Дело № 2-387/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2019 г. р.п. Москаленки Омской области
Москаленский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Дроздова А.В.,
при секретаре Панкратовой В.В.,
с участием помощника прокурора Москаленского района Омской области – Шнайдмиллер А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Москаленского муниципального района Омской области «Алексеевская средняя общеобразовательная школа», управлению образования администрации Москаленского муниципального района Омской области о возложении обязанности приобрести подъемно-поворотные стулья, соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Москаленского района Омской области обратился в Москаленский районный суд Омской области с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Москаленского муниципального района Омской области «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Алексеевская СОШ»), управлению образования администрации Москаленского муниципального района Омской области о возложении обязанности приобрести подъемно-поворотные стулья, соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МБОУ «Алексеевская СОШ».
В результате проверки в деятельности образовательного учреждения были выявлены нарушения Федеральных законов: от 24 июля 1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также требований СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118, которые выразились в том, что в помещении образовательного учреждения, где установлены компьютеры (ПЭВМ), учебные места работы с персональными компьютерами не оборудованы подъемно-поворотными стульями, для учебных занятий используются ученические стулья, что не в полной мере обеспечивает охрану здоровья обучающихся при реализации образовательных программ и нарушает действующие санитарно-эпидемиологические нормы.
В адрес образовательного учреждения прокуратурой района было направлено представление об устранении нарушений, которые по причине отсутствия финансирования не устранены, выявленные нарушения создают угрозу для здоровья несовершеннолетних, поскольку не обеспечивают охрану здоровья обучающихся при реализации образовательных программ, вследствие чего прокурор был вынужден обратиться в суд с настоящими исковыми требованиями.
В судебном заседании помощник прокурора Москаленского района Омской области Шнайдмиллер А.В. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, дополнительно суду пояснив, что нарушения на момент рассмотрения дела не устранены, просит предоставить срок для устранения нарушений до 01.09.2019.
Представитель МБОУ «Алексеевская СОШ» в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении указал, что ходатайство о выделении финансирования на приобретение стульев в управление образования направлено.
Представитель управления образования администрации Москаленского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отзыв суду не представил, об отложении не просил.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах, в связи с чем суд, с учетом мнения помощника прокурора определил рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства по правилам главы 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Исследовав материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к следующему выводу.
Исходя из положений ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства, о чем судом указано сторонам в определении от 11.06.2019 о принятии искового заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству.
Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При реализации названных полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
Таким образом, по мнению суда, обращение прокурора в суд с настоящими требованиями основано на приведенных выше положениях Закона.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Как следует из ст. 6 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, а также содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях.
Как указано в статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, при этом, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), определено, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В силу положений, содержащихся в п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
По правилу, установленному ст. 41 Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Статья 28 Закона определяет, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, при этом образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Как указано в статье 41 Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, при этом именно организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон №52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения.
При этом юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 11 Закона №52-ФЗ).
По правилу, указанному в части 3 статьи 39 Закона №52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", в пункте 5.9 которых указано, что оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
Как указано в пунктах 9.6 и 9.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.", которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118, конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ.
Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
Судом установлено, что прокуратурой Москаленского района Омской области была проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МБОУ «Алексеевская СОШ».
В результате проверки были выявлены нарушения, которые выразились в том, что в помещении образовательного учреждения, где установлены компьютеры (ПЭВМ), учебные места работы с персональными компьютерами не оборудованы подъемно-поворотными стульями, для учебных занятий используются ученические стулья, что не в полной мере обеспечивает охрану здоровья обучающихся при реализации образовательных программ и нарушает действующие санитарно-эпидемиологические нормы.
В адрес образовательного учреждения прокуратурой района было направлено представление об устранении нарушений, которые, по причине отсутствия финансирования, не устранены.
Выявленные нарушения создают угрозу для несовершеннолетних, поскольку не обеспечивают охрану здоровья обучающихся при реализации образовательных программ.
Материалами дела установлено, что МБОУ «Алексеевская СОШ» является юридическим лицом, что подтверждается Уставом образовательного учреждения, при этом, согласно Уставу, учредителем данного юридического лица является администрация Москаленского муниципального района Омской области, чьи полномочия от имени учредителя осуществляет управление образования администрации Москаленского муниципального района Омской области.
По мнению суда, поскольку МБОУ «Алексеевская СОШ» является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий Москаленского муниципального района Омской области в сфере образования, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании субсидий, финансирование образовательного учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, обязанность по устранению выявленных нарушений в равной степени возложена как на образовательное учреждение, так и на органы местного самоуправления.
Согласно части 5 ст. 123.22 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Таким образом, орган местного самоуправления, являющийся учредителем общеобразовательного учреждения, должен закрепить за ним имущество, пригодное для ведения образовательного процесса и обустроить прилегающую к учреждению территорию в соответствии с установленными правилами и нормами.
Отсутствие в бюджете денежных средств не освобождает ответчиков от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий, возложенных на них законом с наличием финансовой возможности.
Осуществление деятельности МБОУ «Алексеевская СОШ» при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего в области санитарно-эпидемиологического законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью обучающихся несовершеннолетних граждан.
Решение суда в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных условий для обучения, соответствующих, в частности, требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ним принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
С учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку именно на ответчиков законом возложена обязанность защиты детства и несовершеннолетних, в том числе и защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Основываясь на приведенной норме Закона, суд полагает возможным при удовлетворении заявленных исковых требований, указать в резолютивной части решения на срок, в течение которого ответчикам необходимо выполнить действия – до 01.09.2019, находя указанный срок обоснованным, целесообразным и разумным с учетом характера заявленных исковых требований, а также на основе исследованных в судебном заседании материалов дела.
Вместе с тем, суд полагает возможным отметить, что ответчики не лишены возможности обращения в суд в порядке ст.ст. 203 и 434 ГПК РФ о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда при наличии к тому уважительных обстоятельств.
Применение отсрочки исполнения решения суда допустимо после вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с МБОУ «Алексеевская СОШ» судебные издержки в виде государственной пошлины.
При решении вопроса о взыскании государственной пошлины, суд исходит из требований ч. 2 ст.333.20 НК РФ, которая предусматривает, что суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины.
Учитывая финансовое положение МБОУ «Алексеевская СОШ», существа иска в интересах граждан, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 150 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Москаленского района Омской области удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01.09.2019 приобрести подъемно-поворотные стулья, соответствующие СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы ", которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118.
Обязать управление образования администрации Москаленского муниципального района Омской области профинансировать МБОУ «Алексеевская СОШ» денежными средствами на приобретение подъемно-поворотных стульев, соответствующих СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в местный бюджет Москаленского муниципального района Омской области в размере 150 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись А.В. Дроздов
Подлинное решение подшито в материалы гражданского дела № 2-387/2019 Москаленского районного суда Омской области. Решение вступило в законную силу «___» ____________2019 г. Судья _________________________А.В. Дроздов |
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи ______________________ __Секретарь судебного заседания_______ (Наименование должности работника аппарата суда) _Панкратова В.В.___ (инициалы, фамилия) 27.06.2019 |