УИД 23RS0034-01-2024-000647-80
К делу №2-946/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новокубанск
08 июля 2024 г.
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Пиронкова К. И.
при секретаре Гутник Т. М.
с участием прокурора Рыжкиной А. В.,
представителя администрации муниципального образования
Новокубанский район Шафранского С. В.,
представителя Управления образования администрации муниципального
образования Новокубанский район Савельян Н. А.,
представителя МОАУ СОШ № . . . Колосовой О. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новокубанский район, Управлению образования администрации муниципального образования Новокубанский район, Муниципальному общеобразовательному автономному учреждению средней общеобразовательной школе № . . . <адрес> муниципального образования Новокубанский район о возложении обязанности устранить нарушения в сфере защиты прав инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новокубанского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новокубанский район, Управлению образования администрации муниципального образования Новокубанский район, Муниципальному общеобразовательному автономному учреждению средней общеобразовательной школе № . . . <адрес> муниципального образования Новокубанский район о возложении обязанности устранить нарушения в сфере защиты прав инвалидов, а именно, понуждении выделения финансирования и оборудования помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий звукоусиливающей аппаратурой и индукционными петлями.
Свои исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой Новокубанского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в результате которой выявлено, что помещение предназначенное для проведения массовых мероприятий не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой. До настоящего времени указанные нарушения не устранены.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала.
Представитель администрации муниципального образования Новокубанский район в судебном заседании возражал против удовлетворения в части требований к администрации района, а в случае удовлетворения заявленных требований просил не указывать срок исполнения решения суда в течение двух месяцев.
Представитель управления образования администрации муниципального образования Новокубанский район и представитель образовательного учреждения в судебном заседании удовлетворение заявленных требований оставили на усмотрение суда.
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со ст. 14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда
В п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального закона №273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Подпунктом «г» пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Проведенная проверка показала, что в нарушение вышеуказанных требований в МОАУСОШ № . . . <адрес> (далее – МОАУСОШ № . . .) помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой не оборудовано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ представления об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов руководителю образовательного учреждения.
Вместе с тем согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ нарушение не устранено, в образовательном учреждении отсутствует звукоусиливающая аппаратура и индукционные петли ввиду недостаточности финансирования.
Как следует из п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества лежит на его собственнике.
В соответствии с Уставом МОАУСОШ № . . . его учредителем является муниципальное образование Новокубанский район в лице администрации муниципального образования Новокубанский район, функции и полномочия учредителя в рамках своей компетенции осуществляет управление образования администрации муниципального образования Новокубанский район.
Из приведенных норм права и положений Устава образовательной организации следует, что орган местного самоуправления - администрация муниципального образования - обязана финансировать мероприятия, направленные на содержание в состоянии, не противоречащем требованиям законодательства, имущества образовательной организации.
На основании ст. 206 ГПК РФ понуждение к совершению действий, не связанных с передачей имущества или денежных средств, требует от суда установления сроков, в течение которых судебное решение должно быть исполнено.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
Таким образом, с учетом изложенных норм закона, фактических обстоятельств дела, суд считает необходимым заявленные исковые требования прокурора удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования Управлению образования администрации муниципального образования Новокубанский район для устранения нарушений требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в № . . . им. № . . . <адрес>, а именно оборудования помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями.
Обязать Управление образования администрации муниципального образования Новокубанский район в течение 2 месяцев с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением МОАУСОШ № . . . им. № . . . <адрес> для устранения нарушений требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, а именно оборудования помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями.
Обязать МОАУСОШ № . . . им. № . . . <адрес> в течение 2 месяцев с момента поступления бюджетных денежных средств устранить нарушения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, а именно оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий индукционными петлями.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Новокубанский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: ______________