Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1396/2022 ~ М-1285/2022 от 22.07.2022

                                                  № 2-30/2023

УИД 75RS0025-01-2022-002900-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2023 года                                                                                                г. Чита

Читинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Галановой Д.И.,

при секретаре Базаровой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куропаткиной Ю. А., Турановой Н. В., Селезневой Л. В., Белых О. В. к МОУ СОШ с. Верх-Чита, администрации муниципального района «Читинский район», Комитету образования администрации муниципального района «Читинский район», Министерству образования и науки Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязании произвести индексацию заработной платы, взыскании недоначисленной и невыплаченной суммы индексации, компенсации, понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Куропаткина Ю.А., Белых О.В., Туранова Н.В., Селезнева Л.В. каждый отдельности обратились в суд с указанными исковыми заявлениями, ссылаясь на то, что работают учителями в МОУ СОШ с.Верх-Чита. В силу положений п. 2.8.1 приложения к Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 №1601 учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы. На 2021-2022 учебный год истцу Куропаткиной Ю.В. была установлена нагрузка 25 часов в неделю и 0,5 ставки педагога-психолога, истцу Белых О.В. установлена нагрузка 32,5/30,5 часов в неделю, истцу Селезневой Л.В. установлена нагрузка 35 часов в неделю, истцу Турановой Н.В. установлена нагрузка 27 часов в неделю, что превышает норму часов учебной работы. Указывали, что заработная плата педагогического работника, работающего на одну ставку, находится на одном уровне с неквалифицированными специалистами. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено повышение заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе. Установленные в Забайкальском крае размеры базовых окладов педагогических работников были проиндексированы в 2018 года на 3,4 %, после указанной даты индексация не проводилась. Правительством Забайкальского края в декабре 2021 года был подготовлен проект распоряжения об утверждении прогнозного значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности на 2021 год в размере 38 678 рублей, которое так и не было принято. По данным Забайкалкрайстата по итогам 2021 года величина среднемесячного дохода от трудовой деятельности составляет 41 872 рубля. В нарушение положений ст.134 Трудового кодекса РФ в Положении об оплате труда работников МОУ СОШ с.Верх-Чита не установлена индексация заработной платы работникам в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Ссылаясь на то, что своими действиями ответчики нарушают трудовое законодательство, с учетом уточненных требований истец Куропаткина Ю.А. просит суд обязать МОУ СОШ с.Верх-Чита произвести и выплатить индексацию заработной платы в соответствии со ст.134 ТК РФ с сентября 2021 г. по май 2022 г. в сумме 191 912,45 рублей, произвести перерасчет и выплатить задолженность за период отпуска в 2021 – 2022 гг.. в сумме 47 668,27 рублей, произвести перерасчет и выплатить компенсацию в соответствии со ст.236 ТК РФ по индексации недоначисленой и невыплаченной заработной платы в соответствии со ст.134 ТК РФ и задолженности за период отпуска в 2021-2022 гг.. в сумме 44 842,26 рублей, взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату, компенсацию, задолженность за период отпуск в сумме 284 422,98 рублей, обязать ответчика впредь производить индексацию заработной платы в соответствии со ст.134 ТК РФ, обязать Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район», Министерство образования и науки Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края профинансировать МОУ СОШ с.Верх-Чита в части выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае недостаточности денежных средств, истец Белых О.В. просит суд обязать МОУ СОШ с.Верх-Чита произвести и выплатить индексацию заработной платы в соответствии со ст.134 ТК РФ с сентября 2021 г. по май 2022 г. в сумме 153 413,66 рублей, произвести перерасчет и выплатить задолженность за период отпуска в 2021 – 2022 гг.. в сумме 37 110,28 рублей, произвести перерасчет и выплатить компенсацию в соответствии со ст.236 ТК РФ по индексации недоначисленой и невыплаченной заработной платы в соответствии со ст.134ТК РФ и задолженности за период отпуска в 2021-2022 гг.. в сумме 35 110,16 рублей, взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату, компенсацию, задолженность за период отпуск в сумме 225 633,44 рублей, обязать ответчика впредь производить индексацию заработной платы в соответствии со ст.134 ТК РФ, обязать Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район», Министерство образования и науки Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края профинансировать МОУ СОШ с.Верх-Чита в части выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае недостаточности денежных средств, истец Селезнева Л.В. просит суд обязать МОУ СОШ с.Верх-Чита произвести и выплатить индексацию заработной платы в соответствии со ст.134 ТК РФ с сентября 2021 г. по май 2022 г. в сумме 174 945,48 рублей, произвести перерасчет и выплатить задолженность за период отпуска в 2021 – 2022 гг.. в сумме 41 618,99 рублей, произвести перерасчет и выплатить компенсацию в соответствии со ст.236 ТК РФ по индексации недоначисленой и невыплаченной заработной плате в соответствии со ст.134 ТКРФ и задолженности за период отпуска в 2021-2022 гг.. в сумме 39 622,84 рублей, взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату, компенсацию, задолженность за период отпуск в сумме 256 187,31 рублей, обязать ответчика впредь производить индексацию заработной платы в соответствии со ст.134 ТК РФ, обязать Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район», Министерство образования и науки Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края профинансировать МОУ СОШ с.Верх-Чита в части выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае недостаточности денежных средств, истец Туранова Н.В. просит суд обязать МОУ СОШ с.Верх-Чита произвести и выплатить индексацию заработной платы в соответствии со ст.134 ТК РФ с сентября 2021 г. по май 2022 г. в сумме 136 354,86 рублей, произвести перерасчет и выплатить задолженность за период отпуска в 2021 – 2022 гг.. в сумме 31 000,08 рублей, произвести перерасчет и выплатить компенсацию в соответствии со ст.236 ТК РФ по индексации недоначисленой и невыплаченной заработнойплаты в соответствии со ст.134 ТК РФ и задолженности за период отпуска в 2021-2022 гг.. в сумме 31 923,44 рублей, взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату, компенсацию, задолженность за период отпуск в сумме 199 279,38 рублей, обязать ответчика впредь производить индексацию заработной платы в соответствии со ст.134 ТК РФ, обязать Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район», Министерство образования и науки Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края профинансировать МОУ СОШ с.Верх-Чита в части выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае недостаточности денежных средств.

Протокольным определением суда указанные гражданские дела объединены в одно производство, к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального района «Читинский район».

В судебном заседании истцы Куропаткина Ю.А., Туранова Н.В., Селезнева Л.В., Белых О.В., представители истцов по устному ходатайству Колотовкина Н.С., Грунова Н.П. заявленные требования поддержали.

Ответчики МОУ СОШ с. Верх-Чита, администрация муниципального района «Читинский район», Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район», Министерство образования и науки Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, извещенные надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Представителем Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» Черниковой К.В., представителем Министерства образования и науки Забайкальского края Немовой Е.А. представлены письменные отзывы.

Директором МОУ СОШ с.Верх-Чита Перетолчиной Н.Н. представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются, в том числе величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст.130 ТК РФ).

В соответствии с положениями ст.134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно ч. 1 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Согласно ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе запрещение дискриминации в сфере труда и обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

    Конституционный Суд Российской Федерации указывает на то, что индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору (Определения Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 № 913-О-О, от 19.11.2015 № 2618-О).

    В то же время в п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017, разъясняется, что исходя из буквального толкования положений ст.134 ТК РФ индексация – это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.

Статьей 333 ТК РФ определено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В соответствии с требованиями ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Как следует из материалов дела истцы Куропаткина Ю.А., Туранова Н.В., Селезнева Л.В., Белых О.В. трудоустроены в должности учителей МОУ СОШ с.Верх-Чита.

В частности с Куропаткиной Ю.А. 01.11.2008 заключен трудовой договор №7/08, согласно которому последняя принята в МОУ СОШ с.Верх-Чита на должность учителя начальных классов, Белых О.В. на основании трудового договора №8/14 от 28.04.2014 принята в МОУ СОШ с.Верх-Чита на должность учителя математики, Туранова Н.В. принята в МОУ СОШ с.Верх-Чита на основании трудового договора №20/10 от 19.08.2010 на должность учителя математики, Селезнева Л.В. на основании трудового договора №12/08 от 01.11.2008 принята в МОУ СОШ с.Верх-Чита на должность учителя математики.

Из представленных договоров усматривается, что сторонами согласованы условия работы, в числе прочего учебная нагрузка педагогов, согласованы условия оплаты труда, в частности указано на исчисление тарифной ставки заработной платы исходя из квалификационной категории работника, установленной Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы, применение повышающих коэффициентов, доплат, премий компенсаций.

Кроме того, заключенные с истцами Куропаткиной Ю.А., Селезневой Л.В., Турановой Н.В. трудовые договоры содержат указание на обязательное наличие письменного согласия педагога на установление учебной нагрузки больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, отраженного в дополнительном соглашении.

Трудовой договор, заключенный с Белых О.В., содержит указание на установление нормальной продолжительности рабочего времени, и возможности внесения изменений в трудовой договор по соглашению сторон.

Из представленного суду тарификационного списка на учебный 2021-2022 гг.. усматривается, что Селезневой Л.Е. установлена учебная нагрузка в размере 34,6 часов в неделю, Белых О.В, - 32,5 часов, Куропаткиной Ю.А. – 25 часов, Турановой Н.В. – 27 часов.

При этом увеличение учебной нагрузки работодателем произведено на основании представленных истцами письменных заявлений от 01.09.2021 и оформлено дополнительными соглашениями к трудовым договорам, что подтверждается материалами дела и не оспаривается стороной истцов.

Как следует из представленных расчетных листков, тарификационного списка в составе заработной платы истцов учтены объем повышенной учебной нагрузки, дополнительные выплаты в виде доплат за категории, надбавки за выслугу лет, выплаты за проверку тетрадей, за индивидуальное обучение на дому, за заведование кабинетом, классное руководство.

Согласно Положению об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Верх-Чита Читинского района Забайкальского края, финансирование на оплату труда которых осуществляется за счет субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом директора №169 от 31.03.2017, с учетом изменений, внесенных на основании приказа №187 от 30.06.2018, а также приказа №326 от 06.12.2019 должностные оклады учителей увеличены до 7 200 рублей и 7 497 рублей соответственно.

     Таким образом, в данном случае работодателем исполняется обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников путем периодического повышения должностного оклада.

      Кроме того, суд принимает во внимание тот факт, что в спорный период (учебный 2021-2022 гг..) администрацией муниципального района «Читинский район» каких-либо нормативно-правовых актов об индексации заработной платы работников муниципальных учреждений не принималось, доказательств обратного материалы дела не содержат.

    С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований в части индексации заработной платы, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, и, следовательно, компенсации в порядке ст.236 ТК РФ не имеется.

    Возложение же обязанности производить индексацию заработной платы в соответствии со ст.134 ТК РФ противоречит приведенным выше нормам права.

    Кроме того, согласно ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов.

Сущность указанного принципа раскрыта в ст.31 названного кодекса и предполагает право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования бюджетных средств.

В силу ч.4 ст.86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

С учетом изложенного, в отсутствие принятого органами местного самоуправления нормативно-правового акта об индексации заработной платы с учетом лимитов бюджета противоречит принципам независимости и самостоятельности органов местного самоуправления.

Принимая во внимание изложенное, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Куропаткиной Ю. А., Турановой Н. В., Селезневой Л. В., Белых О. В. отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.

Судья:                                                                            Галанова Д.И.

2-1396/2022 ~ М-1285/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Дело присоединено к другому делу
Истцы
Белых Ольга Викторовна
Ответчики
Комитет образования администрации муниципального района "Читинский район"
Министерство образования и науки Забайкальского края
Министерство финансов Забайкальского края
Администрация муниципального района "Читинский район"
МОУ СОШ с. Верх-Чита
Суд
Читинский районный суд Забайкальского края
Судья
Галанова Д.И.
Дело на странице суда
chitinski--cht.sudrf.ru
22.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2022Передача материалов судье
26.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2022Судебное заседание
28.11.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее