Уникальный идентификатор дела
11RS0018-01-2023-000011-16
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 01 февраля 2023 года по делу № 2-82/2023
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Барбуца О.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием прокурора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района к муниципальному общеобразовательному учреждению Озъягская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности разместить информацию об условиях питания обучающихся на официальном сайте,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению Озъягская средняя общеобразовательная (далее – МОУ Озъягская СОШ) о возложении обязанности обеспечить доступ и открытость информации об условиях питания обучающихся на официальном сайте https://shkolaozyagskaya-r11.gosweb.gosuslugi.ru путем размещения на нем меню ежедневного горячего питания, информации о наличии диетического меню в образовательной организации, перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательной организации, перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательную организацию. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района в рамках проверки исполнения законодательства об образовании в деятельности МОУ Озъягская СОШ установлены нарушения в части возложенных обязанностей по ведению официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет», а именно обеспечения доступа к информации. Проверкой установлено, что образовательным учреждением вышеуказанные требования законодательства не соблюдаются. Прокуратурой района проанализирован официальный сайт образовательной организации на предмет наличия информации, затрагивающей вопросы организации и условий питания учащихся. Установлено, что на официальном сайте МОУ Озъягская СОШ информация размещена не в полном объеме, вследствие чего открытость информационного ресурса не обеспечена: отсутствует меню ежедневного горячего питания, информация о наличии диетического меню в образовательной организации, перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательной организации, перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательную организацию. Указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку необеспечение размещения в сети «Интернет» обязательной информации ограничивает права неопределенного круга лиц на общедоступность образования, получение необходимой информации о деятельности образовательного учреждения.
Участвующий в деле прокурор ФИО2 настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в иске.
Ответчик надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, участие в судебном заседании не принял, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в заявлении, направленном в суд, исковые требования признал, указал, что все нарушения устранены.
Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.
В силу части 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется общедоступность и бесплатность получения дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Аналогичные положения содержатся в статье 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из основных целей государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества.
При этом государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Как указано в пункте 21 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».
На основании части 1 статьи 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Частью 2 статьи 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определен конкретный перечень сведений, открытость и доступность которых должна обеспечить образовательная организация.
Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации об условиях питания обучающихся (пункт «и» части 2 статьи 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 № 1802 утверждены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации.
Пунктом 13 названного постановления установлено, что государственные и муниципальные общеобразовательные организации при размещении информации об условиях питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования размещают в том числе меню ежедневного горячего питания, информацию о наличии диетического меню в образовательной организации, перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательных организациях, перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательные организации, формы обратной связи для родителей обучающихся и ответы на вопросы родителей по питанию.
Согласно статье 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
На основании пунктов 1, 2, 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
В судебном заседании установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение Озъягская средняя общеобразовательная школа является некоммерческой организацией, не имеющей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. По типу реализуемых образовательных программ школа является общеобразовательной организацией (пункт 1.8 Устава, утвержденного постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно пункту 1.9 Устава школа является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, круглую печать с изображением герба муниципального района «Усть-Куломский», содержащую наименование школы на русском языке и указанием местонахождения, бланки, штампы. Школа от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с федеральными законами.
МОУ Озъягская СОШ зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ № ЮЭ№.
Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель школы (директор), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. В компетенцию директора школы входит обеспечение создания и ведение официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» (пункт 4.5, подпункт 10 пункта 4.9 Устава).
Установлено, что школа имеет официальный сайт с адресом: https://shkolaozyagskaya-r11.gosweb.gosuslugi.ru.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района в рамках проверки исполнения законодательства об образовании в деятельности МОУ Озъягская СОШ установлены нарушения в части возложенных обязанностей по ведению официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет», а именно обеспечения доступа к информации (акт осмотра сайта в сети Интернет с целью проверки соблюдения законодательства от ДД.ММ.ГГГГ).
На официальном сайте МОУ Озъягская СОШ информация размещена не в полном объеме, вследствие чего открытость информационного ресурса не обеспечена: отсутствует меню ежедневного горячего питания, информация о наличии диетического меню в образовательной организации, перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательной организации, перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательную организацию.
Указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку необеспечение размещения в сети «Интернет» обязательной информации ограничивает права неопределенного круга лиц на общедоступность образования, получение необходимой информации о деятельности образовательного учреждения.
Вопреки доводам ответчика вышеуказанная информация не размещена на сайте образовательной организации. Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного прокурором требования в полном объеме.
Заявленное ответчиком ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины по приведенным доводам и приложенным доказательствам суд считает необоснованным, поскольку представленный план финансово-хозяйственной деятельности на 2023 – 2025 годы не свидетельствует и не подтверждает тяжелое материальное положение учреждения, которое не позволяет уплатить государственную пошлину по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При таких обстоятельствах с ответчика в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
определил:
Исковые требования прокурора Усть-Куломского района удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное общеобразовательное учреждение Озъягская средняя общеобразовательная школа (ОГРН 1021101031511) обеспечить доступ и открытость информации об условиях питания обучающихся на официальном сайте https://shkolaozyagskaya-r11.gosweb.gosuslugi.ru путем размещения на нем меню ежедневного горячего питания, информации о наличии диетического меню в образовательной организации, перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательной организации, перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательную организацию.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения Озъягская средняя общеобразовательная школа (ОГРН 1021101031511) в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 02 февраля 2023 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца