УИД 38MS0101-01-2022-001648-80
дело №12-312/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Усть-Илимск 15 июля 2022 года
ул. Братская, 55, каб. 104
Судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области Яковенко Екатерина Анатольевна, с участием защитника ООО «Сервис-Дом» Пономаревой И.С.,
рассмотрев жалобу директора ООО «Сервис-Дом» Ряховской О.В. на постановление мирового судьи Габитовой Г.Г., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №102 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области, от 30 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Сервис-Дом»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи от 30 марта 2022 года юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Сервис-Дом» (далее ООО «Сервис-Дом») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Сервис-Дом» Ряховская О.В. обратилась в Усть-Илимский городской суд Иркутской области с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указывает, что нарушение лицензионных требований в части начисления платы за коммунальные ресурсы, ГВС, ХВС потребителям при использовании и содержании общедомового имущества по МКД, не отражения в платежных документах необходимой информации, предусмотренной действующим законодательством, не относится к грубым нарушениям лицензионных требований. Законность перерасчета расходов на оплату коммунальных ресурсов при использовании и содержании общего имущества подтверждается актом проверки Службы государственного и жилищного надзора от 04.06.2018 и решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 06.06.2019. Считает, что совершенное ООО «Сервис-Дом» деяние надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Обращает внимание, что обществом исполнены требования повторно выданного предписания до истечения его срока и в сведениях о проверках субъектов предпринимательства нарушений по данной проверке не выявлено. Общество является субъектом малого предпринимательства. Назначенный мировым судьей штраф ликвидирует общество.
При рассмотрении жалобы защитник ООО «Сервис-Дом» Пономарева И.С. доводы жалобы поддержала в полном объеме, пояснила, что допущенные обществом нарушения не относятся к грубым нарушениям лицензионных требований, виновность общества не доказана. Факт неисполнения предписания Службы жилищного и строительного надзора признала, однако указала, что обществом предприняты все зависящие от него меры, а именно досрочно исполнено повторное предписание Службы, выданное по истечении срока первичного предписания. С размером штрафа не согласна, поскольку его взыскание существенно отразится на деятельности организации.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав защитника, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
В соответствии с частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности на основании части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемом постановлении выводы о неисполнении ООО «Сервис-Дом», являющимся управляющей компанией многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: г. Усть-Илимск, ул. Молодежная, д. 10, в установленный срок законного предписания от 5 июля 2021 № 708/21, вынесенного службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области. Согласно названному документу обществу в срок до 11 января 2022 года надлежало произвести перерасчет платы за КР ГВ, ХВ СОИ в сторону уменьшения по МКД № 10, а именно пункт 1: исключить начисленные перерасчеты платы за КР ГВ СОИ в июле 2018 года, в июле 2019 года, в сентябре 2019 года, в октябре 2019 года, в декабре 2019 года, за КР ХВ СОИ в июле 2018 года, в июле 2019 года, в период с сентября 2019 года по май 2020 года, в августе 2020 года, в период с сентября 2020 года по ноябрь 2020 года, в период с января 2021 года по май 2021 года. Предоставить в Службу документы, подтверждающие исполнение предписания, а именно платежный документ по жилому помещению № 523 МКД № 10 и реестр лицевых счетов по МКД № 10 с выполненным перерасчетом; пункт 2: выполнить перерасчет платы за КР ГВ, ХВ СОИ за период с 01.01.2018 по 31.05.2021 исходя из площади жилых и нежилых помещений МКД № 10 - 3655,56 м2, согласно информации, размещенной в ГИС ЖКХ, и площади мест общего пользования -871,8 м2 согласно техническому паспорту МКД № 10. С 01.06.2021 производить начисление платы за КР ГВ, ХВ СОИ по МКД № 10 исходя из площади жилых и нежилых помещений МКД № 10 - 3655,56 м2, согласно информации, размещенной в ГИС ЖКХ, и площади мест общего пользования - 871,8 м2 согласно техническому паспорту МКД № 10. Предоставить в службу документы, подтверждающие исполнение предписания по МКД № 10, а именно реестр лицевых счетов МКД № 10 и платежный документ по жилому помещению № 523 МКД № 10 с выполненным перерасчетом платы за КР ГВ, ХВ СОИ: пункт 3: привести платежные документы МКД № 10 в соответствии с подпунктом «е» пункта 69 Правил № 354, а именно указать - общий объем каждого вида коммунальных ресурсов, потребленных при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома. Предоставить в Службу подтверждающие документы, а именно платежный документ по жилому помещению № 523 по МКД № 10, содержащий информацию в соответствии с пунктом 69 Правил № 354.
Согласно акту проверки № 4/22 от 3 февраля 2022 года установлено, что ООО «Сервис-Дом» не направило в службу документы, подтверждающие исполнение предписания об устранении нарушений обязательных требований от 05 июля 2021 № 708/21, таким образом, предписание не исполнено в срок до 11 января 2022 года.
Указанные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности по данному делу, подтверждаются собранными доказательствами, в числе которых указанное выше предписание органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор (л.д. 37-38), распоряжение от 14 января 2022 года № 4-ср-п о проведении внеплановой выездной проверки исполнения обществом предписания от 05 июля 2021 № 708/21 (л.д. 33-34), акт проверки № 4/22 от 3 февраля 2022 года (л.д. 23-31), распоряжение от 03 июня 2021 года № 708-ср-п о проведении внеплановой документарной проверки информации, содержащейся в обращении от 09 апреля 2021 года вх. № 04-86-3507/21 о фактах нарушения лицензионных требований (л.д. 46-48,49-54), акт проверки № 708/21 от 5 июля 2021 года (л.д. 39-45), протокол об административном правонарушении (л.д. 4-15), а также иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
В установленный срок обществом указанное предписание от 05 июля 2021 № 708/21 не исполнено, надлежащее исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом и отражение необходимой информации в платежных документах, предусмотренной действующим законодательством, не обеспечено.
Факт невыполнения предписания от 05 июля 2021 № 708/21 в установленный срок послужил основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ООО «Сервис-Дом» квалифицированы по части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и подлежащих применению правовых актов в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Как следует из материалов дела, ООО «Сервис-Дом» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 20 апреля 2015 года № 00051 (л.д. 188). По договору управления многоквартирным домом является управляющей организацией, оказывающей услуги по содержанию многоквартирного жилого дома № 10 по ул. Молодежная г. Усть-Илимска Иркутской области.
Копия предписания № 708/21 обществом получена посредством почтовой связи 27 октября 2021 года (л.д. 35,36). Предписание об устранении выявленных нарушений вынесено уполномоченным должностным лицом, основано на установленных обстоятельствах и соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Выданное предписание мотивированно, реально исполнимо и содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения, содержит подробное описание самих нарушений требований жилищного законодательства. Срок устранения нарушений установлен должностным лицом с учетом характера выявленных нарушений. Кроме этого, в установленном порядке предписание не признано незаконным и обязательно к исполнению.
О проведении внеплановой документарной проверки исполнения предписания от 05 июля 2021 № 708/21 общество было извещено путем направления соответствующего распоряжения, полученного обществом по почте 26 января 2022 года (л.д. 32). Данное письмо подтверждает тот факт, что общество располагало информацией о запланированной в период с 18 января по 14 февраля 2022 года внеплановой документарной проверке исполнения предписания от 05 июля 2021 № 708/21.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Общество имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы доказательств фактически принятых мер к исполнению предписания от 05 июля 2021 № 708/21 обществом не представлено, о его неисполнимости не заявлено, ходатайств продления срока исполнения предписания не заявлялось.
Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ООО «Сервис-Дом» выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено.
Указание заявителя жалобы на то, что обществом исполнено повторное предписание № 4/22 от 03 февраля 2022 года со сроком исполнения до 25 апреля 2022 года не исключает виновность ООО «Сервис-Дом» в совершении вмененного административного правонарушения. Состав ст. 19.5 КоАП РФ является формальным и, в данном случае, объективная сторона заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта невыполнения требований предписания.
В силу части 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований.
Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года №1110, установлен порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией.
Подпунктом «б» пункта 3 названного Положения предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются требования в том числе, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, указанные требования являются лицензионными, их соблюдение является обязанностью управляющих организаций при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Оснований для переквалификации действий ООО «Сервис-Дом» с ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ на ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, не имеется, поскольку Общество не выполнило в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, указанных в Положении о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное специальной нормой, устанавливающей административную ответственность за нарушение в сфере лицензионного законодательства, тогда как ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и оснований для его отмены не имеется.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Сервис-Дом» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
При этом мировой судья, с учетом имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения, обоснованно не усмотрел оснований для снижения размера назначенного штрафа в соответствии с требованиями ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ. Данный вывод является обоснованным, решение мирового судьи в этой части надлежаще мотивировано.
Применение положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ зависит от обстоятельств дела и представленных доказательств, подтверждающих наличие оснований для снижения штрафа ниже низшего предела. В рассматриваемом случае юридическим лицом документально не подтверждено тяжелое материальное положение. Не представлено таких доказательств и суд апелляционной инстанции.
Также в деле отсутствуют доказательства того, что назначенное наказание может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного ООО «Сервис-Дом» правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, поскольку совершенное управляющей компанией правонарушение посягает на отношения, объектом которых является установленный порядок управления, свидетельствует об игнорировании обществом требований лицензионного законодательства, а также свидетельствует о грубом нарушении прав жильцов многоквартирного дома, суд апелляционной инстанции также не находит оснований для снижения размера штрафа.
С выводами мирового судьи о назначении вида и размера наказания суд соглашается. Оснований для изменения назначенного обществу наказания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №102 ░. ░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ 30 ░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 24 ░░░░░░ 19.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 30.12-30.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░