Дело №13а-267/2023
УИД 12RS0001-01-2022-002034-45
ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Волжск 26 апреля 2023 годаВолжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Малышевой Л.Н., при секретаре судебного заседания Прониной М.А., с участием представителя заявителя Сабитовой Е.А.,
рассмотрев заявление администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №, возбужденному судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Хидиатуллиной И.С.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Волжского муниципального района РМЭ обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Хидиатуллиной И.С. от ДД.ММ.ГГГГ №, в обосновании требования указав, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава – исполнителя возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа, выданного Волжским городским судом Республики Марий Эл по делу № от ДД.ММ.ГГГГ об обязании администрации Волжского муниципального района РМЭ предоставить Шалаеву Д.А. благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В ходе совершения исполнительских действий ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Хидиатуллиной И.С. вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлено соблюдением установленного нормативными актами Республики Марий Эл порядка, и такое решение не могло быть исполнено администрацией в пятидневный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, поскольку свободных жилых помещений в Волжском муниципальном районе, не имеется. По этим причинам, администрация неоднократно обращалась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки по исполнению вышеуказанного решения суда.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации было отказано в предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации Волжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №. между Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района и Шалаевым Д.А. заключен договор найма жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №. Таким образом, решение Волжского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №г. администрацией исполнено в полном объеме.
Представитель администрации Волжского муниципального района РМЭ Сабитова Е.А. заявление поддержала, суду пояснила соответствующее изложенному в заявлении.
Заинтересованные лица судебный пристав – исполнитель Хидиатуллина И.С., УФССП по РМЭ, Шалаев Д.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя заявителя Сабитову Е.А., изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Волжского городского суда Республики Марий Эл отДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, на администрацию Волжского муниципального района РМЭ возложена обязанность предоставить Шалаеву Д. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС 173-837-609 02, благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма. <адрес>ю не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании исполнительного документа, выданного на основании решения Волжского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства№-ИП в отношении администрации Волжского муниципального района РМЭ..
21 ноября 2022 годасудебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РМЭ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (часть 3).
Администрация указывает на то, что исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлено соблюдением установленного нормативными актами Республики Марий Эл порядка.
Пунктами 2, 3 Порядка предоставления субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл из республиканского бюджета Республики Марий Эл на осуществление отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10 ноября 2014 года N 581 предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год и на плановый период в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству образования и науки Республики Марий Эл (далее - Министерство) на реализацию указанных мероприятий.
В силу статьи 171, части 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов относится к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Законом (решением) о бюджете утверждается ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год.
Главным распорядителем средств, предусмотренных для предоставления субвенции, является Министерство.
Перечисление субвенции бюджету городского округа, муниципального района в Республике Марий Эл осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя средств соответствующего бюджета, отвечающих целям предоставления субсидии.
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
При этом, в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Кроме того, в данном случае подлежит применению правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Изложенное свидетельствует о том, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Поскольку на момент возбуждения исполнительного производства администрация не имела свободного жилого помещения, которое могло быть предоставлено взыскателю Шалаеву Д.А. по договору найма специализированного жилого помещения на территории Волжского муниципального района Республики Марий Эл, то очевидно, что в соответствии с необходимостью соблюдения порядка, установленного Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", требующего значительных временных затрат и наличия необходимого финансирования, требования исполнительного документа объективно не могли быть исполнены должником в указанный судебным приставом-исполнителем срок, а потому виновного бездействия по неисполнению требований исполнительного документа в указанный срок администрацией не допущено. Иного не доказано и судом не установлено.
Кроме того, 10 апреля 2023 года судебным приставом – исполнителем Хидиатуллиной И.С. вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия данных о наличии вины администрации Волжского муниципального района РМЭ в несвоевременном неисполнении судебного решения, у суда имеются основания для удовлетворения требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 358 КАС РФ, статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Хидиатуллиной И.С., удовлетворить.
Освободить администрацию Волжского муниципального района Республики Марий Эл от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Хидиатуллиной И.С.
Определение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения.
Судья Малышева Л.Н.