дело № 2-6746/2023
23RS0040-01-2023-006318-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2023 года город Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Кожевникова В.В.,
при секретаре Крапивиной Ю.В.,
с участием помощника прокурора ЦАО г. Краснодара ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Анапской межрайонной прокуратуры, в интересах Макаровой А. С., действующей в интересах несовершеннолетней Шестаковой А. В., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Анапской межрайонной прокуратуры, действующий в интересах ребенка-инвалида Шестаковой А.В., обратился в суд к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю с иском о признании незаконным бездействия по выплате полной компенсации законному представителю несовершеннолетней Шестаковой А.В. за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации; обязании выплатить сумму компенсации в размере 23 138,55 рублей.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка доводов обращения Макаровой А.С., в интересах Шестаковой А.В., о нарушении прав инвалидов в Краснодарском крае, в ходе которой установлено следующее.На основании решения от 16.04.2019 Бюро № 17 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России несовершеннолетней Шестаковой А.В. установлена категория инвалидности «ребенок-инвалид» до 31.05.2036. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида от 09.08.2022 № 278.17.23/2022, выданной Бюро № 17 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России, Шестаковой А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., рекомендованы технические средства реабилитациии услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, а именно: опора для ползания для детей - инвалидов в количестве 1 шт., опора для сидения для детей - инвалидов в количестве 1 шт., опора для лежания детей - инвалидов в количестве 1 шт., ходунки с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела в количестве 1 шт., кресло - коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией головы и тела, в том числе для больных ДЦП комнатная в количестве 1 шт., кресло - коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП прогулочная в количестве 1 шт., корсет функционально - корригирующий в количестве 1 шт., аппарат на голеностопный сустав в количестве 2 шт., аппарат на коленный сустав в количестве 2 шт., аппарат на тазобедренный сустав в количестве 2 шт., аппарат на всю ногу в количестве 2 шт., аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) в количестве 1 шт., тутор на лучезапястный сустав в количестве 2 шт., тутор на локтевой сустав в количестве 2 шт., тутор на всю руку в количестве 2 шт., тутор на голеностопный сустав в количестве 2 шт., тутор на коленный сустав в количестве 2 шт., тутор на всю ногу в количестве 2 шт., ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки (1 пара), обувь сложная на утепленной подкладке (1 пара), ортопедическая обувь сложная на аппарат на утепленной подкладке (1 пара), противопролежневый матрац гелевый в количестве 1 шт., противопролежневая подушка гелевая в количестве 1 шт., подгузники для детей весом до 20 кг. (4 шт. в сутки), кресло - стул с санитарным оснащением с дополнительной фиксацией головы и тела, в том числе для больных ДЦП в количестве 1 шт.
По результатам проведенной проверки Анапской межрайонной прокуратуры установлено, что 05.06.2023г. законный представитель несовершеннолетнего обратился в Отделение фонда с заявлением и необходимыми документами для получения выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия согласно индивидуальной программе реабилитации, а именно: ортопедическая обувь сложная на аппарат без утепленной подкладки в количестве 1 шт. на сумму 7150 руб., ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке в количестве 1 шт. на сумму 7 575, 75 руб., ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке в количестве 1 шт. на сумму 7 850 руб., подгузники для детей весом до 20 кг в количестве 42 шт. на сумму 562,8 руб.
Однако, уполномоченными органом выплата компенсации за самостоятельно-приобретенные ср детва реабилитации несовершеннолетней Шестаковой А.В. по состоянию на 15.08.2023г. не произведена. Затраты составила 23 138,55 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора ЦАО г. Краснодара ФИО4, действующая по поручению прокурора Анапской межрайонной прокуратуры, заявила ходатайство об отказе в части требований об обязании ответчика выплатить компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, на удовлетворении требований иска в остальной части, настаивала.
Представитель ответчика ОСФР по КК – ФИО5, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении требований отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение участников процесса, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (вступил в силу с 01.01.2013); предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе, предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.
На основании статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" отдельные категории граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, дети-инвалиды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно п. п. "а" п. 3 Правил обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Нормативными актами предусмотрен и альтернативный порядок обеспечения инвалида государственной поддержкой для приобретения средства реабилитации, в случае если средство не может быть предоставлено или инвалид приобрел его самостоятельно.
В судебном заседании установлено, что Шестакова А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, на основании решения от 16.04.2019г. Бюро № 17 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида от 09.08.2022 № 278.17.23/2022, выданной Бюро № 17 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России, Шестаковой А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., рекомендованы технические средства реабилитациии услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, а именно: опора для ползания для детей - инвалидов в количестве 1 шт., опора для сидения для детей - инвалидов в количестве 1 шт., опора для лежания детей - инвалидов в количестве 1 шт., ходунки с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела в количестве 1 шт., кресло - коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией головы и тела, в том числе для больных ДЦП комнатная в количестве 1 шт., кресло - коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП прогулочная в количестве 1 шт., корсет функционально - корригирующий в количестве 1 шт., аппарат на голеностопный сустав в количестве 2 шт., аппарат на коленный сустав в количестве 2 шт., аппарат на тазобедренный сустав в количестве 2 шт., аппарат на всю ногу в количестве 2 шт., аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) в количестве 1 шт., тутор на лучезапястный сустав в количестве 2 шт., тутор на локтевой сустав в количестве 2 шт., тутор на всю руку в количестве 2 шт., тутор на голеностопный сустав в количестве 2 шт., тутор на коленный сустав в количестве 2 шт., тутор на всю ногу в количестве 2 шт., ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки (1 пара), обувь сложная на утепленной подкладке (1 пара), ортопедическая обувь сложная на аппарат на утепленной подкладке (1 пара), противопролежневый матрац гелевый в количестве 1 шт., противопролежневая подушка гелевая в количестве 1 шт., подгузники для детей весом до 20 кг. (4 шт. в сутки), кресло - стул с санитарным оснащением с дополнительной фиксацией головы и тела, в том числе для больных ДЦП в количестве 1 шт.
Прокуратурой Анапской межрайонной прокуратуры проведена проверка соблюдения прав детей-инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, по обращению Макаровой А.С., в интересах Шестаковой А.В.
По результатам проведенной проверки Анапской межрайонной прокуратуры установлено, что 05.06.2023г. законный представитель несовершеннолетнего обратился в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю с заявлением и необходимыми документами для получения выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия согласно индивидуальной программе реабилитации, а именно: ортопедическая обувь сложная на аппарат без утепленной подкладки в количестве 1 шт. на сумму 7 150 руб., ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке в количестве 1 шт. на сумму 7 575,75 руб., ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке в количестве 1 шт. на сумму 7 850 руб., подгузники для детей весом до 20 кг в количестве 42 шт. на сумму 562,80 руб.
В свою очередь, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации производится за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида в разбивке по видам TCP, указанным в графе 3 Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, утвержденного приказом Минтруда России от 13.02.2018 № 86н. Иные средства реабилитации, в том числе с дополнительными функциями, указаны в графе 4 Классификации и могут быть самостоятельно приобретены инвалидами с возможностью последующей компенсации по стоимости TCP в базовой комплектации (при наличии соответствующих рекомендаций в ИПРА).
Согласно расчету, подтвержденному материалами дела, Макаровой А.С., в интересах Шестаковой А.В., были затрачены денежные средства на ТСР в размере 23 138,55 рублей.
Суд учитывает заявленный отказ в части требований об обязании выплаты компенсации за самострельное приобретение технических средств реабилитации, в связи с чем требования в этой части подлежащими прекращению.
Вместе с тем, оснований для отказа признания незаконным бездействия ответчика по выплате компенсации за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации не имеется, поскольку отсутствие бюджетного финансирование не может являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований прокурора.
Кроме того, суд учитывает, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации, и его право на получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, не оспаривается.
Из приведенных нормативных положений законодательства, в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, о том, что заявленные требования являются обоснованными, и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Анапской межрайонной прокуратуры, в интересах Макаровой А. С., действующей в интересах несовершеннолетней Шестаковой А. В., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации - удовлетворить.
Признать незаконными бездействия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю по выплате полной компенсации законному представителю несовершеннолетней Шестаковой А.В. – Макаровой А.С., за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Кожевников
Мотивированное решение суда изготовлено 17.10.2023г.