Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-111/2024 (2-1567/2023;) ~ М-1460/2023 от 21.11.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сегежа                            20 мая 2024 года

Сегежский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Скрипко Н.В.

при секретаре Н,

с участием истца А, его представителя по устной доверенности З,

представителя ответчика ОСФР по Республике Карелия Г, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Карелия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной пенсии по старости, -

УСТАНОВИЛ:

    Истец обратился с настоящим исковым заявлением к ответчику по тем основаниям, что решением от 27 июня 2023 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, при этом ответчик указал на отсутствие у А достаточного стажа работы с тяжелыми условиями труда и недостаточным стажем работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте. Ответчиком в специальный стаж истца не включен период работы последнего с 1996 года по 2002 год, а всего 5 лет 10 месяцев в должности оператора котельной, работающей на твердом топливе с ручным удалением золы (кочегар), однако профессия «Машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы» включена в Список № 2. На основании изложенного просил суд обязать ответчика включить в льготный стаж на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400 периоды его работы по спорной профессии с 4 октября 1996 года по 31 декабря 1997 года, с 1 января по 17 мая 1998 года, с 23 мая 1998 года по 12 июля 1998 года, с 15 июля 1998 года по 30 января 2001 года, с 1 февраля 2001 года по 22 августа 2002 года, назначить А досрочную пенсию по старости с 21 апреля 2023 года, а также взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.

    В ходе рассмотрения дела по существу к участию в споре в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено «Кондопожское ММП ЖКХ».

    Истец А и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям, дополнительно истец пояснил, что на период отключения отопления в поселке их всех переводили на другие должности, так как фактически работы летом у них не было, чтобы не увольнять. Работали они постоянно на угле, на другие виды топлива их котельную не переводили.

    Представитель истца З также пояснил, что его доверитель фактически осуществлял деятельность, которая предусмотрена Списком № 2 в котельной, работающей на твердом топливе – угле, в том числе с ручным ее удалением, что является основанием для включения спорного периода времени в льготный стаж. Тот факт, что работодателем должность, занимаемая А, поименована неверно, не является основанием для лишения его доверителя права на досрочный выход на пенсию. Просил обратить внимание, что в соответствии с Правилами исчисления пенсии тяжелые условия труда, такие как работа в котельной и работа в должности рабочего локомотивных бригад подлежит суммированию, в связи с чем специального стажа А, в случае удовлетворения заявленных требований, достаточно для назначения ему пенсии с даты обращения, то есть с 21 апреля 2023 года. Считал, что все необходимые условия для назначения пенсии истцу имеются, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению. Вопрос о включении в льготный стаж работу А в периоды завершения отопительного сезона оставил на усмотрение суда.

    Представитель ответчика Г в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала ранее данные пояснения, в том числе в письменном виде, в соответствии с которыми Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости право на досрочную пенсию по старости имеют машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы (раздел XXXIII «Общие профессии» «23200000-13786».

    В соответствии с Правилами № 516 и Разъяснением № 5 в стаж на соответствующих видах работ не включаются периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, в учебных отпусках и дни отдыха донорам, простои, прогулы, командировки, периоды выполнения гражданских обязанностей, периоды совмещения работ, не дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (более 20% рабочего времени), периоды работы в режиме неполной рабочей недели или неполного рабочего дня и другие периоды, когда работник не выполнял профессиональных (должностных) обязанностей.

    Таким образом, исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, занятым определенной профессиональной деятельностью, законодатель связывает такое право не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (тяжелыми условиями труда) в течение определенного времени.

    В соответствии с трудовой книжкой А последний принят на работу 4 октября 1996 года в МУ ЖКХ «Кончезерское» оператором 2 разряда котельной, работающей на твердом топливе с ручным удалением золы (кочегар). 28 ноября 1997 года на основании переаттестации присвоен 3 разряд кочегара, 22 августа 2002 года уволен по ст. 80 ТК РФ по собственному желанию. Указанная профессия не соответствует наименованию профессии, предусмотренной Списком № 2.

    Трудовая книжка истца не содержит в себе сведений о характере выполняемой истцом работы в спорные периоды. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета отражены на лицевом счету А без подтверждения факта работы с тяжелыми условиями труда.

    Согласно архивным документам, представленным в материалы дела, в архивном учреждении имеются сведения за периоды с 4 октября 1996 года по 31 декабря 1997 года, с 1 января по 17 мая 1998 года, с 23 мая 1998 года по 12 июля 1998 года, с 15 июля 1998 года по 30 января 2001 года, с 1 февраля 2001 года по 22 августа 2002 года о работе истца в различных должностях, не включенных в Список № 2 от 26 января 1991 года. Упоминание работы истца в должности машиниста, кочегара котельной не является подтверждением соответствия должности указанному Списку.

    Отметила также, что в деле не имеется сведений о виде топлива, используемого в производстве котельной, также отсутствуют сведения о датах начала и окончания отопительных периодов, о соблюдении требований к полной рабочей занятости истца.

    На основании изложенного в удовлетворении заявленных требований просила отказать в полном объеме.

    Третье лицо «Кондопожское ММП ЖКХ» в судебное заседание не явилось, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовало, об уважительности причин неявки не сообщало.

    Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы выплатного дела, суд приходит к следующим выводам.

    Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

    На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции Федерального закона № 8 от 27 июня 2018 года (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

    В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

    Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

    Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

    Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона, при досрочном назначении страховой пенсии по старости применяются Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 и Списки N 1 и N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

    В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 " О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665).

    В соответствии с его нормами (подп. " б" п. 1 Постановления N 665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

    - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 " Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее- Список N 2 от 26 января 1991 года);

    - а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года - Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 " Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".

    При этом из постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 27 ноября 1984 года N 342/22-123 (в редакции, действующей до 12 мая 1988 года) усматривается, что в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1, раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" внесены дополнения и изменения, в частности профессия "машинист (кочегар) котельной на жидком и газообразном топливе" переименована на "оператора котельной", и установлено, что за рабочими сохраняется выработанный ими стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение в профессии "машинист (кочегар) котельной" на момент принятия данного постановления, т.е. на 27 ноября 1984 года.

    С изданием указанного постановления рабочим, занятым во всех отраслях народного хозяйства на обслуживании или обеспечении бесперебойной работы водогрейных и паровых котлов различных систем или бойлерных установок и станций мятого пара, работающих на жидком и газообразном топливе или электронагреве, должно быть установлено новое наименование профессии "оператор котельной", рабочим, осуществляющим аналогичные работы на твердом топливе - "машинист (кочегар) котельной".

    Кроме того, предусматривалось, что операторам котельной и операторам теплового пункта, поступившим на работу после принятия данного постановления, льготы по пенсионному обеспечению и дополнительный отпуск по условиям труда не предоставляются.

    Как следует из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства"), машинист (кочегар) котельной и оператор котельной имеют разные тарифно-квалификационные характеристики.

    В частности машинист (кочегар) котельной среди прочего осуществляет обслуживание водогрейных и паровых котлов или обслуживание в котельной отдельных водогрейных или паровых котлов, работающих на твердом топливе. А оператор котельной - обслуживание водогрейных и паровых котлов или обслуживание в котельной отдельных водогрейных или паровых котлов, работающих на жидком и газообразном топливе или электронагреве.

    Применительно к спорным правоотношениям указанные положения означают, что возникший спор среди прочего регулируется Списком N 2 от 26 января 1991 года, т. к. истец просит включить в специальный стаж работу оператором котельной, имевшей место после 1 января 1992 года. А в нем поименованы машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы (позиция 23200000-13786, раздел ХХХIII "Общие профессии").

    При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 года № 1015).

    Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

    Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 года № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

    В соответствии с пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 "Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях")

    При разрешении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

    При исчислении стажа применяется пункт 5 разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда на пенсию за выслугу лет", согласно которому, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ в течение полного рабочего дня, предусмотренных Списками N 2, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.

    Согласно разъяснению Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года N 5, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

    При этих обстоятельствах, в соответствии с буквальным толкованием вышеуказанных Списков, основанием для включения в специальный стаж периодов работы имевших место после 1 января 1992 года является наличие доказательств занятости на работе в должности машиниста (кочегара) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы на условиях доказательств постоянной занятости, не менее 80% рабочего времени.

    В судебном заседании установлено, что 21 апреля 2023 года Андрушко Н.Д. обратился с заявлением к ответчику о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.

    Решением № 59237/23 от 27 июня 2023 года последнему в удовлетворении его заявления отказано в связи с тем, что льготный стаж работы истца с тяжелыми условиями труда не установлен, стаж работы в качестве рабочего локомотивных бригад и работника отдельной категории, непосредственно осуществляющего организацию перевозок и обеспечивающего безопасность движения на железнодорожном транспорте составляет 7 лет 8 месяцев, что менее требуемого стажа – 12 лет 6 месяцев.

    При этом в специальный стаж с тяжелыми условиями труда истца не включены периоды его работы в ММП ЖКХ «Кончезерское» в качестве оператора котельной:

    - с 4 октября 1996 года по 31 декабря 1997 года,

    - с 1 января 1998 года по 17 мая 1998 года,

    - с 23 мая 1998 года по 12 июля 1998 года,

    - с 15 июля 1998 года по 30 января 2001 года,

    - с 1 февраля 2001 года по 22 августа 2002 года, так как должность «оператор котельной» Списком № 2 от 26 января 1991 года не предусмотрена.

    Сведения индивидуального (персонифицированного) учета, подтверждающие указанные периоды работы, отражены на индивидуальном лицевом счету А без подтверждения факта работы с тяжелыми условиями труда.

    С указанным решением не согласен А, в связи с чем подал настоящее исковое заявление в суд.

    В обоснование своей позиции по делу истцом представлена копия трудовой книжки №..., из содержания которой следует, что последний:

    - 4 октября 1996 года принят оператором 2 разряда котельной, работающей на твердом топливе с ручным удалением золы (кочегар) в ММП ЖКХ «Кончезерское» на основании приказа №...-к от ХХ.ХХ.ХХ.,

    - 28 ноября 1997 года на основании переаттестации присвоен 3 разряд кочегара (приказ №...-к от ХХ.ХХ.ХХ.),

    - 22 августа 2002 года уволен по собственному желанию на основании ст. 80 ТК РФ (приказ №... от ХХ.ХХ.ХХ.).

    Из представленной в дело архивной справки МКУ «Административно-хозяйственное управление» от 1 декабря 2023 года следует, что А, ХХ.ХХ.ХХ. г.р., принят на работу в ММП ЖКХ «Кончезерское» с 4 октября 1996 года постоянно оператором 2 разряда котельной, работающей на твердом топливе с ручным удалением золы (приказ №... от ХХ.ХХ.ХХ.),

    - на основании аттестации ХХ.ХХ.ХХ. (протокол №...), присвоен третий разряд оператора котельных установок (приказ №... от ХХ.ХХ.ХХ.),

    - А, кочегару (так в документе), предоставить 4 дня без содержания (18 по 22 мая 1998 года) (приказ №... от ХХ.ХХ.ХХ.),

    - в связи с окончанием отопительного сезона и производственной необходимостью переведен с ХХ.ХХ.ХХ. сроком на 1 месяц машинистом котельного оборудования на ремонт котлов и котельного оборудования, оплату произвести по среднему заработку (приказ №...-а от ХХ.ХХ.ХХ.),

    - А, машинисту котельной, предоставить 2 дня без содержания (13, 14 июля 1998 года) (приказ №... от ХХ.ХХ.ХХ.),

    - А, машиниста котельных установок, перевести с 1 сентября 1998 года по 18 сентября 1998 года оператором насосных установок ВОС на время отпуска основного работника (приказ №... от ХХ.ХХ.ХХ.),

    - А, слесаря-ремонтника, перевести машинистом котельных установок на период отпуска Д с 27 апреля 1999 года по 1 июля 1999 года (приказ №... от ХХ.ХХ.ХХ.) приказ о переводе слесарем-ремонтником до 27 апреля 1999 года не значится, копия лицевого счета не прилагается,

    - в связи с окончанием отопительного сезона с 24 мая 1999 года создать ремонтную бригаду по ремонту котлов и котельного оборудования из высвободившихся кочегаров (так в документе), перевести с 24 мая 1999 года слесарями-ремонтниками 4 разряда следующих работников: 1. А (приказ №... от ХХ.ХХ.ХХ.),

    - на время отпуска основного работника перевести кочегара (так в документе) А оператором ВОС с 27 августа 1999 года с оплатой по штатному расписанию/период не указан/ (приказ №... от ХХ.ХХ.ХХ.),

    - на время отпуска машиниста насосных установок перевести с 7 июня 2000 года машинистом слесаря-ремонтника А (приказ №... от ХХ.ХХ.ХХ.),

    - А, машинисту котельных установок, считать 31 января 2001 года прогулом за нахождение на работе в нетрезвом состоянии (приказ №... от ХХ.ХХ.ХХ.),

    - в связи с началом отопительного сезона в школе и детском саду, перевести слесарей-ремонтников машинистами котельных установок с 17 сентября 2001 года …. А (приказ №... от ХХ.ХХ.ХХ.),

    - в связи с окончанием отопительного сезона и в связи с переработкой, предоставить отгулы за май 2002 года с 27 по 31 мая 2002 года машинистам котельных установок …. А – 40 часов (приказ №... от ХХ.ХХ.ХХ.),

    - А, машиниста котельных установок 3 разряда, уволить с работы с 22 августа 2002 года на основании ст. 80 ТК РФ, собственное желание (приказ №... от ХХ.ХХ.ХХ.).

    В личных карточках уволенных (форма Т-2) в 2002 году значится А, ХХ.ХХ.ХХ. г.р., в разделе «назначения и перемещения» указано:

    - 4 октября 1996 года котельная, оператор котельной 2 разряд,

    - 28 ноября 1997 года присвоен 3 разряд на основании переаттестации.

    В разделе «Дата и причина увольнения» указано: «уволен 22 августа 2002 года по ст. 80 ТК РФ».

    В лицевых счетах по начислению заработной платы работникам за период с 1996 года по 2002 год значится А, заработная плата начислена с октября 1996 года по август 2002 года: в октябре 1996 года котельная машинист насос. установок КОС (так в документе), в 1997 году котельная кочегар 2 разряда (так в документе), с 28 ноября 1997 года 3 разряд, в 1998 году котельная кочегар 3 разряда (так в документе), с 1999 года по 2002 год котельная машинист котельных установок 3 разряда.

    В 2000 году в разделе «Отметки о перемещении» указано:

    - с 18 мая 2000 переведен слесарем-ремонтником 3 разряда (приказ №... от ХХ.ХХ.ХХ.2 года)/ не значится,

    - в 2001 году в том же разделе с 10 мая 2001 года слесарь-ремонтник 3 разряда (приказ 16 от 14 мая 200 г.)/ не значится,

    - в 2002 году в том же разделе с 27 мая 2002 года машинист ВОС до отопительного сезона (приказ №... от ХХ.ХХ.ХХ.)/ не значится.

    Дополнительно сообщено, что на предприятии за указанный период значится один работник с фамилией «А», инициалами «Н.Д.».

    Факт оплаты труда истцу по должности машинист котельных установок (кочегар) подтверждается двумя архивными справками от 25 января 2024 года, а также представленными в дело лицевыми счетами за весь спорный период.

    В соответствии с ответом на запрос ММП ЖКХ «Кондопожское» от 19 декабря 2023 года информация в учреждении о работе истца в спорные периоды времени отсутствует. Котельные с. Кончезера приняты на баланс предприятия с сентября 2006 года, топливо – каменный уголь до декабря 2014 года.

    С января 2014 года вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 ода № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в связи чем Кондопожский ММП ЖКХ провел специальную оценку рабочих мест в период с 1 февраля по 1 октября 2015 года, в спорный период времени специальная оценка рабочих мест на предприятии не проводилась.

    По сведениям Кондопожского муниципального архива от 25 января 2024 года Администрацией города Кондопоги в отношении отопительных сезонов выносились следующие постановления:

    - № 891-р от 13 сентября 1996 года о начале отопительного сезона 1996-1997 в детские дошкольные учреждения, школах, больницах с 16 сентября 1996 года, а также в муниципальный, ведомственный жилой фонд и в административные здания города - с 23 сентября 1996 года,

    - № 39 от 30 мая 1997 года отключение тепла в жилых и общественных зданиях произвести с 8.00 час. 30 мая 1997 года,

    - № 71 от 19 сентября 1997 года обеспечить подачу тепла в детские дошкольные учреждения, школах, больницах с 22 сентября 1997 года, а также в муниципальный, ведомственный жилой фонд и в административные здания города - с 23 сентября 1997 года,

    - № 110 от 19 мая 1998 года отключение тепла в жилых и общественных зданиях произвести с 10.00 час. 19 мая 1998 года,

    - № 189 от 8 сентября 1998 года обеспечить подачу тепла в детские дошкольные учреждения, школах, больницах с 2 сентября 1998 года,

    - № 65 от 25 мая 1999 года произвести отключение теплоснабжения в жилые и общественные здания Кондопожского района с 8 час. 24 мая 1999 года,

    - № 111 от 16 сентября 1999 года обеспечить подачу тепла в детские дошкольные учреждения, школах, больницах с 13 сентября 1999 года, а также в муниципальный, ведомственный жилой фонд и в административные здания города - с 14 сентября 1999 года,

    - № 44 от 12 мая 2000 года отключить теплоснабжение в жилые и общественные здания Кондопожского района с 8.00 час. 16 мая 2000 года,

    - № 88 от 11 сентября 2002 года обеспечить подачу тепла в муниципальный, ведомственный жилой фонд и административные здания с 13 сентября 2000 года,

    - № 49 от 8 мая 2001 года произвести отключение подачи тепловой энергии в горячей воде для отопления жилых и общественных зданий Кондопожского района с 8.00 час. 10 мая 2001 года,

    - № 96 от 24 сентября 2001 года обеспечить подачу тепловой энергии для отопления муниципального, ведомственного жилого фонда и административных зданий с 8.00 час. 24 сентября 2001 года,

    - № 54 от 13 мая 2002 года прекратить подачу тепловой энергии в горячей воде для отопления жилых и общественных зданий г. Кондопоги с 08.00 час. 20 мая 2002 года.

    Иных сведений о переводе А на другие должности, либо должности по совместительству трудовая книжка последнего не содержит, соответствующих приказов в дело не представлено.

    Определением Сегежского городского суда Республики Карелия от 21 декабря 2023 года по делу назначена экспертиза условий труда, на разрешение экспертов поставлен вопрос - соответствовала ли выполняемая истцом А работа в периоды с 04.10.1996 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 17.05.1998, с 23.05.1998 по 12.07.1998, с 15.07.1998 по 30.01.2001, с 01.02.2001 по 22.08.2002 условиям труда по коду профессии 23200000-13786 – машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы, согласно Списку № 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991, раздел ХХХIII «Общие профессии 23200000-13786»?

    Письмом Управления труда и занятости Республики Карелия от 19 апреля 2024 года материалы гражданского дела возвращены в суд, в связи с тем, что согласно подпункту «б» пункта 12 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 года № 775н, проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе досрочного пенсионного обеспечения, осуществляется только на основании отчетов о проведении специальной оценки условий труда и документов, содержащих результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах.

    Поскольку процедура проведения специальной оценки условий труда введена с 1 января 2014 года, то вышеуказанная документация не может быть представлена за периоды работы А с 4 октября 1996 года по 22 августа 2002 года.

    Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 Порядка Управление изложило свое мнение по вышеуказанному вопросу.

    Согласно трудовой книжке в период с 4 октября 1996 года по 22 августа 2002 года истец работал в качестве оператора 2, 3 разрядов котельной, работающей на твердом топливе с ручным удалением золы (кочегар) (так указано в документах) ММП ЖКХ «Кончезерское».

    Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с разделом ХХХIII «Общие профессии» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее – Списко № 2), пользуются машинисты (кочегары) котельной (на угле, сланце), в том числе занятые на удаление золы (23200000-13786).

    В Едином тарифно-квалификационном справочнике для рабочих, занятых обслуживанием котельного оборудования, предусматриваются следующие профессии «машинист (кочегар) котельной», «оператор котельной».

    Для машиниста (кочегара) котельной характеристика работ включает: обслуживание водогрейных и паровых котлов, работающих на твердом топливе и вырабатывающих горячую воду, обслуживание экономайзеров, воздухонагревателей, паронагревателей, питательных насосов, бойлерных установок и другого оборудования, установленного в котельной, удаление шлаков и золы, участие в ремонте обслуживаемого оборудования. Квалификационный разряд для профессии устанавливается исходя из суммарной теплопроизводительности обслуживаемых котлов.

    Характеристика работ оператора котельной предусматривает: обслуживание водогрейных и паровых котлов, работающих на жидком и газообразном топливе и выратабывающих горячую воду, обслуживание насосов, моторов, вентиляторов, экономайзеров, воздухонагревателей, паронагревателей, питательных насосов, бойлерных установок и другого оборудования установленного в котельной, чистку арматуры и приборов котла, участие в ремонте обслуживаемого оборудования. Квалификационный разряд для данной профессии устанавливается исходя из суммарной теплопроизводительности обслуживаемых котлов.

    В материалах гражданского дела представлен приказ от 2 октября 1996 года № 83 о приеме на работу А, в котором указано, что котельная работает на твердом топливе.

    Согласно заключению Министерства труда и занятости Республики Карелия от 5 февраля 2015 года № 19-18/6 в котельной ММП ЖКХ «Кончезерское» были установлены котлы «МП-1», «Луга», «Кировец», «Тула», «Универсал-6», которые работали на твердом топливе (угле). Данные котлы предназначены для отопления и горячего водоснабжения жилых, производственных и административных зданий, школ, больниц.

    Материалами гражданского дела подтверждается тот факт, что работа котельной ММП ЖКХ «Кончезерское» носила сезонный характер.

    Рабочие, занятые на обслуживании водогрейных и паровых котлов, работающих на твердом топливе, должны квалифицироваться по профессии «машинист (кочегар) котельной».

    Учитывая изложенное, работу А в котельной ММП ЖКХ «Кончезерское» в спорный период времени следует квалифицировать по профессии «машинист (кочегар) котельной».

    Условия и характер труда истца, работавшего в ММП ЖКХ «Кончезерское» в период с 4 октября 1996 года по 22 августа 2002 года в качестве машиниста (кочегара) котельной, соответствовали требованиям Списка № 2 в период отопительного сезона.

    На основании изложенного суд приходит к выводу, что А в спорный период времени осуществлял работу, соответствующую профессии «машинист (кочегар) котельной», в том числе в режиме полного рабочего времени, доказательств обратному в материалы дела не представлено.

    Вместе с тем периоды вынужденного прогула в связи с остановом предприятия, отпуска по семейным обстоятельствам, без сохранения заработной платы и учебные отпуска, не подлежат включению в специальный стаж, в связи с тем, что в указанные дни истец трудовые функции не осуществлял, то есть подтвердить факт занятости в условиях полного рабочего времени не представляется возможным.

    На основании изложенного суд приходит к выводу, что периоды перевода А на иные должности в межотопительный сезон и периоды отпуска без сохранения заработной платы в специальный стаж включению не подлежат, а именно:

    - дни без сохранения заработной платы с 18 по 22 мая 1998 года (всего 4 дня), с 13 по 14 июля 1998 года (всего два дня), 31 января 2001 года (один день),

    - периоды перевода на иные должности в межотопительный сезон с учетом представленных сведений о переводе истца на другие виды работ с 30 мая по 22 сентября 1997 года, с 19 мая по 18 сентября 1998 года, с 24 мая по 12 сентября 1999 года, с 18 мая по 12 сентября 2000 год, с 10 мая по 17 сентября 2001 года, с 21 мая по 22 августа 2002 года,

    - переводы на иные должности по 18 сентября 1998 года включительно оператором насосных установок ВОС, с 24 мая 1999 года в бригаду по ремонту котлов и котельного оборудования, с 17 сентября 2001 года – на должность машиниста котельных установок в связи с подачей тепла в школе и детском саду, с 10 мая 2001 года слесарем-ремонтником.

    Вместе с тем при принятии решения суд учитывает, что истцом при подаче настоящего иска не заявлены к включению в льготный стаж периоды его работы без сохранения заработной платы с 18 по 22 мая 1998 года (всего 4 дня), с 13 по 14 июля 1998 года (всего два дня), 31 января 2001 года (один день).

    В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

    Заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости от истца поступило в адрес ответчика 21 апреля 2023 года.

    Из ответа на запрос ОСФР по Республике Карелия от 19 декабря 2023 года следует, что по предварительному расчету страховой стаж А в календарном исчислении, учтенный по 31 декабря 2022 года, составляет 31 год 8 месяцев и 19 дней, при требуемом стаже – 25 лет, стаж работы в местности приравненной к районам Крайнего Севера, учтенный по 31 декабря 2022 года составляет 29 лет 2 месяца и 17 дней, при требуемом стаже – 20 лет, льготный стаж в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ составляет 15 лет 6 месяцев 2 дня, при требуемом стаже - 12 лет 6 месяцев. Право на досрочную страховую пенсию в соответствии с указанными ранее нормами действующего законодательства в данном случае у истца возникает 15 января 2021 года.

    С учетом удовлетворения требований истца о включении в льготный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода его деятельности в ММП ЖКХ «Кончезерское» с 4 октября 1996 года по 30 мая 1997 года, с 22 сентября 1997 года по 17 мая 1998 года, с 19 сентября 1998 года по 23 мая 1999 года, с 13 сентября 1999 года по 16 мая 2000 года, с 13 сентября 2000 года по 30 января 2001 года, с 1 февраля 2001 года по 9 мая 2001 года, с 17 сентября 2001 года по 20 мая 2002 года, с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П у истца на день обращения за досрочной страховой пенсией по старости стаж работы с тяжелыми условиями труда составляет более 13 лет, при требуемом стаже 12 лет 6 месяцев.

    На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования истца о назначении ему досрочной страховой пенсии со дня обращения, то есть с 21 апреля 2023 года подлежат удовлетворению.

    Помимо этого А также заявлены требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 15 000 руб.

    В обоснование заявленных требований в материалы дела истцом представлен договор об оказании юридических услуг от 16 ноября 2023 года, в соответствии с которым ООО «Велес» приняло на себя обязательства оказать истцу юридическую помощь по восстановлению пенсионных прав, а именно – изучить представленные заказчиком документы и проинформировать о возможных вариантах решения проблемы, подготовить необходимые документы в соответствующий суд и осуществить представительство интересов заказчика в суде первой инстанции при рассмотрении дела по обжалованию указанного решения, в случае положительного решения разъяснить порядок действий по исполнению судебного решения (п. 1.1 договора от 16 ноября 2023 года).

    Из положений п. 2 договора от 16 ноября 2023 года стоимость услуг по договору определена в размере 15 000 руб.

    Факт оплаты указанных денежных средств подтверждается квитанцией без номера от 16 ноября 2023 года на сумму 15 000 руб.

    Из материалов гражданского дела № 2-111/2024 следует, что исковое заявление составлено 21 ноября 2023 года, подано в Сегежский городской суд Республики Карелия в этот же день, принято к производству определением от 21 ноября 2023 года, с участием представителя истца проведено 3 судебных заседания – 7 декабря 2023 года, 21 декабря 2023 года и 20 мая 2024 года, стороной истца заявлено ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы условий труда, свидетелей по делу опрошено не было, ходатайств о добыче иных доказательств со стороны истца заявлено не было.

    Согласно разъяснениям, изложенным в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

    Из п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).

    Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

    На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя подлежат удовлетворению, при определении размера подлежащих взысканию денежных средств принимает во внимание категорию дела и его сложность, количество проведенных судебных заседаний по делу с участием представителя истца, причины их отложения, объем исследованных по делу доказательств, возражения ответчика о взыскании расходов в установленном размере с представлением доказательств в обоснование своей позиции, суд полагает, что разумными и справедливыми в данном случае будут расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.

    Руководствуясь ст. ст. 100, 194-199 ГПК РФ, -

РЕШИЛ:

Исковые требования А удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение – Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» включить период работы истца в должности «оператором 2 разряда котельной, работающей на твердом топливе с ручным удалением золы» в ММП ЖКХ «Кончезерское» с 4 октября 1996 года по 30 мая 1997 года, с 22 сентября 1997 года по 17 мая 1998 года, с 19 сентября 1998 года по 23 мая 1999 года, с 13 сентября 1999 года по 16 мая 2000 года, с 13 сентября 2000 года по 30 января 2001 года, с 1 февраля 2001 года по 9 мая 2001 года, с 17 сентября 2001 года по 20 мая 2002 года в льготный стаж работы А, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать государственное учреждение – Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия назначить А досрочную страховую пенсию по старости с 21 апреля 2023 года.

Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (ИНН 1001040791) в пользу А (СНИЛС 048-745-732-98) расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб.

В удовлетворении требований остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья            подпись                Н.В. Скрипко

    Копия верна. Судья    Н.В. Скрипко

Решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено 27 мая 2024 года.

2-111/2024 (2-1567/2023;) ~ М-1460/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Андрушко Николай Дмитриевич
Ответчики
Отделение фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
Другие
Кондопожское ММП ЖКХ
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Скрипко Н.В.
Дело на странице суда
segezhsky--kar.sudrf.ru
21.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2023Передача материалов судье
21.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.12.2023Предварительное судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
20.05.2024Производство по делу возобновлено
20.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее