абхазия . К обратному вывозу транспортное средство заявлено не было, с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) не вывезено. Ввезенное под видом транспортного средства международной перевозки (далее – ТСМП) автомобиль использовался как транспортное средство для личного использования, что повлекло для декларанта обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов.

Башкортостанской таможней 06.02.2023 вынесено Решение по результатам таможенного контроля о признании товаров незаконно перемещенными через таможенную границу ЕАЭС в соответствии с правом Евразийского экономического союза, и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а именно несоблюдение ст.56 и главы 37 ТК ЕАЭС. Решение не обжаловано.

В адрес Вальдриева Л.Ф. письмом от 08.02.2023 направлено уведомление (уточнение к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпенговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 07.02.2023. письмо получено адресатом 13.02.2023.

Сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам и подлежащая уплате в отношении транспортного средства – легкового автомобиля марки <данные изъяты> 2006 г.в., номер кузова (VIN) , регистрационные знаки Республики Абхазия составила 2 135 416,91 руб., пени в размере 442 149,93 руб.

С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс ЕАЭС, Таможенный кодекс Союза, Таможенный кодекс), регулирующий порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств.

В пункте 3 части 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС определяется, что ввоз товаров на таможенную территорию Союза - это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, до их выпуска таможенными органами.

Товары, исходя из положений статьи 104 и части 3 статьи 105 Таможенного кодекса ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 указанного Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено данным Кодексом. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

В силу пункта 25 части 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС, под незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 указанного Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

На основании пункта 2 статьи 56 Таможенного кодекса ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.

Из материалов заявления о выдаче судебного приказа следует, что в результате проведенной таможенным органом камеральной проверки в отношении гражданина Российской Федерации Вальдриева Л.Ф. по соблюдению требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов, объект таможенного контроля: транспортное средство – легковой автомобиль марки <данные изъяты> 2006 г.в., номер кузова (VIN) , регистрационные знаки Республики Абхазия , таможенным органом составлен АКТ камеральной проверки от 23.12.2022. Данным актом установлен факт незаконного перемещения через таможенную границу Евразейского экономического союза (далее – ЕАЭС) с недостоверным заявлением цели ввоза товара гражданином РФ Вальдриевым Л.Ф. легковой автомобиль <данные изъяты> по таможенной декларации на транспортное средство (далее – ТДТС) .

14.06.2021 вышеуказанное транспортное средство на таможенном посту МАПП «Адлер» Краснодарской таможни задекларировано как транспортное средство международной перевозки (далее – ТСМП) с использованием ТДТС, в которой Вальдриевым Л.Ф. в графе 11 указана цель ввоза – «для начала международной перевозки пассажиров, грузов и (или) багажа на таможенной территории», что послужило основанием для оформления временного ввоза данного транспортного средства без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и установления срока временного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до 24.06.2021 года.

В установленный таможенным органом срок легковой автомобиль «<данные изъяты>» с таможенной территории ЕАЭС не вывезен. Срок временного ввоза не продлевался, под иную таможенную процедуру ТСМП не помещалось, что подтверждается сведениями, внесенными в АС «Авто-Транспорт».

Таким образом, гр.Вальдриев Л.Ф. не вывез с таможенной территории ЕАЭС временно ввезенное им ТСМП до истечения срока, установленного в соответствии со ст.274 ТК ЕАЭС, и не поместил его под таможенную процедуру, применимую к иностранным товарам, тем самым нарушил п.3 ст.273 ТК ЕАЭС.

В ходе проверки установлено, что при декларировании Вальдриевым Л.Ф. легкового автомобиля «<данные изъяты>» как транспортного средства международной перевозки по ТДТС были предоставлены должностным лицам МАПП «Адлер» Краснодарской таможни недостоверные (недействительные) документы и сведения, свидетельствующие о его трудоустройстве на работу водителем в ООО «Тур Сочи». Также установлено, что Вальдриевым Л.Ф. фактически не осуществлялась международная перевозка грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории на вышеуказанном автомобиле. Легковой автомобиль «<данные изъяты>», ввезенный под видом ТСМП, использовался как транспортное средств для личного использования.

В связи с чем, в соответствии с п.2 ст.56, п.1 т.268 ТК ЕАЭС у Вальдриева Л.Ф. возникла обязанность уплатить ввозную таможенную пошлину, налоги, начисляемые по единым ставкам в отношении транспортного средства марки «<данные изъяты>», как у лица, незаконно переместившего товар, размер платежей составил 2 135 416,91 руб.

В соответствии со ст.ст.72, 73 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с неоплатой таможенных платежей начислена пеня.

По результатам таможенного контроля Башкортостанской таможни 06.02.2022 года вынесено решение о признании товаров незаконно перемещенными через таможенную границу ЕАЭС в соответствии с правом Евразийского экономического союза, и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а именно несоблюдение ст.56 и главы 37 ТК ЕАЭС, которое направлено в адрес Вальдриева Л.Ф., получено им 13.02.2023 года. данных об обжаловании указанного решения материалы дела не содержат.

В пункте 3 статьи 55 Таможенного кодекса ЕАЭС установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и (или) налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов Таможенного союза, направляет плательщику таможенных пошлин и (или) налогов, а также лицам, которые в соответствии с данным Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин и (или) налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин и (или) налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин и (или) налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 указанной статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов Таможенного союза в соответствии с пунктом 5 указанной статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 57 Таможенного кодекса ЕАЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин и (или) налогов в установленный срок уплачиваются пени.

Согласно пункту 1 статьи 279 Таможенного кодекса ЕАЭС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении временно ввозимых (временно ввезенных) транспортных средств международной перевозки возникает у декларанта временно ввозимого транспортного средства международной перевозки - с момента регистрации таможенным органом декларации на транспортное средство.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 8 статьи 279 Таможенного кодекса ЕАЭС (пункт 7 статьи 279 Таможенного кодекса ЕАЭС).

Общие правила взыскания таможенных платежей и иных платежей, взыскание которых возложено на таможенные органы, определены главой 12 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ).

Уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в силу пункта 1 статьи 73 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ.

Требования к уведомлению (уточнению к уведомлению) перечислены в пункте 2 статьи 73 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ.

Срок и порядок направления уведомления (уточнения к уведомлению) изложены в пунктах 15, 19, 22, 23, 25 статьи 73 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ.

Основания возникновения и прекращение обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин установлены статьей 72 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Согласно пункту 5 статьи 72 Таможенного кодекса ЕАЭС, обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает, прекращается и подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, которые установлены статьей 56 данного Кодекса для возникновения, прекращения и исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами в рамках Союза.

При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза исчисляются в соответствии с указанной главой Таможенного кодекса ЕАЭС с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами в рамках Союза.

Для исчисления специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяются ставки специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, действующие на день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

В случае если для определения таможенной стоимости товаров, а также для исчисления специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена Таможенного союза, такой пересчет производится по курсу валют, действующему на день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

В случае если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах (характере, наименовании, количестве, происхождении и (или) таможенной стоимости), база для исчисления подлежащих уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений, а классификация товаров осуществляется с учетом пункта 3 статьи 20 указанного Кодекса.

08.02.2023 года Башкортостанской таможней в адрес Вальдриева Л.Ф. направлено уведомление за о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 07.02.2023, которое получено Вальдриевым Л.Ф. 13.02.2023 года.

Из содержания определения мирового судьи об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа не ясно, по каким основаниям мировой судья пришел к выводу, что имеется спор о праве, и что спор подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Вальдриев Л.Ф. является декларантом временно ввозимого транспортного средства, в ходе оперативно розыскных мероприятий установлено, что Вальдевым Л.Ф. автомобиль использовался в личных целях.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что правовых оснований у мирового судьи для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа по мотиву отсутствия бесспорности требований Башкортостанской таможни не имелось.

Отказывая в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировой судья также указал, что дела приказного производства подсудны мировым судьям на сумму до 500 000 руб., то есть мировой судья исходил из того, что общая сумма заявленных требований кредитором (2 577 566,84 руб.) превышает установленный законом предел (500 000 руб.).

Согласно части 1 статьи 123.1 КАС РФ судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.

В своем заявлении таможенный орган ссылается на статьи 273, 274, 279 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, предусматривающий обязанность по уплате таможенных платежей, при нарушении декларантом временно ввозимого транспортного средства международной перевозки обязанности по вывозу с таможенной территории ЕАЭС временно ввезенное им ТСМП до истечения срока, установленного в соответствующей статье 274 ТК ЕАЭС.

Таким образом, заявитель обратился к мировому судье с заявлением, содержащим требование о взыскании обязательных платежей и санкций, подлежащим рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Кодекс об административном судопроизводстве Российской Федерации в отличие от Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не устанавливает предела суммы взыскания обязательных платежей и санкций.

Размер суммы, заявленной к взысканию, не является основанием для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа, поданного в рамках Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает необходимым определение мирового судьи об отказе в принятии заявления Башкортостанской таможни о вынесении судебного приказа направить мировому судье судебного участка №3 по Бирскому району и г.Бирск Республики Башкортостан на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении вопроса о принятии заявления, мировому судье необходимо принять во внимание наличие в материалах дела декларации для проверки доводов заявителя, а также сведения о вступлении решения таможенного органа в законную силу, принять решение в соответствии с нормами главы 11.1 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 315-317 КАС РФ, суд апелляционной инстанции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение мирового судьи судебного участка № 3 по Бирскому району и г. Бирск от 28.04.2023 года - отменить.

Заявление представителя Башкортостанской таможни о вынесении судебного приказа в отношении Вальдриева Л.Ф. направить мировому судье на новое рассмотрение.

    Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья:         подпись.            О.А. Коровина

Копия верна. Судья.                         О.А. Коровина

11-22/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Определение (пост.) ОТМЕНЕНО, вопрос РЕШЕН ПО СУЩЕСТВУ
Истцы
Башкортостанская таможня
Ответчики
Вальдриев Линар Фанилевич
Суд
Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Коровина О.А.
Дело на сайте суда
birsky--bkr.sudrf.ru
04.07.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
04.07.2023Передача материалов дела судье
14.07.2023Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
14.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее