Дело № 12-140/2023
УИД 11MS0020-01-2023-003104-17
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Сурнина Т.А.,
при секретаре судебного заседания Алееве А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 1 декабря 2023 года жалобу руководителя администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Дорониной Л. Ю. на постановление мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 10 октября 2023 года по делу об административном правонарушении по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 10.10.2023 руководитель администрации района Доронина Л.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с постановлением от 10.10.2023, Доронина Л.Ю. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку на заявление генерального директора ООО «Технологии» Зайцева В.Н., нарушение порядка рассмотрения которого вменено руководителю администрации, положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не распространяется. Также указано, что Доронина Л.Ю. в рассматриваемом случае не является субъектом правонарушения, поскольку заявление находилось на рассмотрении заместителя руководителя администрации Носова В.Ю.
Руководитель администрации Доронина Л.Ю. извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направив своего защитника.
Защитник Дорониной Л.Ю. Морокова Л.В., действующая на основании доверенности, поддержала доводы жалобы и дополнений к ней в полном объеме.
Прокурор Нестеренко А.Г. просил отказать в удовлетворении жалобы в связи с ее необоснованностью.
Потерпевший генеральный директор ООО «Технологии» Зайцев В.Н., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Разрешая жалобу Дорониной Л.Ю. по существу, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федераций имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ч. 1, 4 ст. 1).
Этим же Федеральным законом установлен порядок рассмотрения обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1).
Согласно ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины: 1) обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; 2) предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; 3) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; 4) жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 названного Федерального закона письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Статьей 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закреплено право граждан па получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
Одновременно в ч. 1 ст. 10, ст. 12 Федерального закона закреплена обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дав в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Судом установлено, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Сыктывдинского района по обращению генерального директора ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты> возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального района «Сыктывдинский» Дорониной Л.Ю. по факту нарушения срока рассмотрения обращения, установленного ст. 5, 10, 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Привлекая должностное лицо к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья исходил из того, что обращение <данные изъяты> о предоставлении в собственность земельного участка в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» поступило 16.06.2023, передано на исполнение заместителю руководителя администрации района Носова В.Ю., который в установленный 30-дневный срок (в срок до 16.07.2023) указанное обращение не рассмотрел, на момент обращения <данные изъяты> в прокуратуру и проведения проверки Носов В.Ю. не работал в связи с выходом на пенсию, по состоянию на 30.08.2023 должностными лицами администрации обращение не рассмотрено. С учетом указанных обстоятельств, мировой судья пришел к выводу, что ответственность за нарушение сроков рассмотрения обращения <данные изъяты> несет Доронина Л.Ю., которая осуществляет общее руководство, будучи главой администрации муниципального района «Сыктывдинский», и ее действия подлежат квалификации по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно представленному администрацией района приказу от 26.07.2023 № 91/л с заместителем руководителя администрации района Носовым В.Ю. прекращено действие трудового договора и он уволен 31.07.2023.
Из заявления генерального директора ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты> от 16.06.2023, адресованного главе администрации муниципального района «Сыктывдинский», следует, что заявитель просит предоставить в собственность земельный участок для сельскохозяйственного использования на основании ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок арендуется Обществом свыше трех лет.
Порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросу оформления прав на земельный участок предусмотрен Земельным кодексом РФ, в частности, в главе V.1 регламентируется порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
В соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за плату без проведения торгов», утвержденным постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 24.08.2022 № 8/1092, заявителями муниципальной услуги являются физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица.
Как следует из заявления генерального директора ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты> от <дата> в прокуратуру района, его обращение от 16.06.2023 в администрацию муниципального образования связано с предоставлением земельного участка на основании Земельного кодекса РФ, сроки рассмотрения, установленные Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», администрацией нарушены.
Исходя из смысла ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» привлечение должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан, юридических лиц, установленных отраслевым законодательством, не допускается.
Административная ответственность за нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении земельных участков предусмотрена частью 1 ст. 19.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства. Данная переквалификация возможна при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
Поскольку вышеуказанные нормы имеют различный родовой объект посягательства, переквалификация действий должностного лица, привлеченного к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на часть 1 ст.19.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях невозможна.
Помимо изложенного, в рассматриваемом случае субъектом правонарушения является заместитель руководителя администрации района Носов В.Ю., поскольку именно в его полномочия входило рассмотрение заявления генерального директора ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты> В.Н. от 16.06.2023, и сроки рассмотрения заявления, установленные п. 2.4 вышеприведенного административного регламента, аналогичные срокам, предусмотренным ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, нарушены им до прекращения с ним трудового договора.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушении.
Руководствуясь ст. 30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 10 октября 2023 года по делу об административном правонарушении по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении руководителя администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Дорониной Л. Ю., отменить, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия. Дальнейший пересмотр решения возможен в порядке ст. 30.12-30.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Т.А. Сурнина