№ 12-109/2021
64RS0048-01-2021-001992-50
РЕШЕНИЕ
19 августа 2021 г. г. Саратов
Судья Октябрьского районного суда г. Саратова Королева А.А.,
при секретаре Рашевском Р.С.,
с участием защитника Кузьминой Е.А.,
помощника прокурора г. Саратова Золотушкина В.А.,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Бондаренко Т.А.,
рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Концессия водоснабжения - Саратов» Журавлева С.А. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области № 064/04/9.21-322/2021 от 09 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Концессия водоснабжения - Саратов» Журавлева С.А.,
установил:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Саратовской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 064/04/9.21-322/2021 от 09 апреля 2021 г. директор
ООО «КВС» Журавлев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с данным постановлением директор ООО «КВС»
Журавлев С.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Согласно доводам жалобы указывает, что несвоевременность направления обращения Каниной Т.К. о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения объекта в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области об утверждении платы за подключение вызвано выполнением единого комплекса работ по подключению к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения наряду с другими обращениями граждан, которые поступили позднее, а поэтому расходы на их выполнение должны быть отнесены на всех обратившихся граждан пропорционально, исходя из заявок на подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения. Кроме того, утверждение тарифа на подключение также носило одновременный характер. Ссылается на то, что пропуск срока на обращение в орган государственного регулирования тарифов был незначительным и направлен на защиту баланса интересов всех заявителей – собственников подключаемых земельных участков в поселке, в целях исключения возникновения ущербного положения одних заказчиков в более экономически выгодное положение перед другими. Таким образом, антимонопольным органом не доказан факт нарушения требований п. 101 Правил № 644. Кроме того, Журавлев С.А. не является субъектом ответственности, поскольку в соответствии с приказом ООО «КВС» от
31 декабря 2020 г. руководство договорным отделом возложено на коммерческого директора ООО «КВС», который осуществляет непосредственный контроль за соблюдением порядка и сроков заключения таких договоров и несет соответствующую ответственность.
В судебном заседании защитник Кузьмина Е.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме с учетом дополнений к жалобе, просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях директора общества состава административного правонарушения. Дополнительно указала, что не оспаривает нарушение срока направления обращения граждан в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, поскольку это связано с выполнением единого комплекса работ и экономической целесообразности во избежание несения гражданами больших расходов по подключению жилых домов к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Помощник прокурора г. Саратова Золотушкин В.А. возражал относительно доводов жалобы, просил постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Бондаренко Т.А. возражал относительно доводов жалобы, просил постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор ООО «КВС» Журавлев С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановления должностного лица в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу.
Положениями ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно п. п. 1 и 5.3.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе» Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее – Правила).
В соответствии с п. 1 Правил, они регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
В соответствии с п. 86 Правил подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 г.
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, составленного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и (или) типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.
В п. 94 Правил установлено, что в случае представления сведений и документов, указанных в п. 90 Правил №, в полном объеме и наличии технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в п. 90 настоящих Правил, в полном объеме направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).
В соответствии с п. 85 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г.
№ 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен более низкий (высокий) уровень нагрузки или больший (меньший) диаметр трубопровода (по сравнению с указанным в настоящем пункте предельным уровнем нагрузки (диаметром трубопровода), при котором плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.
Согласно постановлению Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2013 г. № 46/28 «О плате за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения» в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 0,24м3 в сутки, размер платы за подключение устанавливается Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе, расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В ходе рассмотрения жалобы судьей установлено, что приказом ООО «КВС» № 1065 от 22 ноября 2019 г. Журавлев С.А. назначен на должность директора общества на основании трудового договора от 22 ноября 2019 г. № 382, протокола
№ 32 внеочередного Общего собрания участников ООО «КВС».
На основании трудового договора и Устава ООО «КВС» директор
Журавлев С.А. осуществляет руководство деятельностью общества.
Согласно п. 13.1 Устава директор общества является единоличным исполнительным органом общества.
Как следует из материалов дела, 28 декабря 2020 г. в ООО «КВС» поступило обращение (заявка) Каниной Т.К. № вх-37758-20/КВС о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, пос. Зональный, б/н в Волжском районе (район коттеджного поселка «Сосновый парк»).
В соответствии с требованиями Правил № 644, ООО «КВС» обязано в течение 30 календарных дней направить в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области документы для установления индивидуальной платы за подключение, тогда как указанные документы были направлены в комитет только
04 февраля 2021 г., то есть с нарушением установленного срока, что подтверждается письмом (исх. № 2754-21/КВС) в адрес комитета государственного регулирования тарифов, подписанное директором ООО «КВС» Журавлевым С.А.
Нарушение сроков при рассмотрении ООО «КВС» заявки Каниной Т.К. на заключение договора подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения послужило основанием для составления в отношении должностного лица директора ООО «КВС» Журавлева С.А. 18 марта 2021 г. постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ и вынесения оспариваемого постановления.
Как указано в ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 настоящего Кодекса, то есть аналогичные сведения как для протокола об административном правонарушении.
Судья полагает, что постановление о возбуждении производства об административном правонарушении составлено согласно положениям ст. 28.2 КоАП РФ и отвечает требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.
На основании представленных материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в отношении директора ООО «КВС» Журавлева С.А. должностным лицом вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении
№ 064/04/9.21-322/2021 от 09 апреля 2021 г.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Ставить под сомнение достоверность доказательств, имеющихся в административном материале, у судьи не имеется, поскольку они получены с соблюдением требований КоАП РФ.
Таким образом, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области пришел к обоснованному выводу о совершении директором ООО «КВС» Журавлевым С.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Оснований для переоценки данных доказательств не нахожу.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что несвоевременное направление заявки Каниной Т.К. о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения объекта в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области об утверждении платы за подключение было вызвано в целях выполнения единого комплекса работ по подключению к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, а также в целях экономической целесообразности, не может являться основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку Правилами холодного водоснабжения и водоотведения,
утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 определен конкретный срок рассмотрения заявки, в течение которого необходимо заключить договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение) или обратиться в уполномоченный орган исполнительный власти об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
Каких-либо иных сроков или исключений из общих сроков рассмотрения заявок и совершения по ним определенных действий, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 не предусмотрено, других нормативно-правовых актов, касаемых данных вопросов, также не имеется.
Таким образом, нарушение п. 101 Правил директором общества является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Журавлев С.А. не является субъектом вменяемого административного правонарушения, отклоняется судьей как необоснованный.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях, и иных организаций (согласно примечанию к указанной статье).
Вопреки данному утверждению Журавлев С.А. является директором
ООО «КВС» и по смыслу ст. 2.4 КоАП РФ должностным лицом, который на основании на п. 4.5.1 трудового договора от 22 ноября 2019 г. № 382 осуществляет, в том числе контроль за деятельностью подчиненных и исполняет иные функции, необходимые для обеспечения цели деятельности общества и его нормальной работы в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставом общества.
Принимая обжалуемое постановление, должностное лицо административного органа пришло к выводам о том, что подписав и направив документы в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области с нарушением сроков, директор ООО «КВС» нарушил требования Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644, так как своевременно не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению указанных правил.
Доказательства того, что направление с нарушением сроков заявки
Каниной Т.К. в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области вызвано обстоятельствами, не зависящими от директора, материалы дела не содержат.
Таким образом, директор ООО «КВС» Журавлев С.А. правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
По вышеуказанным основаниям также отклоняется довод о том, что ответственным лицом в данном случае является коммерческий директор ООО «КВС», наделенный должностной инструкцией осуществлять контроль за данной работой.
Довод жалобы о возможности признания данного административного правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу, судья не усматривает.
Как разъяснено в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от
24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений КоАП РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Учитывая вышеизложенные разъяснения закона и установленные по делу обстоятельства, судья не усматривает оснований для признания данного правонарушения малозначительным.
Ссылки защитника на то, что 02 июля 2021 г. в Волжский районный суд
г. Саратова подано административное исковое заявление о признании незаконным бездействие администрации МО «Город Саратов» по не рассмотрению представления прокуратуры г. Саратова № 57-2021 от 29 апреля 2021 г. и обязании Правительства Саратовской области, администрации МО «Город Саратов» осуществить организацию комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков, в том числе земельного участка, принадлежащего Каниной Т.К. системой коммунальной инфраструктуры в сфере газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и транспортной инфраструктуры в течение 2-х лет со дня вступления решения суда в законную силу, рассматриваемые как новые обстоятельства при разрешении вопроса об освобождении от административной отвесттвенности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, не имеет какого-либо правового значения для решения вопроса о привлечении к административной ответственности директора Журавлева С.А.
Несогласие заявителя и его защитника с выводами должностного лица и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления не является.
Иных доводов и объективных доказательств, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления, не представлено.
Административное наказание директору Журавлеву С.А. назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренной санкцией вышеназванной статьи, является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Существенных нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену или изменение постановления должностного лица, не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не усматривается.
На основании изложенного, и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области № 064/04/9.21-322/2021 от 09 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Концессия водоснабжения - Саратов» Журавлева С.А. оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Концессия водоснабжения - Саратов» Журавлева С.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья А.А. Королева