УИД 61RS0018-01-2023-000361-44
№ 2-575/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2023 года г. Миллерово
Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующей судьи Бугаевой Е.А.
при секретаре Эсауленко Е.С.
с участием представителя истца Ермаковой Ю.А.,
представителя ответчика –адвоката Войлокова С.А.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Ростовский филиал к Оганесян Н.С., третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Отделение судебных приставов по Миллеровскому и Тарасовскому районам УФССП России по Ростовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Ростовской области, Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел России по г. Москве, ООО «Микрокредитная компания Скорость Финанс», ООО МК «Центр Денежной Помощи-ДОН», о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд,
У С Т А Н О В И Л:
В производстве Миллеровского районного суда Ростовской области находится исковое заявление Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к Оганесян Н.С. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд.
Согласно просительной части иска истец просил суд изъять у Оганесян Н.С. для государственных нужд Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером №, площадью 612+/- кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: Ростовская обл., р-н Миллеровский, Первомайское сельское поселение, с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере <данные изъяты> рублей; указать в резолютивной части решения суда, что оно является основанием для Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области для снятия ограничений в виде запрета на регистрационные действия прекращения права собственности Оганесян Н.С., а также перехода и возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 612 +/- 216 кв. м., расположенный но адресу; установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ростовская обл., р-н Миллеровский, Первомайское сельское поселение, наложенных постановлениями Отделения судебных приставов по Миллеровскому и Тарасовскому районам УФССП России по Ростовской области №"от ДД.ММ.ГГГГ.. 4 № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска было указано, что Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет реализацию проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Краснодар-Новороссийск. Комплексное обустройство для организации последующей эксплуатации на платной основе дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 777 - км 933 в Ростовской области», на основании распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 08.04.2022 № 1040-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Краснодар-Новороссийск. Комплексное обустройство для организации последующей эксплуатации на платной основе дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 777 - км 933 в Ростовской области», а также на основании Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ (ред. от 30.12.2021. с изм. от 14.07.2022) "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ).
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (ч. 1 ст. 279 ГК РФ).
Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения в соответствии со ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены к основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 3 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти вправе обратиться организации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 1-2 ст. 56.4 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 145-ФЗ от 17.07.2009 Государственная компания осуществляет правомочия собственника в отношении автомобильной дороги М-4 «Дон».
Как следует из п. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса РФ, в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения оно осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В силу а. 1 постановления Правительства РФ от 06.04,2004 N 173 (ред. от 28.12.2020) Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374 (ред. от 29.09.2022), закреплено, что Федеральное дорожное агентство осуществляет, в том числе, следующие полномочия:
принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей ((пл. 5.4.1(1) введен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 83. в ред. Постановления Правительства РФ от 11.03.2011N 153)):
принятие решений о подготовке документации по планировке территории в целях развития автомобильных дорог общего пользования федерального значения ((п.п.. 5.4.1(2) введен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 83).
Согласно документации по планировке территории, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства от 02.03.2020 № 730-р, а также №-р от ДД.ММ.ГГГГ (о внесении изменений), а также схемы расположения земельного участка в границы комплексного обустройства объекта попадает земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 612 +/- 216 кв. м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ростовская обл., р-н Миллеровский. Первомайское сельское поселение.
В соответствии с Распоряжением Федерального дорожного агентства № 1040р от 08.04.2022 вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером № с целью обеспечения реализации проекта подлежит изъятию для нужд Российской Федерации (п. 21 приложения к распоряжению).
Характеристики земельного участка с кадастровым номером № соответствуют выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № № от ДД.ММ.ГГГГ №.
Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Оганесян Н.С..
Кроме того, согласно сведениям из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером № зарегистрированы ограничения и обременения, а именно:
запрещение регистрации, номер регистрации ограничения № от ДД.ММ.ГГГГ. установленное на основании постановления Отделения судебных приставов по Миллеровскому и Тарасовскому районам УФССП России по Ростовской области о запрете на совершение действий по регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ;
запрещение регистрации, номер государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. установленный на основании постановления Отделения судебных приставов по Миллеровскому и Тарасовскому районам УФССП России по Ростовской области о запрете на совершение действий по регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из ответа отдела судебных приставов по Миллеровскому и Тарасовскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ (приложение №), в производстве отдела судебных приставов по Миллеровскому и Тарасовскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области находится на исполнении сводное исполнительное производство №, в состав которого входят следующие исполнительные производства, должником по которым выступает ответчик - Оганесян Н.С.:
№-ИП, возбужденное на основании судебного приказа № 2а-2-673/2022 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным участком № Миллеровского судебного района Ростовской области, предмет исполнения: взыскание налогов и сборов, включая пени (кроме таможенных) на сумму 13 007 (тринадцать тысяч семь) рублей 40 копеек, в пользу взыскателя - МИФНС № 21 по Ростовской области:
№-ИП, возбужденное на основании исполнительского листа №MS0142#2А-673/2022#1 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным участком № Миллеровского судебного района Ростовской области, предмет исполнения: госпошлина, присужденная судом, суммой 260 (двести шестьдесят) рублей 00 копеек, в пользу взыскателя - МИФНС № по Ростовской области:
- №-ИП, возбужденное на основании акта органа, осуществляющего контрольные функции № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного МИФНС № 26 по Ростовской области, предмет исполнения: взыскание налогов и сборов, включая пени (кроме таможенных), сумма долга: 41 264 (сорок одна тысяча двести шестьдесят четыре) рубля 53 копейки, в пользу взыскателя - МИФНС № 26 по Ростовской области;
- №-ИП, возбужденное на основании судебного приказа № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Миллеровским районным судом, предмет исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц, сумма долга: 59 348 (пятьдесят девять тысяч триста сорок восемь) рублей 81 копейка, в пользу взыскателя ООО «Микрокредитная компания Скорость Финанс»:
- №-ИП, возбужденное на основании акта по делу об административном правонарушении 18810177200916440352 от ДД.ММ.ГГГГ, выданный УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, предмет исполнения: штраф ГИБДД, сумма долга: 3000 (три тысячи) рублей 00 копеек:
- №-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа ВС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным участком № 2 Миллеровского судебного района Ростовской области, предмет исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц, сумма долга: 23 070 (двадцать три тысячи семьдесят) рублей 92 копейки, в пользу взыскателя ООО МКК «Центр Денежной Помощи-ДОН»:
- №-ИП, возбужденное на основании акта органа, осуществляющего надзорные функции, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный МИФНС № 23 по Ростовской области, предмет исполнения: взыскание налогов и сборов, включая пени (кроме таможенных), сумма долга: 37 351 рубль 55 копеек, в пользу взыскателя - ООО МКК «Центр Денежной Помощи-ДОН».
Общая сумма задолженности: 177 303 (сто семьдесят семь тысяч триста три) рубля 21 копейка.
По смыслу п. 4 ст. 279 ПК РФ, п. 1 ст. 56.11 ЗК РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, и прекращения обязательств прежнего правообладателя, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка таких обязательств.
Поскольку вышеуказанные ограничения в отношении земельного участка, изымаемого для нужд Российской Федерации, объективно препятствуют переходу права собственности, вопрос о снятии таких ограничений должен разрешаться одновременно с принятием решения о принудительном изъятии земельного участка.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Правообладатель земельного участка должен был уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (и. 5 ст. 279 ГК РФ).
Государственная компания письмом № 1179-РФ 12.04.2022 (приложение № 8) уведомила ответчика о принятом решении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направив 14.04.2022 копию Распоряжения ФДА № 1040-р от 08.04.2022 (приложение № 4) и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в адрес ответчика заказным письмом, квитанция с описью вложения № 35007864109333.
Наряду с этим, тем же письмом Государственная компания предложила ответчику представить документы, требуемые для реализации процедуры изъятия недвижимости.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте почты России http://\vwvv,russianpost.ru/ в разделе отслеживание почтовых отправлений, ценное письмо с описью вложения с почтовым идентификатором 35007864109333 (приложение №) не было получено ответчиком, и ДД.ММ.ГГГГ возвращено отправителю, что подтверждается и квитанцией о возврате.
Поскольку ответчиком не представлены запрашиваемые документы, Государственная компания подготовила проект соглашения без данных контрагента.
В порядке, предусмотренном ст. 56.10 ЗК РФ, Государственная компания 12.10.2022 направила ответчику письмо № 2980-РФ от 07.10.2022 с проектом соглашения об изъятии указанного земельного участка вместе с отчетом об оценке от 19.09.2022 года № 029-09/22, идентификатор почтового отправления № 35007870108887.
В силу п. 9 ст. 56.10 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии. Либо правообладатель вправе направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В соответствии с п. 6 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отравителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте почты России Imp:www.russianpost.ru/, в разделе отслеживание почтовых отправлений, ценное письмо с описью вложения с почтовым идентификатором 35007870108962 ответчиком получено не было и в связи с истекшим сроком хранения возвращено отправителю 19.11.2022, что подтверждается квитанцией о возврате отправления.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка. тля государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, пли рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе, упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (п. 2 ст. 281 ГКРФ).
В соответствии с п. 1 ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных рассматриваемой статьей.
Результаты оценки стоимости возмещения за земельный участок с кадастровым номером № содержатся в отчете ООО «Межевой земельный центр» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 612 кв.м. и права требования на возмещение убытков, связанных с изъятием участка. Объект строительства: «Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Краснодар-Новороссийск. Комплексное обустройство для организации последующей эксплуатации на платной основе дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 777-км 933 в Ростовской области.
Согласно отчету, размер возмещения составляет 47 390 рублей, из которых: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> руб., рыночная стоимость убытков, причиняемых правообладателю изъятием земельного участка, составляет 00 рублей, 00 копеек
Указанный отчет об оценке согласно экспертному заключению Саморегулируемой организации «Региональная ассоциация оценщиков» № 23/210922 33-03 от 23.09.2022 получил положительное экспертное заключение, отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а итоговая величина стоимости, отраженная в отчете (стоимость объекта опенки), соответствует рыночной стоимости.
Срок для принудительного изъятия наступил 04.01.2023 (с 19.11.2022 по 03.01.2023 прошло 45 дней).
В соответствии с правилами исключительной подсудности, установленными ч. 1 ст. 30 ГПК РФ, иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе, жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.
Местонахождение земельных участков. как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ростовская обл., р-н Миллеровский. Первомайское сельское поселение.
В судебном заседании от представителя истца поступило заявление об уточнении исковых требования, согласно которым истец просил суд изъять у Оганесян Н.С. для государственных нужд Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером №, площадью 612+/-216 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ростовская обл., р-н Миллеровский, Первомайское сельское поселение, с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере <данные изъяты>, и снять с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ростовская обл., р-н Миллеровский, Первомайское сельское поселение, ограничения в виде запретов регистрации наложенных постановлениями Отделения судебных приставов по Миллеровскому и Тарасовскому районам УФССП России по Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в целях осуществления Управлением Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на регистрационных действий перехода и возникновения права собственности Российской Федерации на изъятый для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером №.
Кроме того, в ходе рассмотрения гражданского дела истцом подано заявление о приведении решения суда к немедленному исполнению и в качестве обоснования указано, что обращение Государственной компании в суд с настоящим иском обусловлено необходимостью реализации проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Краснодар-Новороссийск. Комплексное обустройство для организации последующей эксплуатации на платной основе дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 777 - км 933 в Ростовской области». В свою очередь, федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон» является трассой общего пользования и предназначена для передвижения транспорта неопределенного крута лиц. Реконструкция подобного объекта связана со значительным повышением объема и качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильной дороги, связанных, главным образом, с безопасным и бесперебойным движением по ней.
Выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также его соответствие проекту планировки территории и проекту межевания территории, ограничениям, установленным земельным и иным законодательством Российской Федерации, в соответствии с ч.1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Важнейшим документом для получения разрешения на ввод, в силу ч. 3. ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, является правоустанавливающий документ на земельный участок.
Правоустанавливающий документ на земельный участок невозможно получить иначе, как с соблюдением норм главы VII. 1 Земельного кодекса РФ, регламентирующей порядок изъятия земельных участков для государственных нужд.
При этом затягивание процесса реконструкции автомобильной дороги фактически приводит к продлению сроков ограничения движения, создает заторы на федеральной трассе, что является причиной не только значительных неудобств для пользователей автодорогой, но и фактически влечет возникновение реальных убытков грузоперевозчикам и производителям, увеличивая транспортные издержки, определяя потребность в использовании более дорогостоящего транспорта (рефрижераторов) для перевозки скоропортящейся продукции, приводит к увеличению процента порчи импортируемой и экспортируемой сельхоз-товаропроизводителями продукции, является причиной увеличения себестоимости товаров (работ и услуг), влияет на процессы инфляции и нарушает интересы потребителей - граждан РФ.
Ответчик Оганесян Н.С. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания уведомлялась судом по адресу регистрации, однако судебную корреспонденцию не получила, поскольку по адресу регистрации не проживает. Поскольку на момент рассмотрения дела не удалось установить место проживания ответчика, судом для представления ее интересов в соответствии с требованиями ст. 50 ГПК РФ был назначен адвокат. Представитель ответчика адвокат Войлоков С.А. в судебном заседании просил суд вынести законное и обоснованное решение, поскольку позиция его доверителя ему не известна.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о дате и времени судебного заседания уведомлено надлежаще, явка представителя в судебное заседание не обеспечена, каких-либо ходатайств перед судом не заявлено.
Третье лицо Отделение судебных приставов по Миллеровскому и Тарасовскому районам УФССП России по Ростовской области о дате и времени проведения судебного заседания уведомлено надлежаще, явка представителя в судебное заседание не обеспечена, каких-либо ходатайств перед судом не заявлено.
Третье лицо Межрайонная ИФНС России № 21 по Ростовской области о дате и времени судебного заседания уведомлено надлежаще, явка представителя в судебное заседание не обеспечена, каких-либо ходатайств перед судом не заявлено.
Третье лицо Межрайонная ИФНС России № 26 по Ростовской области о дате и времени судебного заседания уведомлено надлежаще. До судебного заседания от представителя третьего лица поступило заявление, в котором третье лицо просило рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя, поскольку Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» не заявлено требований к Межрайонной ИФНС № 26 по Ростовской области, а также не приведены доводы оспоримости действий (бездействия), решений Межрайонной ИФНС № 26 по Роствоской области.
Третье лицо Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел России по г. Москве о дате и времени проведения судебного заседании уведомлено надлежаще. В заявлении представитель третьего лица просил рассмотреть указанное дело без участия представителя, поскольку самостоятельные требования к УГИБДД не заявлены и интересы третьего лица не затрагиваются.
Третье лицо ООО «Микрокредитная компания Скорость Финанс» о дате и времени судебного заседания уведомлено надлежаще, явка представителя в судебное заседание не обеспечена, каких-либо ходатайств перед судом не заявлено.
Третье лицо ООО МК «Центр Денежной Помощи ДОН» о дате и времени судебного заседания уведомлено надлежаще, явка представителя в судебное заседание не обеспечена, каких-либо ходатайств перед судом не заявлено.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца и представителя ответчика определил рассмотреть гражданское дело при сложившейся явке.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, определил удовлетворить исковые требования в полном объёме.
Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 17 июля 2009 года N145-ФЗ установлены следующие полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании:
1) обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании:
1.1) подготовка проектов решений об изъятии земельных участков расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании:
2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
3)подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;
4) Подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании;
5) обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной кампании:
6) обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных у участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества:
4) обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (ч. 1 ст. 279 ГК РФ).
Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения в соответствии со ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены к основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 3 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти вправе обратиться в организации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. 1-2 ст. 56.4 ЗК РФ).
Организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществлять деятельность по строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, входят в перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 N 442.
Как следует из п. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса РФ, в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе, для размещения объектов федерального значения, оно осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 N 173 (|ред. от 26.05.2011) Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственные услуг, по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374 (ред. от 27.08.2016) закреплено, что Федеральное дорожное агентство осуществляет, в том числе. следующие полномочия:
- принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервирования земель для указанных целей ((п.п. 5.4.1(1) введен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 83, в ред. Постановления Правительства РФ от 11.03.2011 N 153)):
- принятие решений о подготовке документации по планировке территории в целях развития автомобильных дорог общего пользования федерального значения ((п.п. 5.4.1(2) введен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 83).
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством ( п.5 ст. 279 ГК РФ).
В соответствие с п. 11 ст. 56.6 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», предусмотренного пп. 3 п. 10 настоящей статьи заказного письма.
Как определено п. 6 ст. 279 ГК РФ, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу п. 9 ст. 56.10 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии. Либо правообладатель вправе направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В соответствии с п. 6 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма, если иное не предусмотрено п. 7 настоящей статьи.
Если сообщение поступило адресату, но не было ему вручено или он с ним не ознакомился по причинам, которые от него не зависят, оно все равно считается доставленным, согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, в частности, когда письмо было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи, поскольку адресат уклонился от его получения (п. 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).
Пунктом 2 статьи 282 ГК РФ и пунктом 10 статьи 56.10 ЗК РФ установлено, что, если правообладатель земельного участка не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии.
Однако, в соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.
Как следует из п. 4 ст. 281 ГК РФ, принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. В случае принудительного изъятия, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются судом (п. 6 ст. 279 ГК РФ).
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе, упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (п. 2 ст. 281 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных рассматриваем статьей.
В соответствие с п.п.. 3 п. 3 ст. 56.8 ЗК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с досрочным прекращением договора аренды земельного участка. договора безвозмездного пользования земельным участком, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка до истечения срока действия указанных договоров.
В силу пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 145-ФЗ от 17.07.2009 государственная компания осуществляет правомочия собственника в отношении автомобильной дороги М-4 «Дон».
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно документации по планировке территории, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ №-р, а также № 3341-р от 02.11.2020 (о внесении изменений), а также схемы расположения земельного участка, в границы комплексного обустройства Объекта попадает земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 612 +/- 216 кв. м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ростовская обл., р-н Миллеровский.. Первомайское сельское поселение (л.д.22, 23-24).
В соответствии с Распоряжением Федерального дорожного агентства №р от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 61:22:0600027:1324 с целью обеспечения реализации проекта подлежит изъятию для нужд Российской Федерации (п. 21 приложения к распоряжению) (п. 26-31).
Характеристики земельного участка с кадастровым номером № соответствуют выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № № от ДД.ММ.ГГГГ № ( л.д. 33-37).
Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Оганесян Н.С., что соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРН и подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №. от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, согласно сведениям из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером № зарегистрированы ограничения и обременения, а именно:
запрещение регистрации, номер регистрации ограничения № от ДД.ММ.ГГГГ, установленное на основании постановления Отделения судебных приставов по Миллеровскому и Тарасовскому районам УФССП России по Ростовской области о запрете на совершение действий по регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ;
запрещение регистрации, номер государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, установленноей на основании постановления Отделения судебных приставов по Миллеровскому и Тарасовскому районам УФССП России по Ростовской области о запрете на совершение действий по регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из ответа отдела судебных приставов по Миллеровскому и Тарасовскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, в производстве отдела судебных приставов по Миллеровскому и Тарасовскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области находится на исполнении сводное исполнительное производство №, должником по которым выступает ответчик - Оганесян Н.С.:
№-ИП, возбужденное на основании судебного приказа № 2а-2-673/2022 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным участком № Миллеровского судебного района Ростовской области, предмет исполнения: взыскание налогов и сборов, включая пени (кроме таможенных) на сумму 13 007 (тринадцать тысяч семь) рублей 40 копеек, в пользу взыскателя - МИФНС № 21 по Ростовской области:
№-ИП, возбужденное на основании исполнительского листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным участком № Миллеровского судебного района Ростовской области, предмет исполнения: госпошлина, присужденная судом, суммой 260 (двести шестьдесят) рублей 00 копеек, в пользу взыскателя - МИФНС № 21 по Ростовской области;
- №-ИП, возбужденное на основании акта органа, осуществляющего контрольные функции № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного МИФНС № 26 по Ростовской области, предмет исполнения: взыскание налогов и сборов, включая пени (кроме таможенных), сумма долга: 41 264 (сорок одна тысяча двести шестьдесят четыре) рубля 53 копейки, в пользу взыскателя - МИФНС № 26 по Ростовской области;
- №-ИП, возбужденное на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Миллеровским районным судом, предмет исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц, сумма долга: 59 348 (пятьдесят девять тысяч триста сорок восемь) рублей 81 копейка, в пользу взыскателя ООО «Микрокредитная компания Скорость Финанс»;
- №-ИП, возбужденное на основании акта по делу об административном правонарушении 18№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, предмет исполнения: штраф ГИБДД, сумма долга: 3000 (три тысячи) рублей 00 копеек;
- №-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа ВС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным участком № 2 Миллеровского судебного района Ростовской области, предмет исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц, сумма долга: 23 070 (двадцать три тысячи семьдесят) рублей 92 копейки, в пользу взыскателя ООО МКК «Центр Денежной Помощи-ДОН»;
- №-ИП, возбужденное на основании акта органа, осуществляющего надзорные функции № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного МИФНС № 23 по Ростовской области, предмет исполнения: взыскание налогов и сборов, включая пени (кроме таможенных), сумма долга: 37 351 рубль 55 копеек, в пользу взыскателя - ООО МКК «Центр Денежной Помощи-ДОН».
Общая сумма задолженности: 177 303 (сто семьдесят семь тысяч триста три) рубля 21 копейка (л.д.114).
В соответствии с вышеизложенными требованиями законодательства Государственная компания письмом № 1179-РФ 12.04.2022 уведомила ответчика о принятом решении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направив 14.04.2022 копию Распоряжения ФДА № 1040-р от 08.04.2022 и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в адрес ответчика заказным письмом, квитанция с описью вложения № 35007864109333 (л.д.42).
Наряду с этим, тем же письмом Государственная компания предложила ответчику представить документы, требуемые для реализации процедуры изъятия недвижимости.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте почты России http://vwvv,russianpost.ru/ в разделе отслеживание почтовых отправлений, ценное письмо с описью вложения с почтовым идентификатором 35007864109333 не было получено ответчиком и 24.05.2022 возвращено отправителю, что подтверждается и квитанцией о возврате. Поскольку ответчиком не представлены запрашиваемые документы, Государственная компания подготовила проект соглашения без данных контрагента.
В порядке, предусмотренном ст. 56.10 ЗК РФ Государственная компания 12.10.2022 направила ответчику письмо № 2980-РФ от 07.10.2022 с проектом соглашения об изъятии указанного земельного участка вместе с отчетом об оценке от 19.09.2022 года № 029-09/22, идентификатор почтового отправления № 35007870108887( л.д.96-97).
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте почты России Imp:www.russianpost.ru/ в разделе отслеживание почтовых отправлений, ценное письмо с описью вложения с почтовым идентификатором ответчиком получено не было и в связи с истекшим сроком хранения возвращено отправителю 19.11.2022, что подтверждается квитанцией о возврате отправления.
Пунктом 2 статьи 282 Гражданского Кодекса Российской Федерации и пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что, если правообладатель земельного участка не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии.
Однако, в соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и, если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти шит орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, па основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.
За указанный период в адрес Государственной компании не поступало подписанного со стороны ответчика соглашения об изъятии недвижимости.
Результаты оценки стоимости возмещения за земельный участок с кадастровым номером № содержатся в отчете ООО «Межевой земельный центр» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 612 кв.м. и права требования на возмещение убытков, связанных с изъятием участка. Объект строительства: «Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Краснодар-Новороссийск. Комплексное обустройство для организации последующей эксплуатации на платной основе дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 777-км 933 в Ростовской области.
Согласно отчету, размер возмещения составляет 47 390 рублей, из которых: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет № руб., рыночная стоимость убытков, причиняемых правообладателю изъятием земельного участка составляет 00 рублей, 00 копеек ( л.д.51-94).
Указанный отчет об оценке, согласно экспертному заключению Саморегулируемой организации «Региональная ассоциация оценщиков» № от ДД.ММ.ГГГГ получил положительное экспертное заключение, отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а итоговая величина стоимости, отраженная в отчете (стоимость объекта опенки), соответствует рыночной стоимости (л.д. 99-112).
Срок для принудительного изъятия наступил ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошло 45 дней).
Таким образом, при подаче настоящего иска Государственной компанией соблюден досудебный порядок.
В связи с чем, представитель ответчика полагала, что судом должна быть принята во внимание указанная выше рыночная стоимость изымаемого земельного участка.
Суд, оценив все предоставленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, выполненный ООО «Межевой земельный центр» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и представленный истцом, является допустимым доказательством и на его основании принимает решение об определении выкупной стоимости земельного участка, поскольку, по мнению суда, отчет соответствует требованиям, установленным Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Отчет об оценке является мотивированным и обоснованным, в отчете подробно изложены качественные и количественные характеристики земельного участка, подлежащего изъятию, подходы, используемые оценщиком при оценке рыночной стоимости. Методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода определена стоимость земельного участка. Согласование результатов оценки недвижимости и отражение его результатов в отчёте об оценке осуществлялось в соответствии с требованиями ФСО № и ФСО № (ФСО № п.26). Оснований для сомнения в правильности подобранных аналогов и применении корректировок при расчёте их рыночной стоимости у суда не имеется.
Не приведены такие основания суду и стороной ответчика.
Поскольку истец в соответствии со ст. 336.36 НК РФ освобождён от уплаты государственной пошлины, ответчика необходимо взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 1 621, 70 руб.
На основании изложенного, руководствуясь, ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Изъять у Оганесян Н.С. для государственных нужд Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером №, площадью 612+/-216 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ростовская обл., р-н Миллеровский, Первомайское сельское поселение, с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере <данные изъяты>.
Снять с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Ростовская обл., р-н Миллеровский, Первомайское сельское поселение, ограничения в виде запретов регистрации наложенных постановлениями Отделения судебных приставов по Миллеровскому и Тарасовскому районам УФССП России по Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в целях осуществления Управлением Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на регистрационных действий перехода и возникновения права собственности Российской Федерации на изъятый для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером №.
Взыскать с Оганесян Н.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение по делу обратить к немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Бугаева
решение в окончательной
форме составлено 30.05.2023