Дело № 2-1114/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
2 мая 2023 года
Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Голованя Р.М.,
при секретаре Галяутдиновой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области к Александрову А В, третье лицо - Александрова Т А, об обязании провести работы по сохранению объекта культурного наследия,
руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области удовлетворить.
Обязать Александрова А В (<данные изъяты>) произвести в течение 30 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом братьев И. и Г. Дерткезовых», состоящего на государственной охране в соответствии с постановлением главы Администрации Ростовской области от 09.10.1998 года № 411 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес> и мерах по их охране», расположенного по адресу: <адрес> (реставрации декоративных вставок цветочно-растительного орнамента и в виде льва, расположены под окнами второго этажа западной раскреповки главного северного фасада, которые окрашены фасадными составами, (новодел) в первоначальный вид, а также выполнить реставрацию с приспособлением для современного использования, принадлежащего Александрову А В жилого помещения с кадастровым номером №‚ расположенного по адресу: <адрес>‚ <адрес>, находящегося в объекте культурного наследия) в соответствии с согласованной с Комитетом проектной документацией в порядке статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», которая включает в себя:
- получение Александровым А В задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- разработку научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), на основании заключенного гражданско-правового договора между Александровым А.В. и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- получение положительного заключения историко-культурной экспертизы;
- согласование Александровым А В либо юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) научно-проектной документации в Комитете по охране объектов культурного наследия Ростовской области;
- получение разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Комитете по охране объектов культурного наследия Ростовской области, в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором между Александровым А.В. и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- предоставление в Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области на утверждение отчетной документации о выполненных работах по сохранению объекта культурного наследия;
- организацию приемки Александровым А.В. работ на объекте культурного наследия с целью выдачи Комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области соответствующего акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Головань Р.М.
Дело № 2-1114/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 мая 2023 года
Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Голованя Р.М.,
при секретаре Галяутдиновой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области к Александрову А В, третье лицо - Александрова Т А, об обязании провести работы по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
30.01.2023 в Кировский районный суд города Ростова-на-Дону по подсудности поступило вышеуказанное гражданское дело с иском Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области, в котором указано, что 27 ноября 2019 года комитетом проведена внеплановая выездная проверка в отношении Александровой Т.А., собственника помещения <адрес> (государственная регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ №), расположенной на втором этаже объекта культурного наследия.
При визуальном осмотре зафиксировано, что на главном (северном) фасаде объекта культурного наследия: в уровне второго этажа (под оконными проемами <адрес>) лепные декоративные элементы не соответствуют по цветовой гамме общему цветовому решению фасада и отличаются по окраске от остальных декоративных элементов фасада; сколы отдельных кирпичей нижней части французских балконов двух оконных проемов и утрата нижней части французского балкона одного проема помещений <адрес>, также в помещениях <адрес> складированы строительные материалы; выполнена замена оконных заполнений, выходящих на дворовой фасад, на металлопластиковые; выполнена замена одного оконного заполнения на главном фасаде, предположительно на деревянный; частично выполнено усиление перекрытия; частично выполнен демонтаж покрытия полов и стен; частично выполнен демонтаж перегородок помещений; частично выполнен монтаж новых перегородок из гипсокартоновых листов (ГКН).
При проведении внеплановой выездной проверки установлено, что разрешительная документация, предусмотренная ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), Александровой Т.А. в комитет не представлена.
По имеющимся в Комитете данным заданий и письменных разрешений на проведение указанных выше работ в объекте культурного наследия комитетом не выдавалось, проектная документация на проведение работ по ремонту фасадов не согласовывалась, чем нарушены требования ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ.
В связи с чем в отношении Александровой Т.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и в последствии постановлением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ Александрова Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и ей назначено наказание в размере 15 000 рублей.
Кроме того, Александровой Т.А. было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № «об устранении выявленных нарушений законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» (далее - предписание №), согласно которому Александровой Т.В. предписано разработать силами организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и представить на согласование в Комитет проектную документацию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии со ст.ст. 45, 47.3, 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ в срок до ДД.ММ.ГГГГ; выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с согласованной с Комитетом проектной документацией, указанной в пункте 1 настоящего предписания, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением предписания № в срок до ДД.ММ.ГГГГ комитетом на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-Н организована внеплановая, документарная проверка исполнения п. 2 предписания № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой установлено, что при проведении анализа документов, находящихся в распоряжении комитета, подтверждающей документации о выполнении п. 2 предписания № не представлялось, то есть Александрова Т.А. не выполнила требования п. 2 предписания №, в этой связи составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, которым выявлен факт невыполнения п. 2 предписания №, а также выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № «об устранении выявленных нарушений законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» (далее - предписание №), согласно которому было предписано на основании задания, разрешения и согласованной комитетом проектной документации выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в отношении Александровой Т.А., за неисполнение п. 2 предписания № был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № по ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и постановлением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 01.07.2021 № Александрова Т.А. признана виновной в совершении вышеуказанного административного правонарушения и ей назначено наказание в виде 2000 руб. административного штрафа.
При проведении анализа документов установлено, что в Комитет не представлена подтверждающая документации о выполнении предписания №, то есть Александрова Т.А. не выполнила требования предписания.
До настоящего времени Александрова Т.А. не исполнила предписание №, поскольку заданий и письменных разрешений на проведение указанных выше работ в объекте культурного наследия комитетом не выдавалось, проектная документация на проведение работ по ремонту фасадов не согласовывалась, чем нарушены требования ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ.
Согласно выписке из ЕГРН с ДД.ММ.ГГГГ собственником спорного жилого помещения по адресу: <адрес> (кадастровый №), являющегося объектом культурного наследия, является А А.В.
На основании изложенного, истец с учетом уточнений просит суд обязать ответчика произвести в течение 30 (тридцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом братьев И. и Г. Дерткезовых», состоящего на государственной охране в соответствии с постановлением главы Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры г. Ростова-на-Дону и мерах по их охране», расположенного по адресу: <адрес> (реставрации декоративных вставок цветочно-растительного орнамента и в виде льва, расположены под окнами второго этажа западной раскреповки главного северного фасада, которые окрашены фасадными составами, (новодел) в первоначальный вид, а также выполнить реставрацию с приспособлением для современного использования, принадлежащего Александрову А В жилого помещения с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в объекте культурного наследия) в соответствии с согласованной с комитетом проектной документацией в порядке ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который включают в себя:
- получение Александровым А В задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- разработку научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), на основании заключенного гражданско-правового договора между Александровым А.В. и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- получение положительного заключение историко-культурной экспертизы; согласование Александровым А В либо юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) научно-проектной документации в комитете по охране объектов культурного наследия Ростовской области;
- получение разрешения на проведение работ по сохранению объектов
культурного наследия юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в комитете по охране объектов культурного наследия Ростовской области, в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором между Александровым А.В. и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- предоставление в комитет по охране объектов культурного наследия
Ростовской области на утверждение отчетной документации о выполненных работах по сохранению объекта культурного наследия;
- организацию приемки Александровым А.В. работ на объекте культурного наследия с целью выдачи комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области соответствующего акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
В судебном заседании присутствовали:
- представитель истца Бабаева А.И. исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме с учетом уточнений;
- ответчик А А.В. иск не признал, просил снять обременения и ограничения с объекта недвижимости.
Дело рассмотрено в отсутствие других лиц, участвующих в деле (ст.ст. 117, 167 ГПК РФ).
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном порядке и подтверждается материалами дела, постановлением Комитета от 30.07.2018 № 20/01-01/183 утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом братьев И. и Г. Дерткезовых, 1910-е гг.», расположенного по адресу: <адрес> Постановление опубликовано официально на сайте «pravo.donland.ru» 02.08.2018.
Постановлением Комитета от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден предмет охраны указанного объекта культурного наследия. Постановление опубликовано официально на сайте «pravo.donland.ru» 14.05.2020.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом проведена внеплановая выездная проверка в отношении Александровой Т.А. как собственника жилого помещения по адресу: <адрес> (государственная регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ №), расположенной на втором этаже объекта культурного наследия.
При визуальном осмотре зафиксировано, что на главном (северном) фасаде объекта культурного наследия: в уровне второго этажа (под оконными проемами <адрес>) лепные декоративные элементы не соответствуют по цветовой гамме общему цветовому решению фасада и отличаются по окраске от остальных декоративных элементов фасада; сколы отдельных кирпичей нижней части французских балконов двух оконных проемов и утрата нижней части французского балкона одного проема помещений <адрес>, также в помещениях <адрес> складированы строительные материалы; выполнена замена оконных заполнений, выходящих на дворовой фасад, на металлопластиковые; выполнена замена одного оконного заполнения на главном фасаде, предположительно на деревянный; частично выполнено усиление перекрытия; частично выполнен демонтаж покрытия полов и стен; частично выполнен демонтаж перегородок помещений; частично выполнен монтаж новых перегородок из ГКЛ.
При проведении внеплановой выездной проверки установлено, что разрешительная документация, предусмотренная ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), Александровой Т.А. в комитет не представлена. Заданий и письменных разрешений на проведение указанных выше работ в объекте культурного наследия Комитетом не выдавалось, проектная документация на проведение работ по ремонту фасадов не согласовывалась, чем нарушены требования ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ.
В связи с чем в отношении Александровой Т.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и в последствии постановлением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Александрова Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и ей назначено наказание в размере 15 000 рублей.
Кроме того, Александровой Т.А. выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № «об устранении выявленных нарушений законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» (далее - предписание №), согласно которому Александровой Т.В. предписано разработать силами организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и представить на согласование в Комитет проектную документацию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии со ст.ст. 45, 47.3, 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ в срок до ДД.ММ.ГГГГ; выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с согласованной с Комитетом проектной документацией, указанной в пункте 1 настоящего предписания, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением предписания № в срок до ДД.ММ.ГГГГ Комитетом на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-Н организована внеплановая, документарная проверка исполнения п. 2 предписания № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой установлено, что при проведении анализа документов, находящихся в распоряжении комитета, подтверждающей документации о выполнении п. 2 предписания № не представлялось, то есть Александрова Т.А. не выполнила требования п. 2 предписания №, в этой связи составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, которым выявлен факт невыполнения п. 2 предписания №, а также выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № «об устранении выявленных нарушений законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» (далее - предписание №), согласно которому было предписано на основании задания, разрешения и согласованной комитетом проектной документации выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в отношении Александровой Т.А., за неисполнение п. 2 предписания № был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № по ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и постановлением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Александрова Т.А. признана виновной в совершении вышеуказанного административного правонарушения и ей назначено наказание в виде 2000 руб. административного штрафа.
При проведении анализа документов установлено, что в Комитет не представлена подтверждающая документации о выполнении предписания №, то есть Александрова Т.А. не выполнила требования предписания.
До настоящего времени Александрова Т.А. не исполнила предписание №, поскольку заданий и письменных разрешений на проведение указанных выше работ в объекте культурного наследия комитетом не выдавалось, проектная документация на проведение работ по ремонту фасадов не согласовывалась, чем нарушены требования ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ.
Согласно выписке ЕГРН с ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого помещения по адресу: <адрес> (кадастровый №), как объекта культурного наследия является А А.В.
Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что в соответствии с частью 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), который гарантирует в Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), являющуюся одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (статья 6 Закона N 73-ФЗ).
Под сохранением объекта культурного наследия в соответствии с вышеуказанным законом понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (статья 40 Закона N 73-ФЗ).
Частью 1 статьи 45 указанного Закона предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии со статьей 47.3 Закона N 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (физические или юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности), лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В силу положений ст. 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ охранное обязательство возлагает на собственника или иного законного владельца дополнительные обязанности по сохранению объекта культурного наследия. Такое обязательство следует судьбе объекта культурного наследия. Игнорирование этого обстоятельства может повлечь негативные последствия: явиться основанием для оспаривания сделки по передаче прав в отношении объекта и/или отказа в государственной регистрации такой сделки; повлечь привлечение к административной ответственности (ст. 7.13 КоАП РФ) и др.
Согласно пункту 11 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Таким образом, выполнение работ по содержанию объекта культурного наследия и поддержанию в надлежащем техническом состоянии является обязанностью его владельцев.
Собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона (подпункт 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ).
Применительно к изложенному в судебном порядке доказано, что собственником спорной квартиры как части объекта культурного наследия были нарушены требования законодательства об охране объектов культурного наследия, в связи с проведением указанных выше строительных работ. Соответствующие работы по сохранению объекта культурного наследия собственником спорной квартиры как части объекта культурного наследия не осуществлены ни в период, который был установлен предписанием №, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, ни в настоящее время.
Указанное обстоятельство в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ возлагает на собственника объекта культурного наследия обязанность организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.
При этом суд учитывает, что А А.В. с момента проведения выездной внеплановой проверки в отношении Александровой Т.А. являлся защитником Александровой Т.А., о чем свидетельствуют: акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, предписание от ДД.ММ.ГГГГ № «об устранении выявленных нарушений законодательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия», предписание от ДД.ММ.ГГГГ № «об устранении выявленных нарушений законодательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия», протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, постановление Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ответчику было известно о нарушениях с 2019 года, однако, до настоящего времени нарушения не устранены.
Утверждения ответчика о том, что лично ему не было известно о том, что спорная квартира является объектом культурного наследия, а также о том, что ему не вручалось охранное обязательство, не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку:
- сведения о том, что спорная квартира является объектом культурного наследия, были размещены в установленном законом порядке в сети Интернет;
- отсутствие охранных документов на объект культурного наследия не освобождает ответчика как собственника квартиры как части объекта культурного наследия по исполнению возложенной государственной обязанности по сохранности объекта культурного наследия.
При изложенных обстоятельствах заявленные исковые требования, связанные с организацией работ по сохранению объекта культурного наследия, подлежат удовлетворению. При этом суд полагает возможным согласиться как с предложенным истцом сроком исполнения указанной обязанности, так и со способом исполнения указанной обязанности, о чем указано в ст. ст. 45, 48 Закона № 73-ФЗ.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области удовлетворить.
Обязать Александрова А В (<данные изъяты>) произвести в течение 30 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом братьев И. и Г. Дерткезовых», состоящего на государственной охране в соответствии с постановлением главы Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры города Ростова-на-Дону и мерах по их охране», расположенного по адресу: <адрес> А (реставрации декоративных вставок цветочно-растительного орнамента и в виде льва, расположены под окнами второго этажа западной раскреповки главного северного фасада, которые окрашены фасадными составами, (новодел) в первоначальный вид, а также выполнить реставрацию с приспособлением для современного использования, принадлежащего Александрову А В жилого помещения с кадастровым номером №‚ расположенного по адресу: <адрес>‚ <адрес>, находящегося в объекте культурного наследия) в соответствии с согласованной с Комитетом проектной документацией в порядке статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», которая включает в себя:
- получение Александровым А В задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- разработку научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), на основании заключенного гражданско-правового договора между Александровым А.В. и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- получение положительного заключения историко-культурной экспертизы;
- согласование Александровым А В либо юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) научно-проектной документации в Комитете по охране объектов культурного наследия Ростовской области;
- получение разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Комитете по охране объектов культурного наследия Ростовской области, в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором между Александровым А.В. и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- предоставление в Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области на утверждение отчетной документации о выполненных работах по сохранению объекта культурного наследия;
- организацию приемки Александровым А.В. работ на объекте культурного наследия с целью выдачи Комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области соответствующего акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Головань Р.М.
Решение в окончательной форме изготовлено 12.05.2023 года.