Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-3907/2023 ~ М-1621/2023 от 16.02.2023

УИД 11RS0№...-14 №...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 апреля 2023 года                        

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Чалановой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кетова Ивана Николаевича к МВД России, МВД по Республике Коми, УМВД России по г.Сыктывкару о взыскании денежной компенсации, оспаривании условий содержания в специальном приемнике,

у с т а н о в и л :

Кетов И.Н., обратился в суд с административным исковым заявлением к МВД по Республике Коми, оспаривая условия своего содержания в специальном приемнике для административно задержанных и административно арестованных лиц УМВД России по г.Сыктывкару в период ** ** **., и настаивая на взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 100 000 рублей. В обоснование сослался на отсутствие горячего водоснабжения и нарушение норм санитарной площади в камерах, где он содержался.

Исковое заявление оформлено заявителем в соответствии с требованиями КАС РФ.

В соответствии со статьей 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

По смыслу указанной процессуальной нормы присуждение компенсации за ненадлежащие условия содержания возможно в случае подтверждения фактов ненадлежащего содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Указанные нормы введены Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и применяются с 27 января 2020 года.

Рассматриваемый спор обоснован ненадлежащими условиями содержания в специальном помещении для задержанных лиц дежурной части подразделения МВД Российской Федерации. Следовательно, при разрешении настоящего дела, процессуальные нормы, предусмотренные статьей 227.1 КАС РФ, неприменимы.

Принимая во внимание характер заявленных требований, суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены УМВД России по г.Сыктывкару, МВД РФ.

Кетов И.Н. в процессе рассмотрения дела убыл из ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК по отбытию наказания, в связи с чем ходатайствовал об извещении его о рассмотрении дела по адресу места жительства.

По указанному в ходатайстве адресу извещен надлежаще, за получением судебной корреспонденции и в судебное заседание не явился.

Представитель МВД России, МВД по Республике Коми, УМВД России по г.Сыктывкару требования не признал, поясняя, что горячее водоснабжение проведено во все камеры спецприемника для административно задержанных лиц УМВД России по г.Сыктывкару, ведение журнала рассадки по камерам административно задержанных лиц нормативно не предусмотрено, в связи с чем какие- либо сведения о пребывании заявителя в конкретных помещениях определенной площади отсутствуют. Вместе с этим

Заслушав объяснения представителя ответчиков, оценив доводы иска, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Частью 3 ст.55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.

Порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определен Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 года N 627, в соответствии с которым задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 КоАП РФ, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Пунктом 11 Положения установлена норма площади для одного задержанного лица, в размере не менее 2 кв. метров.

Порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, регламентируется Федеральным законом Российской Федерации N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста".

Отбывание административного ареста осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства; при отбывании административного ареста не допускается причинение физических или нравственных страданий лицам, подвергнутым административному аресту; лицам, подвергнутым административному аресту, создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности (статьи 2, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ).

В силу части 2 статьи 13 Федерального закона "О порядке отбывания административного ареста" норма санитарной площади в помещении, предназначенном для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, составляет четыре квадратных метра на одного человека.

Согласно статье 3 указанного выше Федерального закона местами отбывания административного ареста являются подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Внутренний распорядок в местах отбывания административного ареста определяется Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 15 этого же Федерального закона установлено, что в целях обеспечения порядка и условий отбывания административного ареста федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка.

Во исполнение указанных положений Приказом МВД России от 10 февраля 2014 года N83 утверждены Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста.

Согласно статье 2 указанного Приказа МВД России Министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации необходимо организовать изучение и выполнение требований Правил внутреннего распорядка, утвержденных настоящим Приказом.

Согласно пункту 47.3 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России от 10 февраля 2014 года N 83 (далее - Правила N 83), помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводкой холодной и горячей воды.

Специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту относится к местам отбывания административного ареста и является подразделением УМВД России по г.Сыктывкару, реализующим полномочия органов внутренних дел Российской Федерации по принудительному содержанию лиц, подвергнутых административному аресту.

Как следует из материалов дела, Кетов И.Н. в оспариваемый период времени содержался в специальном приемнике УМВД по г.Сыктывкару : с 14:30 ** ** ** до 06:00 ** ** **; с 12:25 ** ** ** до 09:40 ** ** **; с 21:25 ** ** ** до 10:50 ** ** **; с 17:30 ** ** ** до 22:40 ** ** **; с 19:00 ** ** ** до 21:30 ** ** **; с 00:30 ** ** ** до 20:40 ** ** **; с 22:45 ** ** ** до 20:00 ** ** **; с 15:40 ** ** ** до 13:30 ** ** **; с 19:40 ** ** ** до 19:40 ** ** **.

Специальный приемник УМВД по г.Сыктывкару имеет 24 камеры для административно арестованных и административно задержанных лиц, площадью от 9 до 32 м2. Количество оборудованных спальных мест в каждой камере соответствует нормативным требованиям к санитарной площади, исходя из статуса содержащегося в спецприемнике лица ( административно задержанное или административно арестованное). Все камеры оборудованы подводкой ХВС и ГВС, что подтверждается, как справкой УМВД России по г.Сыктывкару, так и представленными копиями Государственных контрактов снабжения тепловой энергией и теплоносителем, в том числе, горячей водой на нужды горячего водоснабжения №... от ** ** ** и ** ** **, заключенными между УМВД России по г.Сыктывкару и ОАО « ТГК №9».

По сведениям, предоставленным УМВД по г.Сыктывкару, за весь период содержания жалоб от Кетова И.Н. в адрес администрации специального приемника УМВД России по г.Сыктывкару по вопросу нарушения его прав, не поступало, что подтверждается сведениями журнала.

Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).

Исходя из этого, у суда нет оснований не доверять доказательствам, представленным стороной административного ответчика.

Доводы Кетова И.Н. о нарушении его прав при содержании в спецприемнике для административно задержанных и административно арестованных лиц УМВД России по г.Сыктывкару лишены какой- либо конкретики и опровергаются представленными доказательствами. За судебной защитой предполагаемого нарушенного права заявитель обратился впервые спустя более 6 лет после окончания пребывания в спецприемнике, в период отбывания уголовного наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.

Нарушение действиями административных ответчиков конкретных нормативных требований и прав Кетова И.Н. в период его содержания в специальном приемнике не нашло какого-либо подтверждения в ходе разбирательства по делу.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.194- 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    Исковые требования Кетова Ивана Николаевича к МВД России, МВД по Республике Коми, УМВД России по г.Сыктывкару о взыскании компенсации морального вреда, причиненного нарушением условий содержания в специальном приемнике для административно задержанных УМВД России по г.Сыктывкару - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части.

Судья -                 Ю.А.Дульцева

2-3907/2023 ~ М-1621/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кетов Иван Николаевич
Ответчики
МВД РФ
УВД г. Сыктывкара
МВД по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
16.02.2023Регистрация административного искового заявления
18.02.2023Передача материалов судье
21.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2023Судебное заседание
24.03.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
11.04.2023Судебное заседание
14.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее